Докоммуникативная фаза Коммуникативная фаза
Одним из средств воздействия является культура звучания речи, ее звуковая выразительност ь*. Культура оратора, его уважительное отношение к слушателям проявляются в четкости дикции. «Каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно», — писал М. В. Ломоносов. Очень важно для оратора соблюдение темпа речи. Наиболее важные отрезки речи следует произносить в несколько замедленном темпе, так как медленный темп подчеркивает значительность мыслей, их весомость. Все смысловые и эмоциональные оттенки можно точно передать голосом. Выразительность звучания речи в значительной степени создается интонационным богатством, т. е. тональной окраской слов, последовательностью тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу. * Подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема «Культура звучания судебной речи». Тема 3. Публицистический стиль 71 Правильно поставленное логическое ударение подчеркивает логическую перспективу высказывания. Более точно оформлять течение мысли, подчеркивать важные моменты или положения, сосредоточивать на них внимание позволяют паузы. Паузы усиливают воздействие речи. Одним из важных показателей речевой культуры оратора является литературное произношение, доносящее до слушателей смысл, содержание передаваемой информации и воспитывающее у них культуру речи. Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в словах.
Не забывайте, что публичная лекция — это искусство слова, где важно не только то, что говорится, но и как говорится; ясно и четко звучащая речь оказывает эмоциональное воздействие на слушателей. Лингвистические термины Дикция — степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи. Ирония — изобразительное средство, состоящее в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Метафора — употребление слова в переносном значении. Модальные слова — слова, с помощью которых говорящий оценивает отношение к действительности. Настоящее вневременное — форма глагола, обозначающая постоянное действие, не имеющее временных границ. Номинация — языковая единица, называющая что-либо. Отглагольные существительные — имена существительные, образованные от глаголов. Собирательные существительные — существительные, употребленные в форме единственного числа, но обозначающие совокупность предметов как одно целое: законодатель, коллегия и др. Вопросы для самопроверки 1. Какую сферу общения обслуживает публицистический стиль? 2. Назовите самую популярную его разновидность. 3. Каковы функции этого стиля? 4. Перечислите и раскройте стилевые черты публицистического стиля. 5. Чем определяется языковое оформление публицистических текстов? 6. В чем специфика публицистической речи? 7. Каковы языковые характеристики проблемной статьи? 8. Как языковые средства подчеркивают официальный 72 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи характер информативных сообщений? 9. Каких языковых средств требует заметка информативно-аналитического характера? Как проявляются в них стилевые черты? Какова композиция этих текстов? 10. Какая информация лежит в основе заметки неофициально-информативного характера? Как в зависимости от этого оформляется композиция текста? Каковы языковые характеристики этих текстов? 11. Какова роль заголовка в оформлении текста? 12. Что такое публичная лекция? Каковы ее цели? 13. Каково назначение лекции на правовую тему? В чем ее специфика? 14. Как в лекции проявляется логичность? 15. Какова роль вступления? Каким оно должно быть? 16. Что такое смысловая градация? Чем она достигается? 17. Чем достигается доходчивость? 18. Какие средства речевого воздействия вы знаете? Какую функцию в тексте лекции они выполняют? 19. Какую роль в публичной лекции играет техника речи? Что входит в понятие техники речи?
Примерные планы практических занятий Занятие 1 Теоретическая часть 1. Сфера и функции публицистического стиля. 2. Стилевые черты, их проявление в языковых средствах. 3. Жанры текстов юридического характера, их языковое оформление. Практическая часть Задание 1. Проследите в приведенных ниже текстах черты публицистического стиля. Определите целевую направленность каждого текста; посмотрите, как в зависимости от этого организуются языковые средства. Выразите мнение о достоинствах и недостатках предложенных текстов. Уголовная хроника Среди уголовных происшествий недели выделим уже ставшие традиционными нападения на работников торговли. Кстати, парадокс. Бедные продавцы так мало получают и тем не менее пользуются необыкновенной популярностью среди грабителей. У продавца магазина из квартиры по проспекту Металлургов утащили 4 700 000 рублей. У вас есть такие деньги дома? У нас тоже нет. К продавцу магазина «Хакасия» ворвались сразу семь человек, предварительно Тема 3. Публицистический стиль 73 выломав дверь. Дело было в половине седьмого вечера, и хозяйка находилась дома. Семеро забрали у женщины все вещи. У буфетчицы комбината питания № 51 отобрали шубу из норки. И еще одна крупная кража произошла в магазине № 12 Советского РПТ — у продавца украли 730 000 рублей. Для сравнения приведем пример, какие суммы отбираются у работников искусства. 30 января в подъезде ограбили артистку театра им. А. С. Пушкина. Забрали сумочку и 600 рублей денег. Что ни говори, а чувствуется разница между ущербом торговых работников и актеров. Чтобы закончить с примерами, касающимися людей, занятых в сфере обслуживания, расскажем еще одну историю, которая подчеркивает, что, помимо больших денег, работники торговли обладают еще и хорошей зрительной памятью. В одном из сентябрьских номеров мы писали о том, как официантку из кафе «Командор» покатали на машине, потом избили и сняли золотые сережки. Спустя полгода, 27 января, официантка на Центральном колхозном рынке совершенно случайно опознала грабителя, который в тот сентябрьский вечер катал ее на машине. Парня тотчас задержал патруль, и сегодня он находится под арестом. Всем читателям рекомендуем брать пример с официантки.
«Тоеты» заступают на службу Двадцать новых легковых вездеходов японской фирмы «Тоета» поступили в распоряжение сотрудников охраны общественного порядка города Хабаровска. Они были приобретены за валюту объединением «Дальлеспром». Это не единственная акция предприятий края по оказанию реальной помощи милиции за последнее время. Городским и районным отделам безвозмездно уже передано 26 легковых автомобилей, 3 автобуса и другой транспорт. Они начали оснащаться компьютерами, видео- и множительной техникой. В этом году органы милиции пополнят еще 500 человек — участковых инспекторов, сотрудников патрульно-постовой службы, инспекторов по делам несовершеннолетних. Увеличение штата стало возможным за счет договоров, заключенных с предприятиями, которые обязались выделить дополнительные средства на их содержание. Милиция и НЛО 27 декабря в 18.15 в дежурную часть ГАИ от автоинспектора Присича, который нес службу на Енисейском тракте, по рации поступило не совсем обычное сообщение — вблизи стационарного поста ГАИ приземлилась «тарелка». Затем «тарелки», а их оказалось четыре, как объяснил Присич, направились в сторону поселка Солонцы. На патрульном автомобиле в том же направлении выехали и мы. Миновав зону освещенных городских улиц, в темном небе вдруг все четверо увидели отчетливо два летящих объекта с ярко-красными мигающими огнями. «Тарелки» летели, как нам казалось, с небольшой скоростью, на разных одна от другой высотах. Пульсирующие «тарелки-огни» плыли в ночном небе вдоль Московского тракта на протяжении трех-четырех километров, а мы ехали параллельно и на всем протяжении имели возможность наблюдать эту удивительную, будоражащую воображение о пришельцах иных миров картину.
Так вместе, они — по воздуху, мы — по шоссе, достигли поселка Дроцино. Здесь одна из них, перелетев через тракт, приземлилась на холме. В это время к нам подъехал еще один экипаж патрульной машины. На фоне темного неба был отчетливо виден контур горы и над ней в метре — зависшие пульсирующие красные огни. Через некоторое время огни погасли. Вместо них чуть поодаль появились два ярких немигающих пятна зеленого и 74 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи красного цветов, которые начали движение в нашу сторону. Между этими огнями зажигался и гас фонарь тоже красного цвета, только большего размера. Мы замерли, пытаясь услышать звук или шум работающего двигателя. Но было так тихо, что звенело в ушах. На небольшом от нас расстоянии огни перестали увеличиваться, как бы замерли. — Ну вот, они нас изучают, — пошутил кто-то из ребят, — сейчас начнут вступать в контакт. Но «инопланетяне», видимо, приняли другое решение. Через несколько мгновений «тарелка» стала медленно поворачиваться вправо, и мы все увидели круглые окна, в которых светился белый свет. В следующий момент зеленый и красный свет потух, и мы услышали гул. НЛО начал медленно подниматься вверх, опять возникло множество красных мигающих огней. Через минуту-другую объект растворился в вечернем небе. В общем, наблюдение длилось около пятидесяти минут. Свидетелями этого необычного явления стали десять сотрудников ГАИ и несколько десятков водителей, проезжавших по Московскому тракту р эти минуты. Один из сотрудников ГАИ, съехав с тракта, попытался поближе подъехать к сидящей «тарелке», но, к его сожалению, автомобиль через некоторое время застрял в снегу. Тем не менее он оказался самым близким к неопознанному объекту среди всех свидетелей и, кроме вышесказанного, добавляет, что снизу из «тарелки» шел мерцающий свет. Выстрелы на цыганских дачах Ресторан «Енисей-батюшка» бурлил, смеялся и рыдал перед своим закрытием. Все было как обычно. Этот вечер чуть было не стал последним в жизни водителя Н., который решил заработать на бензин для родного «Жигуленка». Трое молодцов, спускавшиеся по ступенькам ресторана, поняли это сразу. «Шеф, в Ветлужанку!» Шеф понял их с полуслова, но уже через пять минут пожалел о своей сообразительности. Один из парней, достав обрез, высунул ствол в заднее окошко машины и салютовал дробью в ночное небо в честь сговорчивого водителя. «Следующая порция дроби будет твоей!» — предупредили шофера парни. Обезумевший от ужаса владелец «Жигулей», вцепившись в руль, завез пассажиров вместо Ветлужанки на остров Пашенный, затем — к Торговому центру, и лишь потом пьяные пассажиры были доставлены в район 1000-коечной больницы на цыганские дачи, где, как и подобает городскому району, заселенному людьми этой веселой национальности, вовсю шла торговля водкой.
Забрав у водителя 9 тысяч рублей, молодые люди дали ему 6000 и строго-настрого наказали купить две бутылки водки. Посетовав на нелегкую судьбу, водитель пошел выполнять поручение своих новых хозяев. В этот момент одному из парней не понравилась группа цыган, направлявшихся к машине, дабы предложить услуги ночного сервиса. Недолго думая, молодой человек пальнул из дробовика в толпу торговцев водкой. Те с криком ужаса, причитая и охая от столь неожиданного приветствия, в страхе разбежались. Водитель, логично рассудив, что начинаются боевые действия и что лучше потерять машину, но зато остаться в живых, залег за сараем. Парни, достав еще один обрез, двинулись на дачи искать цыган, водителя и водку. Первыми были обнаружены цыгане, но без водки. Судя по пулям, которые извлечены из дачи, второй обрез был изготовлен из мелкокалиберной винтовки. Семь отверстий от пуль насчитали работники угрозыска в двери, за которой прятались цыгане. По счастливой случайности никто из них не пострадал. Вынуждены огорчить наших читателей, которые думают, что следующий абзац будет посвящен задержанию хулиганов. Задер- Тема 3. Публицистический стиль 75 жания не было. Преступники ушли в сторону Ветлужанки. Столь подробное изложение этой истории должно послужить предупреждением для владельцев личного транспорта и торговцев водкой. Задание 2. Напишите заметку по началу: Было 10 часов вечера. Студент вечернего отделения юридического факультета возвращался с занятий. Подберите соответствующий заголовок. Проанализируйте заметку в группе на занятии. Задание 3. Ориентируясь по заголовкам, попробуйте определить характер информации в текстах. Каковы должны быть их языковые средства? Частный детектив. Задержан с применением силы. Первая и единственная. Шел по улице полковник. Медведь-уголовник. Под покровом темноты. Операция «Ель». Задание 4. Прочитайте тексты «Криминальная хроника», «Тоеты» заступают на службу»; проанализируйте композицию и языковые средства официально-информативных текстов. Задание 5. Познакомьтесь с работой А. Н. Васильевой «Газетно-публицистический стиль речи». М., 1982; прочитайте раздел о языковых средствах текстов информативно-аналитического характера; напишите заметку такого же типа на одну из актуальных тем. Задание 6. Самостоятельно овладейте жанром рецензии, прочитав с этой целью: Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста (М., 1971); Газетные жанры. Библиотечка журналиста (М., 1973) и несколько рецензий в журналах «Русский язык в школе», «Вопросы языкознания», «Российская юстиция»; напишите рецензию на данное пособие, обсудите рецензию на практическом занятии, после чего отправьте ее в один из названных журналов. Занятие 2 Теоретическая часть 1. Задачи и принципы лекционной пропаганды. 2. Особенности лекции на правовую тему. 3. Структура публичной лекции. 4. Речевые средства воздействия. 5. Культура речи лектора. Практическая часть Задание 1. Выразите и обоснуйте мнение о степени важности для юриста темы «Публицистический стиль». 76 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи Задание 2. Расскажите в группе, как подготовить и провести лекцию на правовую тему. Продумайте вопросы, которые могут задать Вам слушатели. Подготовьте на них ответы. Задание 3. Ответьте, какие из перечисленных ниже вопросов являются актуальными в наши дни, по какому из них Вы хотели бы подготовить и прочитать лекцию. Сформулируйте тему лекции. При подготовке лекции воспользуйтесь схемой, данной на с. 70. 1. Подростково-молодежные группировки. 2. Возрождение в России суда присяжных. 3. Коммерция и преступность. 4. История мафии. 5. Пособия женщинам и детям. 6. Новый порядок разрешения индивидуальных споров. 7. Пенсионное обеспечение. 8. Право на защиту. 9. Налоговое законодательство. 10. Экологические преступления. 11. Жилищное законодательство. 12. Новое в уголовном законе. Задание 4. Прочитайте высказывания ученых-лингвистов. Ответьте, какая мысль объединяет эти тексты. Объясните, как следует произносить слова ч то, т е мп, т е мбр, коне ч но, мод е ли, соврем е нного, подч е ркивает, экспр е ссивная; поставьте ударение в словах чутки, орфоэпия. Прочитайте тексты вслух, постарайтесь интонацией передать все смысловые оттенки. Не забывайте об этом во время чтения Вами лекции. «Интонация — душа живого слова. Она бывает двух основных видов: логическая и эмоционально-экспрессивная. Оратор выделяет, «подчеркивает» повышением голоса (а иногда и понижением) те слова и выражения, которые имеют особенно важное смысловое значение. С этой же целью он пользуется паузой: останавливается, настораживает внимание слушателей, после чего произносит наиболее весомые для него слова. Паузы выполняют и другую логическую задачу: они помогают слушателям понять структуру речи, связи отдельных ее частей» (В. В. Голубков). «Интонацию иногда связывают с орфоэпией. Но эта связь лишь внешняя: там произношение, и тут произношение... интонация — не вообще произношение, а произношение с определенным смысловым заданием. Интонация — это смыслоразличительное, целенаправленное произношение. Интонация — это характер произношения слов, словосочетаний, предложений...» (М. М. Михайлов). «Что такое интонация? Это движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членения паузами. По-видимому, усваивая язык, мы прочнее усваиваем типы изменений тона по высоте, и мы остаемся более свободными в возможностях варьирования тембра, темпа, силы и пауз. Есть, конечно, какие-то заданные языком модели этих компонентов интонации, но эти модели оставляют большие возможности для личностного их применения. Интонационные «рисунки» высказываний, предлагаемые и допускаемые свойствами современного русского литературного языка, многочисленны, разнообразны и очень чутки к той информации, которая высказыванием выражается и возбуждается. Именно этим объясняется громадная роль интонации как выразительного средства, усиливающего ее воздействие на сознание людей» (Б. Н. Головин). Тема 3. Публицистический стиль 77 Задание 5. Поставьте ударение и произнесите слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Регулирование, сформулировано, языковые (ошибки), средства, процедура, академический, дактилоскопия, реализация, информированность, лидер, судей, репрессии, красивее, сессия, договорные, агрессия, агреман, алиби, алкоголь, аннексия, арест, аффект, взяточничество, кодекс, декларация, агентство, юриспруденция, эксперт, ценз, ходатайство, федерация, таможенный, коллегия, суверенитет, долженствование, демократия, демобилизация, статус, статут, обеспечение, профессия, приговоров, референдум, рекламация, регистр, депозит, де-факто, идентификация, изобретение, интерпретация, компетенция, консенсус, коэффициент, лотерея, протест, недвижимость, происшествие, следственный, производство, ответчик, пенсия, протезирование, претензия, правы, средства. Задание 6. Прочитайте ст. 861 УК РСФСР, поставьте ударение в выделенных словах. Повреждение или разрушение нефте-, газопроводов и нефте-продуктопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение нормальной работы трубопроводов, — наказывается... Задание 7. В журнале «Советская юстиция», 1988, № 4 прочитайте материалы А. Сиротина на тему «Правовое воспитание и политическое сознание», сформулируйте главный тезис, проследите его последовательное раскрытие во всех структурно-композиционных частях лекции. Выразите мнение о плане лекции, данном в журнале. Задание 8. Познакомьтесь с работой В. И. Кириллова, А. М. Медведева «Подготовка лекторов — пропагандистов права» [234]. Выделите основные требования, предъявляемые к лекции на правовую тему. Выразите свое мнение о работе. Задание 9. Прослушайте лекцию, подготовленную одним из Ваших товарищей, и оцените ее по схеме, оформленной на отдельном листе. Обсудите прослушанную лекцию. Так же анализируйте все прослушанные Вами лекции. Лист оценки качества устного выступления9 Дата__________ Фамилия выступающего__________________________________ Тема выступления______________________________________________________ Фамилия рецензента____________________________________________________
Тема 4. Разговорная речь Разговорная речь обслуживает сферу непринужденных отношений в семье, в быту, а также непринужденные отношения в профессиональной сфере. Этим определяются особенности содержания разговорной речи и конкретный характер мышления? Разговорная речь несет функцию о б ще н и я, поэтому проявляется чаще всего в устной форме1, при непосредственном участии говорящих, т. е. в диалоге, который не рассчитан на предварительное обдумывание. Значит, это неподготовленная речь (спонтанная).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|