Вся королевская рать
Стр 1 из 8Следующая ⇒ О, ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР Буду ли героем этой истории я — решать вам, но уверен, что это не мое амплуа. Нельзя сказать, что я не горю желанием спасать котят из огня или делать еще что-нибудь в этом духе. Просто мне бы хотелось стать героем иного рода — в стиле Джейн Остин: джентльменом приятной наружности с приличным достатком, который подыскивает себе жену и знаком с множеством привлекательных барышень. Но, к сожалению, то, что мне действительно нужна жена (и даже очень, по мнению моей мамы), плохо вяжется с героическим образом, и когда люди видят меня, я не напоминаю им ни Колина Ферта, ни Эвана Мак-Грегора, ни даже Хью Гранта. Жаль, что я не могу вам сказать, что живу в мире, похожем на мир Джейн Остин, где прелестные молодые барышни в платьях с большим декольте посещают балы, устраиваемые в изысканных загородных особняках, или бывают на водах в Бате и беседуют, ну, я не знаю, например, о Микеланджело. Мир Остин и мир Академии Икс, одной из частных средних школ Нью-Йорка, имеют мало общего. Мой мир — будто Зазеркалье или Страна чудес из сказок Кэрролла, в которой перепутаны все нравственные понятия, где верх — это низ, а правда — это ложь. В этом мире важно не то, кто ты есть, а то, с кем ты знаком, не то, что ты делаешь, а то, какой у тебя доход. В нем всевластный брокер с Уоллстрит хочет править фондовой биржей, ворочая капиталами тех, кто еще под стол пешком ходит. Вот почему, мне кажется, можно с уверенностью сказать, что здесь все идет не так, как надо. Здесь и я — винтик в отлаженном механизме: дети должны заканчивать «правильный» детский сад, потом поступить в «правильную» начальную школу, затем попасть в среднюю школу Лиги плюща (той самой, которая объединила восемь самых престижных высших учебных заведений северо-восточных штатов), чтобы наконец получить шанс вступить в саму Лигу плюща. А дальше пути у всех разные... Так взрослеют дети, и чем старше они становятся, тем больше возникает проблем. В конце концов вы сталкиваетесь лицом к лицу со старшеклассником или, что еще хуже, с родителем, который верит, что, если вы поставите его ребенку «отлично с минусом» вместо «хорошо с плюсом», он поступит в Гарвард, а не в обычный колледж Южной Дакоты. Для многих это вопрос жизни и смерти. Хотя, может быть, я и преувеличиваю. На самом деле я не знаю никого, кто был бы убит из-за этого (тем не менее ходят слухи, что внезапное исчезновение Хоффы, известного профсоюзного лидера, было связано с тем, что он провалил домашнее задание). Но в этой книге не будет ни убийств, ни расследований — только секс, обман и предательство такого огромного масштаба, что это затронуло жизни миллионов. Хорошо, если быть честным, секса будет не так уж много. И не так уж много людей пострадало из-за этого предательства. Но оно действительно угрожало благополучию одного очень дорогого и близкого мне человека — меня, любимого.
В течение нескольких лет я преподавал английскую словесность в Академии Икс. Я и сейчас преподаю, но в последнее время мое положение стало довольно шатким. Вы наверняка хотите узнать об этом учебном заведении побольше — где оно расположено, чем отличается от других и все такое прочее. Если говорить о внешнем виде Академии, ее единственная отличительная архитектурная особенность — чудовищная колокольня в готическом стиле, которая была заперта на замок, наверное, еще задолго до моего появления в школе и при мне так ни разу и не открывалась. Насчет того, где находится Академия, скажем лишь, что она в Нью-Йорке, чтобы избежать дополнительных проблем, которых в моей жизни и так хватает. Прошу прощения за то, что выражаюсь так неопределенно. Ведь своим ученикам я всегда говорю — будьте конкретны. Не говорите мне, что Джей Гэтсби немного странный. Объясните, в чем именно заключается его странность. Что до общепринятой репутации, считается, будто Академия Икс — для умников, Далтон — для «качков», Брэйли — для артистичных натур и так далее. Но эти различия — только для непосвященных. Если вы спрашиваете, что такое Академия Икс, сам вопрос уже выдает в вас чужака. Вы можете быть очень богатым или ваш ребенок может быть невероятно умным, чтобы он смог попасть в эту школу, но вас все равно не будут принимать за «своего».
Видите ли, есть огромное количество факторов социологического и культурного характера, которые определяют, какой ребенок может закончить ту или иную школу. Там, где рос я, выбирать не приходилось. Одаренных детей — в том смысле, какой раньше придавался этому слову (сегодня каждый ребенок считается в некотором роде одаренным) — обучали математике. Не очень сообразительных приучали работать руками. В Нью-Йорке же далеко не все так просто как для детей, так и для их родителей, многие из которых считают, что дать престижное образование ребенку — все равно что победить в спортивном состязании. При выборе учебного заведения учитывается множество различных тонкостей, ограничений, исключений, мельчайших деталей и бесчисленных нюансов. Я могу перечислить вам только основные. Например, важно, где вы живете: в Верхнем Ист-Сайде или Верхнем Вест-Сайде. Впрочем, нужно отметить, что это деление, подчеркиваемое зеленой громадой Центрального парка, сегодня имеет меньшее значение, чем прежде: дети шестидесятых стали работать на Уоллстрит и решили, что они могут пожертвовать лоском Ист-Сайда ради чуть большей демократичности Вест-Сайда. Религия здесь тоже до сих пор имеет вес, хотя она теперь и не такая сентиментально-слезливая, как была при отделении протестантства от католичества. Различия глубже и жестче: еврей или нет. Проблема в том, что эти характеристики подразделяются на более мелкие, создавая дополнительные сложности. Являетесь ли вы ортодоксальным иудеем? Гордитесь ли своим культурным наследием? Может быть, даже исповедуете православие? Или вы еврей, который ненавидит свою национальность и прячет менору под кроватью?
Но самое главное — это, конечно, каким состоянием вы владеете и досталось ли оно вам по наследству. Любовь может заставить землю вращаться, но в Нью-Йорке земная ось — деньги. Идеальный вариант — если в каком-нибудь достопримечательном месте, расположенном вблизи крупного города, есть картина, комната или даже, возможно, целое здание, названное в честь одного из ваших предков. Семейная фотография с прошлого Рождества впечатлит только вашу тетушку Милли. Если же у вас есть групповой портрет семьи вашей прапрапрабабушки, написанный маслом по крайней мере три поколения назад, это замечательная возможность закрепиться в высших кругах. Хорошо иметь дом в фешенебельном Хэмптоне. Но намного лучше — дом на «заоблачном» острове Мартас-Виньярд. Не важно, сколько лет вашему состоянию, постарайтесь сделать так, чтобы оно приобрело налет благородной старины. Одно время у меня учился очень богатый и неприятный молодой человек, который любил разглагольствовать об интерьере в стиле Людовика XIV — мебели с инкрустированными золотом деталями, покрытыми искусственной патиной, и всем таком прочем. Он утверждал, что это неуклюжая попытка буржуазии выглядеть более респектабельно. Так как он не слишком часто принимал душ, я подумал, что чистота для него не более чем буржуазная причуда, потакать которой, конечно же, ниже его аристократического достоинства. В конце концов он поступил в Гарвард, где имена его предков уже красовались на мемориальных табличках нескольких зданий, и я надеюсь, что по крайней мере в одном из них была хорошая ванная комната. Есть школы, которые специализируются на «истинных американцах», издавна владеющих состояниями, и школы для нуворишей, которым хотелось бы казаться «истинными американцами», отпрысками старых богатых семей, а также школы для ассимилированных и неассимилированных евреев. Существуют даже чрезвычайно изысканные заведения, где обучаются только девочки, например Спенс (там училась Гвиннет Пэлтроу, сыгравшая главную роль в фильме «Эмма»). Эти школы настолько элитны, что туда могут пробиться только выходцы из очень старых почтенных семейств, из таких старых, что уже не важно, еврейские они или «истинно американские», как будто все семьи такого рода происходят от неких денежных Адама и Евы. Для тех же, кто не может проложить себе дорогу в одну из лучших школ, тоже есть учебные заведения — и, по словам моего неопрятного ученика, таких «неправильных» школ — легион.
В Академии Икс под одной крышей учатся и евреи, и не евреи — новое поколение богачей, которое чуть нахальнее, чуть колоритнее, чуть вульгарнее. Скорее кич, чем изысканность. Родители стоят слишком близко к собеседнику и говорят слишком громко. Отчасти Академия Икс и предназначена для того, чтобы сглаживать шероховатости и учить детей разговаривать таким тоном, который не вызывал бы недоумение в залах заседаний совета директоров и в городских клубах. Но если вы до сих пор ничего не знаете об этом, то определенному кругу людей, которым есть до этого дело, станет о вас понятно все. Моя история — о тех немногих избранных, кому ни о чем не приходится спрашивать. Словом, настоящая нью-йоркская история, в которой затрагивается обычная проблема — как попасть в колледж, с тем лишь отличием, что герои этой книги тратят намного больше денег, сил и нервов, чем большинство других людей, решающих ту же проблему. Да что и говорить — этот довольно неприятный процесс приобретает размах крушения железнодорожного состава, на которое, может быть, и интересно посмотреть, но только в том случае, если вы не оказались в этом поезде.
БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ За несколько недель до конца учебного года даже самым стойким преподавателям хочется, чтобы это трудное время поскорее закончилось. Я не самый стойкий, поэтому мне хотелось этого особенно сильно. Но это не значит, что я не люблю свою работу. На самом деле, я до сих пор каждый год с удивлением осознаю, насколько сильно привязываюсь ко многим своим ученикам и как грустно мне с ними расставаться. Но в тот особенно жаркий май было непросто проявлять энтузиазм. Все четыре моих класса бездарно плыли по течению. Девятый класс, с которым мы изучали мировую литературу, застрял на мифической земле лотофагов. Один из моих десятых каждый день умолял меня посвятить последние недели изучению культурной значимости музыкальной программы «Американский идол», штампующей будущих поп-звезд, — под этим, очевидно, скрывалось желание обсудить, какой участник самый привлекательный, и горячо поспорить о том, у кого из конкурсантов слишком большая задница. Другой десятый все еще корпел над «Гекльберри Финном». Судя по скорости нашего чтения, можно было подумать, что Гек и Джим плыли вверх по Миссисипи, а не вниз.
Впрочем, больше всего я переживал из-за выпускного класса, который факультативно изучал романы Джейн Остин. Я думал, что мир Остин, пусть и немного старомодный, будет близок подросткам с их гиперактивным интересом к противоположному полу. Но класс не оправдал моих ожиданий — почти все ученики погрязли в трясине предвыпускных проблем. Это следовало предвидеть. Учить старшеклассников весной всегда трудно, поэтому большинство учителей планировали уроки, принимая во внимание это обстоятельство. Мои коллеги — преподаватели английской словесности заканчивали год, обсуждая с учениками такие увлекательные темы, как «Романы между подростками и фильмы пятидесятых годов. Сексуальные ласки и не только», «Парни и оружие» и «Комикс-культура». Но, конечно, было глупо ожидать, что старшеклассники прочитают не один, а несколько романов. В моем классе было семь учеников. Две девушки из четырех, Ребекка и Элли, были без ума от Колина Ферта. Мне приходилось им все время напоминать, чтобы они использовали имена персонажей книги, а не актеров, которые играли их в кино. Юношей в классе было трое. Все они посещали мой предмет, чтобы в течение сорока пяти минут глазеть на девчонок. Маркус Липшитц считался самым жутким «заучкой» в школе. Он был маленького роста и страстно увлекался компьютерами и особенно игрой «Темницы и драконы» — и даже «ботаники» считали его «ботаником». Его присутствие толкало порой даже самых спокойных учеников на какие-нибудь проказы. В вопросах Маркуса обычно звучало явное стремление освоиться в дебрях школьных любовных интриг, которые все еще оставались для него неизведанными. Этой весной парень почему-то решил, что Остин подскажет ему, как найти подружку. Казалось, он был готов, как Моисей, долго и упорно брести через пустыню. Может быть, Маркусу и удалось бы достичь своей цели, если бы не вышитое на его рюкзаке яркими красными буквами имя любимого компьютерного героя, волшебника из «Темниц и драконов» — Голдорфа. Однажды он рассказал мне, что это слово, означающее «Золотой язь», происходит из древнеанглийского языка и говорит о том уважении, с которым к нему относятся его товарищи по игре. К несчастью, все это слышали другие ученики, которые после этого стали проявлять большую изобретательность, придумывая различные прозвища на основе имени Гол-дорф. Эти клички не были связаны с древнеанглийским языком, но зато показывали, насколько детально подростки знают женскую и мужскую анатомию. Я утешал себя тем, что осенью Маркус поступит в Массачусетский технологический институт, где сможет наконец почувствовать себя в безопасности среди себе подобных. Двух других юношей, Дейвида и Джейкоба, я про себя называл гномом Слипи, то есть соней, и гномом Грэмпи — ворчуном. Оба они в полной мере оправдывали свои прозвища: один все время клевал носом, а другой постоянно был чем-то недоволен. Слипи и Грэмпи принадлежали к тем неспособным к обучению школьникам, количество которых в Академии постоянно увеличивалось. Большое преимущество того, что учеников признавали «неспособными», заключалось в следующем: им давалось в два раза больше времени на тесты, включая и самые важные — те, что составляли отборочные вступительные испытания. Служба тестирования, охраняющая эту «землю обетованную», решила больше не сообщать, кто получает дополнительное время, тем самым создав среди школьников бешеный ажиотаж — все вдруг захотели попасть в группу «неспособных». В результате было потрачено несколько тысяч долларов и для проведения тестирования были наняты несколько терпеливых работников. За последние годы практически треть учащихся Академии обнаружили у себя симптомы полной неспособности к обучению. Как это ни удивительно, примерно половина учеников Академии Икс поступала потом в колледжи Лиги плюща. Это можно было объяснить лишь тем, что дети чудом преодолевали свой «умственный недуг», дабы достичь успеха. Я бы тоже не возражал против того, чтобы меня отнесли к категории «неспособных к обучению», если бы это позволяло тратить на проверку письменных работ в два раза больше времени. Даже тем ученикам, которых не относили к подобной категории, обычно удавалось добиться послаблений. Так много родителей хотели, чтобы их дети сказались больными в дни сдачи тестов и других письменных работ, что часто казалось, будто в школе в конце каждого триместра наступала эпидемия чумы. И ни для кого не было секретом, что ученики употребляли наркотики, причем не только ради «развлечения», но и для повышения своих академических успехов. Самые удачливые имели рецепт «Риталина» — фирменного стимулятора мыслительной деятельности, но было не так уж трудно найти друга, который достал бы какую-нибудь таблетку, помогающую лучше сконцентрироваться перед тестом или не спать всю ночь, чтобы дописать работу. Такие «лекарства» можно было купить заранее по сниженным ценам у тех же учеников в конце учебного года, когда многие распродавали свои запасы. В глазах девушек эти таблетки имели дополнительное преимущество — они снижали аппетит, таким образом одним выстрелом убивая двух зайцев. Зная, какой неимоверный стресс переживает большинство учеников, добиваясь приема в элитный колледж, я больше сочувствовал им, чем возмущался, и считал себя счастливчиком, поскольку во времена моей учебы в средней школе единственным средством стимулирования умственных способностей была содовая вода «Джолт» (в ней содержалось столько же сахара, как и в обычной содовой, но в два раза больше кофеина!). Дейвид всегда садился как можно дальше от меня. Надвинув бейсбольную кепку на лоб, он смотрел отсутствующим взглядом, словно буддист, занимающийся медитацией, что со всей очевидностью указывало на наличие у него бездонных запасов высококачественной марихуаны. Когда я с волнением заговорил об этом с одним из методистов, он рассмеялся и рассказал мне об опросе в школьной газете, в котором больше половины учеников признались, что они регулярно курят «травку», а многие часто делают это в школе. Он добавил, что, скорее всего, цифры были занижены, так как большинство заядлых курильщиков просто не имели понятия об этом опросе. С другой стороны, был и «положительный момент» — ученики, курящие много «травки», пили меньше спиртных напитков, в результате чего реже приходилось вызывать «Скорую помощь» из-за алкогольных отравлений. По моему предмету Джейкоб наверняка завалил бы даже самую несложную аттестацию. Книг он не читал, фильмов не смотрел. Он даже не знал имен героев. Когда было задано сочинение о Бате, английском курорте, популярном в XIX веке, он написал чуть ли не целиком биографию своего отца, добавив пару строчек об отношениях с ним. В другом сочинении он переживал по поводу того, что родители Элизабет погибли в автомобильной катастрофе, хотя по сюжету книги действие происходило в то время, когда автомобиль еще не был изобретен. И несмотря на то что у него были такие же незавидные оценки по всем остальным предметам, осенью он собирался поступать в Дьюк — с помощью щедрого денежного родительского подношения — но только в том случае, конечно, если будут сданы выпускные экзамены. Я постоянно грозился поставить ему неудовлетворительную отметку, но мы оба знали, что угроза была пустая. Его мать входила в попечительский совет школы. Она имела обыкновение подстерегать учителей Джейкоба и настойчиво убеждать их в том, что ее сын трудится не покладая рук. И все-таки в моем классе были две ученицы, благодаря которым я шел на урок с удовольствием: Кейтлин Бри и Лора Трудин. Они были внешне похожи, и однажды я имел глупость это отметить, после чего Кейтлин начала всеми возможными способами подчеркивать, насколько они разные. Она покупала вещи в магазинах для небожителей и платила по крайней мере в пятьдесят раз больше, чем Лора, которая приобретала свою одежду в результате утомительных многочасовых поисков по загородным торговым центрам Нью-Джерси, на что у нее уходили все выходные. Обе девушки были стройными и привлекательными, хотя стрижка Кейтлин за шестьсот долларов и мелирование, сделанное за триста долларов в салоне Салли Хершбергер, придавали ее волосам более эффектный, слегка взъерошенный вид. Эти ученицы олицетворяли собой два полюса школы — тех, кто был посвящен в «тайны» Академии, и тех, кто не был. Какие бы усилия Лора ни прилагала, ей не удавалось в полной мере стать здесь «своей». Само старание быть такой же, как все, уже дисквалифицировало ее. Но больше всего бросалась в глаза разница в манере поведения девушек. Кейтлин двигалась плавно и без напряжения. Во всем, что она делала, сквозило легкое изящество. Лора к любому занятию, будь то покупка нового платья или написание теста, подходила с одинаково решительным и непреклонным упорством. И в результате ей приходилось все время быть в тени. Она ни в ком не вызывала особо нежных чувств или бурной привязанности, хотя я был в некотором роде исключением. Я чуть ли не поклонялся ей — она была единственной из учеников, кто читал все заданные произведения в срок. К ее чести, Лора не роптала на судьбу. Она упорно шла к своей цели, будто была Джейн Эйр нашего времени, — серьезная, сильная и непоколебимая. Кейтлин Бри я считал своей Эммой. Кейтлин была красива, хорошо сложена, умна и богата, имела веселый нрав и жила в уютном комфортабельном доме. Казалось, в ее распоряжении были все земные дары, и она прожила на свете восемнадцать лет, почти не ведая горестей и тревог. Мне нравилось представлять ее в роли Эммы, а себя — в роли Найтли, но за этим никоим образом не крылась грязная похоть престарелого мужчины, как, должно быть, некоторые из вас подумали. Я хотел стать для нее кем-то вроде наставника, который бы смирял ее высокомерие и учил быть чуть более человечной. Должен, однако, признаться, что Кейтлин обладала невероятно привлекательной внешностью. И, честно говоря, это было трудно не заметить, так как ее наряды обычно были на грани между минимализмом и вульгарностью. Я принял ряд серьезных мер, чтобы мое либидо всегда оставалось под строгим контролем. Обычно во время обсуждения темы я ходил по классу, но решил больше этого не делать, так как каждый день мне приходилось любоваться очередными эфемерными трусиками Кейтлин — по крайней мере в те дни, когда на ней вообще было хоть какое-то нижнее белье. Когда она отвечала, я смотрел чуть выше ее головы, и мой взгляд как раз упирался в фотографию Фрейда, которую я недавно повесил, — это прекрасно подавляло любые неуправляемые порывы. Мне казалось, в основе моего отношения к Кейтлин лежит чистое и благородное намерение. Я верил, что я, как Найтли в романе Остин, смогу сделать ее такой, какой она и должна была быть. Если порой меня и посещала мысль о том, что мои надежды могут не оправдаться, я поскорее загонял ее в дальние утолки моего сознания. Как выяснилось впоследствии, лучше бы я так не поступал — однако об этом позже. Кейтлин была не самой умной из учениц, которым я когда-либо преподавал, хотя отличалась сообразительностью, а также искушенностью, не свойственной ее возрасту. Но стоило ей только улыбнуться, я будто оказывался под лучами теплого ласкового солнца. Подобно Лоре, я всегда был одним из чужаков, из тех, кому обо всем приходится спрашивать. А если кто-нибудь наподобие Кейтлин удостаивал меня своей улыбкой, казалось, что я тут же чудесным образом превращаюсь в того, кому спрашивать нет необходимости. Конечно, я подозревал: стоит мне дать повод, и эта улыбка может обжечь. В тот душный майский день, идя на урок с потрепанным экземпляром «Эммы» под мышкой, я дал себе клятву, что мы закончим триместр на высокой ноте. Мы читали мой любимый роман, и у меня еще был шанс внушить некоторым ученикам интерес к творчеству Остин. «Ночь ласкова, но не спеши пред ней предстать», — вспомнилось мне из Дилана Томаса. Когда я вошел, ученики уже изнывали от жары. По неведомой причине на этой неделе в моем классе перестал работать кондиционер, поэтому в комнате стояла жуткая духота, напоминающая безжизненную атмосферу произведений Грэма Грина. Школу недавно реконструировали, чтобы «клиенты» чувствовали себя комфортнее, как выразилась наша глубокоуважаемая директриса, — но, судя по всему, у кондиционеров было только два режима: арктический и тропический. Ученики, почти раздетые, уже полулежали на своих стульях. Элли закатала рукава рубашки и спустила шорты намного ниже пупка. Ребекка медленно потирала кожу, как будто наносила лосьон для загара. Я почувствовал, как по моей шее начали стекать струйки пота. Только Дейвиду все было нипочем. Как обычно, он сидел с отсутствующим выражением лица. По классной комнате разносился легкий душок, исходивший от перчаток Джейкоба для игры в лакросс. Джейкоб, как и его партнеры по этой затейливой канадской игре, решил проявить командную солидарность и надеть их в школу, взяв с собой вдобавок и лакросскую клюшку, которой он размахивал, переходя из одного класса в другой. К несчастью, в перчатках скопился пот целого игрового сезона. Этот постепенно заполняющий комнату «аромат» вполне мог стать незримым символом того, как Джейкоб «трудился» на моем уроке. Я, громко хлопнув, положил книгу на учительский стол и с удовольствием отметил, что класс чуть оживился. Даже Дейвид на мгновение очнулся от сна. — Сегодня мы приступаем к чтению одного из самых великих произведений английской литературы, — сказал я. Послышались вздохи. — Читать эту книгу — огромная честь для нас! — добавил я. — Да, именно так. Огромная честь. Я знаю, что уже конец года. Я знаю, что вы устали. Но, прочитав эту важную книгу, вы не только познакомитесь с замечательным произведением, но и сможете понять себя самих. Понять, как стать хорошим человеком, как следует жить. Важные уроки. Уроки настоящей жизни. Так что давайте воспользуемся этой возможностью и с толком проведем эти последние учебные недели. Я посмотрел на учеников, как мне казалось, уверенно и с воодушевлением и был рад, что только двое из них отвели глаза. — Поскорее бы учебный год закончился, — произнесла, зевая, Ребекка. После того как ее приняли в колледж Софии Смит, она «проболела» целую неделю какой-то таинственной болезнью и вернулась в школу подозрительно загорелой. — Постарайтесь воспринимать это как счастливую возможность обогатить свой внутренний мир, а не как тяжелую обязанность, — добавил я. — А в школе Грин-Маунтин закончили учиться на прошлой неделе, — заметила Элли. Осенью она поступала в Уэллсли, так как имела склонность к искусствам. Когда Элли в прошлом году добилась главной роли в школьном мюзикле, ее родители наняли частных педагогов по вокалу, танцам и актерскому мастерству. Затем они пригласили профессионального кинорежиссера, чтобы он скомпоновал видеосюжеты в один фильм, и разослали получившийся ролик в разные колледжи. В Уэллсли им заинтересовались, родители подписали контракт, в котором обязались профинансировать строительство нового павильона искусств, а приемная комиссия решила, что Элли — очень перспективная студентка. — Школа Грин-Маунтин... У меня был друг, который учился там один год, — с грустью сказал Джейкоб. — И у меня, — ответила Элли. Я сидел и терпеливо ждал. Я уже давно понял, что развеять миф о загадочной Грин-Маунтин с ее коротким учебным годом, отсутствием оценок и свободным расписанием (что всем школьникам казалось утопическим раем) было невозможно. Конечно, эта школа представляла собой некое подобие санатория для состоятельных нью-йоркских учеников, которые становились жертвой «перенапряжения» (современный эвфемизм, который употребляют, говоря о проблемах, связанных с чрезмерным употреблением наркотиков). И, хотя мои ученики никогда не признавали это, учащимся Грин-Маунтин заранее приходилось мириться с тем, что им, как это ни печально, не суждено попасть в школу Лиги плюща или даже в одну из школ Семи сестер. Мои размышления прервались, когда я заметил, что голая ступня Элли с дорогим педикюром удобно устроилась на бедре Джейкоба. Я сразу представил себе возможный рекламный ролик кредитной карты «Мастер-кард»: «Педикюр в салоне «Блисс СПА» — 90 долларов, сандалии от Гуччи — 135 долларов, возможность похвастаться дорогим педикюром, выставив ногу в пах одноклассника, — бесценно!» — Элли, пожалуйста, убери ногу с бедра Джейкоба, — попросил я. Элли славилась тем, что ее часто заставали в пикантных ситуациях в различных частях кампуса. Одноклассники дали ей прозвище Элли-Всем-Дам, хотя некоторые юноши из выпускных классов нежно называли ее Элли-Простушка. Но родители девушки были такими же щедрыми по отношению к нашей школе, как и к Уэллсли, поэтому многочисленные шальные выходки Элли деканы называли «проблемами переходного возраста», хотя более подходящим названием было бы — «удовольствия переходного возраста». — Элли, пожалуйста, отдай мне обе сандалии, — сказал я. — Но, мистер Спенсер, я лишь показывала Джейкобу мое новое колечко на ноге. — Элли, сандалии! Наконец она с неохотой их отдала. Я поставил ее обувь на книжную полку у двери. Элли стала буравить меня угрюмым взглядом. — За каждое умное высказывание на уроке ты будешь получать по одной сандалии. Так что в течение следующих сорока пяти минут тебе нужно будет поделиться с нами двумя замечательными мыслями, если ты не хочешь ходить босиком весь оставшийся день. — Но, мистер Спенсер, я всего лишь похвасталась педикюром. — Что ж, советую тебе начать думать о том, что ты собираешься нам сказать, — ответил я. — Но я же всего-навсего приподняла ногу, — заявила Элли, не понимая, за что ее наказывают. — А ведь у некоторых народов существует культ поклонения женским ступням и даже считается, что они очень эротичны, — вставил свое замечание Маркус. Так как эти слова были сказаны именно Маркусом, Элли вдруг почувствовала неприязнь ко всему, что было связано со ступнями, и спрятала ноги под стул с гримасой сильного отвращения. — Хорошо, вернемся к «Эмме», — с надеждой проговорил я. Вдруг Джейкоб начал старательно отрабатывать удар клюшкой для игры в лакросс. — Джейкоб, — вздохнул я. — Что? Я ничего не делал! — Может, ты оставишь клюшку в покое до конца урока? -- спросил я. Он посмотрел на меня вызывающе. Последняя подобная стычка закончилась тем, что я выставил его из класса, после чего меня вызвали в деканат и отчитали за то, что я «подавляю креативность» «несчастного» школьника, подающего надежды в спорте, и на всякий случай напомнили, что его мать является членом компенсационного комитета попечительского совета. — Знаете, почему ему хочется держать эту палку в руках? — спросила Кейтлин. Все с любопытством уставились на нее и стали ждать, что же она скажет. Джейкоб был постоянной мишенью для тонких наблюдений Кейтлин, поэтому он заметно нервничал. — Фрейд бы сказал, что это вызвано комплексом неполноценности. Ну, вы понимаете, о чем я, — произнесла она, с невинным видом глядя на Джейкоба. — Хочется держать большую палку, так как его достоинство не дотягивает до нужных размеров. Некоторые ученики захихикали. Джейкоб несколько секунд смотрел на нее, не понимая, о чем речь, и затем, покраснев, тихо положил клюшку под стол и взглянул на меня с ненавистью. — Извините, что я вас перебила, — сказала Кейтлин, одарив меня одной из своих лучезарных улыбок. — Хорошо, начнем, — произнес я. Кейтлин потянулась, подняв руки над головой, отчего миниатюрный топик, который и так едва прикрывал ее прелести, чуть не перестал выполнять свои целомудренные функции. Я сделал вид, что мне что-то попало в глаз, в то время как ученики смотрели на меня выжидающе. — Гм, да-да, Остин, посмотрим, — сказал я. — Но почему бы нам, перед тем как начать читать новый роман, не прояснить некоторые давние недоразумения по поводу романа «Гордость и предубеждение»? Один из вас написал в сочинении, что проблемы Элизабет были связаны со смертью родителей. — У нее не умирали родители, — сказала Элли смеясь. Джейкоб покраснел еще сильнее. — Очень хорошо, Элли, — заметил я. — Ты уже заработала одну сандалию. — Ее проблема в том, что Колин Ферт высокомерный болван, — продолжила она. Да, урок обещал быть долгим.
ИСКУССТВО ВОЙНЫ Выходя из класса, я замедлил шаг, так как увидел что меня ждет очередной родитель. Обычно встречи такого рода проходили под лозунгом «Поставьте моему ребенку более высокую оценку». Я терпеть не мог, когда меня упрашивали быть «благосклоннее» к какому-нибудь ученику. Хотя были и такие чудесные родители, которые каким-то образом оставались не затронутыми всеобщей предвыпускной лихорадкой, но, к сожалению, они практически никогда не приходили на встречи. И что хуже всего, я не мог прямо заявлять родителям, что их дети сами виноваты в своих проблемах, так как плохо занимались и не блистали отличными знаниями, — в Академии подобное строго запрещено. В результате приходилось разговаривать слащавым тоном, скрывая истинный смысл фраз за ширмой лживых любезностей. Говоря напрямик, большинство родителей в таких школах, как Академия Икс, были чрезвычайно надоедливыми. Многие из них ежегодно организовывали «сафари» на учителей: выслеживали их и нападали в самые неожиданные моменты, пока, наконец, не вырывали из потных и дрожащих рук своей «жертвы» все до единого номера телефонов — домашний, сотовый и даже телефон бунгало у моря, где учитель собирался проводить отпуск. Если же эта стратегия не срабатывала, родители подстерегали своих жертв на территории школы. Когда такие мамы и папы в конце разговора просили учителя заставить их ребенка делать домашние задания по вечерам, бессмысленно было напоминать, что именно они несут ответственность за воспитание своих детей вне школы. При мысли о встрече с Бартом Верном, отцом моей ученицы Андреа, настроение у меня сразу испортилось. Он уже не один раз беседовал со мной, ставя под сомнение мои умственные способности, мою компетентность как педагога и даже мои мужские качества, — и все для того, чтобы его дочь вместо «хорошо с плюсом» получила «пять с минусом». В тот период моей преподавательской деятельности я уже выработал для себя несколько твердых принципов: поощрять достойных (ученики, которые занимались с усердием, получали небольшой бонус), не наказывать хулиганов (любое изменение оценки в худшую сторону создавало слишком много проблем) и никогда не ставить ребенку попечителя оценку ниже «хорошо с минусом» (этой политики я стал придерживаться после казуса, случившегося в первый год моей работы в школе). Преподаватель всегда оказывался «виноватым», если ученик все время получал одну и ту же оценку. Но не низкую — ведь даже родители признавали, что едва ли низкая оценка ставилась по прихоти учителя, особенно если у ребенка были плохие отметки еще по трем, четырем или даже пяти предметам. Посредственные ученики жаловались нечасто, так как обычно они имели такие очевидные проблемы, что их родители и не пытались исправить ситуацию. Намного больше беспокойств причиняла оценка «хорошо с плюсом», потому что учащиеся, получающие «хорошо с плюсом», были близки к «земле обетованной» — Лиге плюща, в которую можно было попасть только с отличными отметками. Хотя этого могло и не хватить, для того чтобы очутиться среди питомцев сверхэлитарного триумвирата — в Гарварде, Йеле или Принстоне, все равно место в одном из лучших колледжей страны отличнику Академии Икс было гарантировано. Трудность с хорошистами заключалась в том, что они не делали грубых ошибок, указывая на которые, я мог бы отстаивать свою правоту. Школьник, которому ставили «хорошо с плюсом», учился вполне прилично. Различие между оценками «хорошо с плюсом» и «отлично с минусом» было очень тонкое: стиль письма, сложность анализа — разозленные мамы и папы редко вникали в такие тонкости. Но хуже всего то, что неприятные выходки хорошистов воспринимались их родителями как проявление какого-то положительного качества. То, что я считал выпрашиванием оценки, последние называли честолюбием. То, что мне казалось отсутствием любознательности, они считали деловитостью. Берн делал то же, что и большинство родителей. Я думаю, доктора назвали бы его поведение симптоматическим. Изо дня в день в течение всего учебного года в Академии происходили тысячи и тысячи крошечных инфляции. Проходя по нашей школе, вы даже могли услышать легкий шелест передаваемых из рук в руки купюр. Этот «рост цен» начинался еще до того, как дети принимались в учебное заведение. Конкурс был слишком высоким, поэтому родители и их высокооплачиваемые советники обхаживали многочисленные приемные комиссии начальных школ, заходили в классы и, как Гулливеры в стране лилипутов, сидели на стульях, очень неудобных для людей выше четырех футов ростом. Они присутствовали там для того, чтобы убедить представителя приемной комиссии, что рисунок, сделанный их ребенком пальцами, показывает, насколько у того развито чувство цвета, почти как у известного абстрактного экспрессиониста Ротко, или что приступ гнева их ребенка свидетельствует о его лидерских качествах. Как только эта модель поведения бралась за образец, от нее весь
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|