Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Температурная шкала Фаренгейта




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Специальность Сестринское дело

Квалификация Медицинская сестра

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Согласовано на заседании ЦМК

№ протокола …………….

«___»____________ 2012 г.

 

Председатель ЦМК «Сестринское дело № 2»

_____________ Черемисина А.А.

 

 

Составитель:

___________ Черемисина А.А.

 

Красноярск

Лекция № 1

Тема 3.1. Прием пациента в стационар. Ведение документации.

План лекции:

1. Устройство и функции приемного отделения стационара.

2. Пути госпитализации пациентов в стационар.

3. Документация приемного отделения (по приказу МЗ СССР от 04.1080 № 1030):

– «Медицинская карта стационарного больного» (ф. N 003/у),

– «Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа от госпитализации» (форма № 001/у),

– «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (ф. N 025-2/у),

– «Извещение о выявлении инфекционного заболевания» (ф. N 058/у), «Журнал учета инфекционных заболеваний» (ф. N 060/у);

– температурный лист (ф. N 004/у).

4. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза.

5. Дезинфекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами(Приказ МЗ РФ № 342 от 26.11.1998 "Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом"), педикулоцидные препараты.

6. Виды санитарной обработки пациентов: полная, частичная.

7. Транспортировка пациента.

8. Понятие лечебно-охранительный режим, его эле­менты и значение.

9. Виды режимов двигательной активности.

1. Устройство и функции приемного отделения стационара.

Приемное отделение является самостоятельным структурным подразделением стационара, главной целью которого является осуществление госпитализации всех обратившихся в приемное отделение при наличии показаний и оказание неотложной медицинской помощи тем, кому госпитализация не показана.

Перед персоналом стоит задача повышения качества обслуживания и эффективности оказания медицинской помощи.

Основные задачи приемного отделения:

1. Прием, осмотр и обследование больных, поступающих в приемное отделение.

2. Оказание медицинской помощи в минимально короткие сроки госпитализируемым больным, и больным, не нуждающимся в стационарном лечении, а также выдача последним справки о пребывании в стационаре.

3. Проведение необходимых диагностических, лабораторных и инструментальных исследований всем больным, наблюдение за больными, находящихся в приемном отделении до выяснения диагноза (при подозрении на инфекционное заболевание, в изоляторе), не допустить ВБИ в отделения. Проведение санитарной обработки больным, направленных в отделения стационара (по показаниям).

4. Распределение больных по характеру, тяжести и профилю заболевания.

5. Оформление и ведение установленной медицинской учетной документации.

6. Ведение учета госпитализированных пациентов, а также пациентов, получивших в приемном отделении амбулаторную помощь, или, пациентов, которым было отказано в госпитализации.

7. Получение сведений о движении больных.

8. Передача телефонограммы в службу «02» дежурной части обо всех случаях обращения в больницу граждан с телесными повреждениями насильственного характера.

9. Поддержание готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуациях и при выявлении пациентов с ООИ.

Функции приемного отделения

1. регистрация поступающих больных (обработка на компьютере);

2. врачебный осмотр и диагностика;

3. оказание экстренной помощи;

4. обследование с использованием лабораторно-инструментальных методов исследования;

5. проведение полной или частичной обработки поступающих пациентов, транспортировка по отделениям;

6. оформление учетной медицинской документации;

7. оповещение милиции о дорожных, криминальных травмах, суицидных попытках, о поступлении лиц в бессознательном состоянии.

Должностные обязанности медсестры приемного отделения:

1. Готовить рабочее место, получать от старшей сестры все необходимое для процедурного кабинета.

2. Ознакомиться с направлением пациента и сопроводить его в кабинет дежурного врача.

3. Выслушать жалобы пациента, поступившего "самотеком" и направить его к дежурному врачу.

4. Измерять поступившим пациентам температуру тела, за­полнять паспортную часть карты стационарного больного (ф.003), осматривать пациентов на педикулез.

5. Выполнять назначения врача.

6. Соблюдать правила асептики и антисептики при работе в процедурной, перевязочной и смотровой.

7. Готовить шприцы, инструментарий и материалы в соот­ветствии с действующими инструкциями.

8. Следить за состоянием пациентов, находящихся в изолято­ре, и своевременно выполнять указания врача по их обсле­дованию и лечению.

9. Осуществлять по указанию врача вызов консультантов и лаборантов.

10. В случае задержки срочных консультаций извещать об этом дежурного врача приемного отделения для принятия соответствующих мер.

11. Своевременно передавать телефонограммы, активные вы­зовы в СЭС при выявленных инфекционных заболеваниях и педикулезе.

12. Уметь оказать неотложную, в том числе и реанимацион­ную, доврачебную помощь.

13. Осуществлять забор мочи, кала, рвотных масс и промыв­ных вод для лабораторного исследования.

14. Соблюдать правила учета, хранения и оформления записей на использование наркотических и сильнодействующих средств.

15. Четко вести медицинскую документацию.

16. Руководить работой младшего персонала, контролировать работу его по уборке кабинетов, проведению санобработ­ки, соблюдению правил транспортировки пациентов и др.

17. Обеспечивать сохранность медимущества, инвентаря, ап­паратуры, перевязочного материала.

18. Работать над повышением деловой квалификации, осваи­вать смежные профессии, не допускать нарушений трудо­вой дисциплины.

Устройство приемного отделения

1. Зал ожидания - для пациентов, их сопровождающих. Здесь должно быть достаточное

количество стульев, кресел, телефон справочной службы больницы.

2. Кабинет дежурной медсестры - здесь производится регист­рация поступающих пациентов, оформление необходимой доку­ментации.

3. Смотровые кабинеты - для осмотра пациентов врачами (терапевт, хирург, гинеколог).

4. Процедурный кабинет.

5. Перевязочная, малая операционная.

6. Санпропускник- для санитарной обработки пациентов (ван­на, комната для переодевания).

7. Изолятор с отдельным санузлом - для пациентов с неясным диагнозом.

8. Рентгенкабинет.

9. Лаборатория.

10.Санузел.

Оснащение и оборудование приемного отделения:

– электроотсос,

– дифибриляторы,

– обеспечена подача кислорода,

– укладки для работы в условиях возникновения ООИ и атипичной пневмонии, набор одноразовых шприцев,

– стерильный инструментарий,

– растворы,

– медикаменты,

– комплект установленных форм учетной документации,

– инструкции дежурному персоналу по работе при чрезвычайных ситуациях,

– схема оповещения сотрудников приемного отделения.

2. Пути госпитализации пациентов в стационар.

1. в плановом порядке – это когда пациенты прибывают в стационар по направлению из лечебно–диагностических учреждений области.

2. самостоятельно – когда пациенты пребывают в отделение без направлений, нуждающиеся в амбулаторной помощи, медицинской консультации.

3. в экстренном порядке, пациенты поступают на скорой помощи, нуждающиеся в экстренной медицинской помощи.

Согласно коечному фонду, обслуживаемого каждым приемным отделением медицинский персонал обеспечивает круглосуточный пост. Работой приемного отделения руководит заведующий отделением.

Медицинский пост – мое рабочее место, находится в центре кабинета, где осуществляется плановая и экстренная госпитализация пациентов. На посту имеется вся необходимая компьютерная техника, 2 телефона, местного и городского сообщения.

3. Документация приемного отделения (по приказу МЗ СССР от 04.10.80 № 1030) «Медицинская карта стационарного больного» (ф. N 003/у),

– «Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа от госпитализации» (форма № 001/у),

– «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов» (ф. N 025-2/у),

– «Извещение о выявлении инфекционного заболевания» (ф. N 058/у), «Журнал учета инфекционных заболеваний» (ф. N 060/у);

– температурный лист (ф. N 004/у).

Документация дежурного персонала приемного отделения:

§ служба ГО и ЧС ГУЗ КОКБ (схемы оповещения, сбора, адреса, телефоны);

§ папка с приказами главного врача о действиях медицинского персонала на случай выявления особо опасных инфекций (холера, чума);

§ информационная папка по техническим выполнениям простых медицинских услуг, характерных для приемного отделения:

§ Сборник технологий практической деятельности медицинской сестры (разработанный на базе ГУЗ КОКБ сотрудниками больницы);

§ Технологический протокол работы в процедурном кабинете;

§ Технология выполнения простых медицинских услуг;

§ Инструктивно-методическое пособие «Организация санитарно-противоэпидемического и дезинфекционно-стерилизационного режимов в ЛПУ».

§ графики врачебных дежурств по всем профилям больницы.

Для поступающих больных и их родственников в холле приемного отделения имеется наглядная информация:

копии лицензии ЛПУ на право занятия медицинской деятельностью;

правила внутреннего распорядка больницы;

сведения о размещении корпусов на территории больницы;

объявления о часах посещения пациентов;

перечень продуктов, разрешенных для передачи больным.

Санитарно-эпидемический режим приемного отделения

Работа направлена на создание безопасной окружающей среды для пациентов и медицинского персонала, разрушение и сведение к минимуму большинства болезнетворных микроорганизмов на поверхностях предметов и снижение риска перекрестного заражения. Для соблюдения санитарно-противоэпидемического режима приемное отделение имеет:

§ запас чистого белья;

§ дезинфицирующие и дезинсекционные средства;

§ достаточное количество средств, для личной безопасности сотрудников отделения;

§ аптечка по профилактике ВИЧ-инфекции;

§ укладки для работы в условиях возникновении ООИ и САРС;

§ укладки на случаи выявления педикулеза, чесотки;

§ набор питательных сред, транспортная среда для забора биологического материала для исследования на холеру, чуму.

§ раздельный уборочный инвентарь (для уборки помещений).

Документация приемного отделения

В приёмном отделении дежурная медсестра заполняет первичную документацию на всех поступающих больных:

- журнал регистрации поступивших больных;

- алфавитная книга для информационной службы;

- журнал отказов в госпитализации;

- журнал консультаций;

- журнал осмотров на педикулез;

- журнал движения больных в стационаре.

4. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза.

На каждого больного, поступающего в стационар, заводят историю болезни (карту стационарного больного), являющуюся в больницах основным первичным медицинским документом. В приемном отделении оформляют титульный лист истории болезни, куда заносят следующие данные о больном: фамилию, имя и отчество, год рождения, домашний адрес, номер и серию паспорта, место работы и должность, служебный и домашний телефоны (в необходимых случаях и телефоны близких родственников), точное время поступления, диагноз направившего учреждения.

Если больной в тяжелом состоянии, то сначала ему оказывают необходимую медицинскую помощь и только потом производят регистрацию. Если больной в бессознательном состоянии, необходимые сведения записывают со слов сопровождающих его лиц. Кроме заполнения истории болезни, соответствующую запись делают и в журнале госпитализации.

В приемном отделении у больного измеряют температуру тела, проводят тщательный осмотр кожных покровов и волосистых частей тела с целью выявления педикулеза (вшивости). Полученные результаты вносят в историю болезни. Следующим этапом является осмотр больного врачом приемного отделения, проводимый обычно в смотровом кабинете. В небольших больницах или при отсутствии экстренной госпитализации больных функции врача приемного отделения выполняет дежурный врач больницы. Для уточнения диагноза врач приемного отделения может приглашать для консультации специалистов (хирурга, гинеколога, невропатолога и др.). В необходимых случаях проводят срочные лабораторные и инструментальные исследования (анализы крови, мочи, снятие электрокардиограммы, рентгенологические исследования).

В приемных отделениях крупных многопрофильных больниц есть специальные диагностические палаты и изоляторы, в которых больных обследуют в течение нескольких дней для уточнения характера заболевания. Есть в них также малые операционные и перевязочные для проведения небольших по объему хирургических вмешательств и манипуляций, реанимационные палаты.

После окончания осмотра врач заполняет историю болезни, выносит диагноз больного при поступлении, отмечает необходимость санитарной обработки, определяет отделение, куда будет госпитализирован больной, и способ его транспортировки.

Если при осмотре выясняется, что необходимость в стационарном лечении отсутствует, то после оказания медицинской помощи больного отпускают домой с соответствующими документами и рекомендациями по амбулаторному лечению. Запись о таком посещении делают в специальном журнале.

5. Дезинфекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами.

Действия персонала при выявлении педикулеза регламентируются Приказом МЗ СССР от 05.03.87 г. № 342 «Организация и проведение мероприятий по борьбе с педикулезом». В приемном отделении стационара осуществляется обязательный осмотр на педикулез всех поступающих. Результат осмотра фиксируется в истории болезни и журнале осмотра на педикулез или «Журнале учета инфекционных заболеваний». При обнаружении педикулеза производят: регистрацию в журнале (ф. № 60);

1. отправляется экстренное извещение об инфекционном заболевании (ф. № 058/у) в ЦГСЭН для регистрации педикулеза по месту жительства пациента;

2. делается отметка на лицевой стороне истории болезни;

3. проводятся санитарная обработка пациента, дезинсекция и дезинфекция помещений и предметов, с которыми контактировал пациент.

Противопедикулезная обработка производится на месте выявления с использованием содержимого специальной укладки. Вещи пациента подвергаются камерной обработке.

– Повторный осмотр волосистой части головы пациента проводится через 7 дней. При необходимости производится повторная санитарная обработка.

– При обнаружении платяных вшей необходимо срочно вызвать специалистов ЦГСЭН для обработки людей.

– При обнаружении лобковых вшей проводят санитарную обработку горячей водой с мылом и мочалкой с последующей сменой белья. С согласия пациента, в случае необходимости, сбривают волосы.

– При обнаружении платяных вшей кипятят белье, проглаживают горячим утюгом швы, складки одежды, не подлежащей кипячению.

В лечебном отделении стационара:

– пациент, санированный в приемном отделении по педикулезу, при поступлении в лечебное отделение осматривается ПОВТОРНО;

– все пациенты, находящиеся на лечении, систематически осматриваются на педикулез каждые семь дней;

– в случае выявления педикулеза обработка проводится в отделении с использованием противопедикулезной укладки приемного отделения.

При обнаружении вшивости проводят санитарную обработку, которая может быть полной (мытье больного с мылом и мочалкой в ванне или под душем, уничтожение микроорганизмов и насекомых в белье, одежде, обуви, постельных принадлежностях и жилых помещениях, т.е. дезинфекция и дезинсекция) или частичной, подразумевающей только мытье людей и дезинфекцию (дезинсекцию) белья, одежды и обуви).

Алгоритм действий медсестры приемного отделения при выяв­лении педикулеза:

1. Надеть на себя дополнительный халат и косынку.

2. Усадить пациента в раздевалке на кушетку с расстеленной клеенкой.

3.При помощи ватного тампона обработать волосы пациента:

- 0,15% карбофос (1 чайная ложка на 0,5 л воды);

- 0,5% раствор метилацетофоса пополам с уксусной кислотой;

- 0,25% эмульсия дикрезила;

- 20 % водно-мыльная суспензия бензилбензоата;

- лосьон "Ниттифор";

- 5% борная мазь;

- мыльно-порошковая эмульсия (состав: 450 мл шампуня + 350 мл керосина + 200 мл теплой воды);

- шампунь "Гринцид", флакон 25 мл;

-"Перфолон", флакон 50 мл.

(Детям до 5 лет беременным и кормящим нельзя использовать фосфорорганические растворы)

4. Покрыть волосы косынкой на 20 мин (лосьон "Ниттифор" ­45 мин)

5. Промыть волосы теплой водой.

6. Ополоснуть 6% раствором столового уксуса. Вычесать час­тым гребнем в течение 10-15 мин.

При наличии плащиц обрабатывают волосы на лобке и в под­мышечных впадинах, втирают в кожу 10% серу или белую ртутную мазь.

7. Белье пациента, халат, косынку медсестры сложить в мешок, поместить в дезкамеру! В домашних условиях - кипятить в 2% растворе соды 15 мин.

Прогладить горячим утюгом с обеих сторон. Верхнюю одежду об­работать карбофосом, поместить на 20 мин в целлофановый пакет, высушить на воздухе.

8. Помещение и предметы после дезинсекции обрабатывают теми же дезинфицирующими растворами.

9. На листе истории болезни в верхнем правом углу делают от­метку "Р" красным карандашом (контроль постовой медсестры че­рез 7 дней).

10. Заполнить "Экстренное извещение об инфекционном забо­левании" и отправить в районную СЭС по месту жительства паци­ента.

Затем пациент в сопровождении медсестры переходит в ван­ную для принятия гигиенической ванны или душа.

Для уничтожения лобковых вшей сбривают пораженные волосы, после чего обычно достаточным бывает повторное мытье тела горячей водой с мылом.

Белье и одежда больных обеззараживаются в дезинсекционных камерах (паровоздушных, горячевоздушных и т.д.).

Санпропускник оборудован всем необходимым для проведения обработки больного. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и бачки для грязного белья, шкаф или стол с предметами для санитарной обработки, клеенкой, банным мылом, мочалками индивидуального пользования, которые находятся в маркированной емкости, машинки для стрижки волос, бритвенные приборы, ножницы, термометры для измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для санитарной обработки ванны, маркированные ведра и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и другие принадлежности. В достаточном количестве должны быть дезинфицирующие средства, а также гидропульт для распрыскивания растворов этих веществ.

6. Виды санитарной обработки пациентов: полная, частичная.

При поступлении в стационар в необходимых случаях больные принимают гигиеническую ванну или душ, причем больных, нуждающихся в посторонней помощи, опускают в ванну на простыне или сажают на поставленный в ванну табурет и обливают с помощью душа.

Санитарная обработка больного в приемном отделении включает следующие мероприятия:

1) дезинсекция - уничтожение вредных насекомых (вшей), если они обнаружены при осмотре больного;

2) гигиеническая ванна, душ или обтирание больного, стрижка волос, ногтей, бритьё;

3) переодевание больного в чистое больничное бельё и одежду. Вопрос о способе и объеме санитарной обработки решает врач, а выполняется она младшим медицинским персоналом под руководством медицинской сестры.

Не разрешается принимать гигиеническую ванну больным с тяжелыми заболеваниями (с гипертоническим кризом, острым инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, с выраженной недостаточностью кровообращения, туберкулезом в активной фазе и др.), некоторыми кожными заболеваниями, заболеваниями, требующими экстренного хирургического вмешательства, а также роженицам. Обычно в таких случаях кожные покровы больного обтирают тампоном, смоченным теплой водой с мылом, затем чистой водой и насухо вытирают.

Для обтирания можно также использовать теплую воду с добавлением одеколона или спирта. Ногти у больных коротко подстригают.

Дезинфекция помещений приемного отделения.

При плановой профилактической помещений проводится:

- обеззараживание всех видов поверхностей внутрибольничной среды, обеспечивающее гибель санитарно-показательных бактерий и уменьшение контаминации микроорганизмами различных объектов, в том числе воздуха, предметов ухода за больными, посуды, и др.;

- обеззараживание изделий медицинского назначения (поверхностей, каналов и полостей) с целью умерщвления бактерий и вирусов (в том числе возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции);

- обеззараживанию подлежат все изделия медицинского назначения, включая эндоскопы и инструменты к ним, после их использования у пациента;- дезинфекция высокого уровня эндоскопов (ДВУ), используемых в диагностических целях (без нарушения целостности тканей, то есть при "нестерильных" эндоскопических манипуляциях), обеспечивающую гибель всех вирусов, грибов рода Кандида, вегетативных форм бактерий и большинства споровых форм микроорганизмов;

- дезинсекция, обеспечивающая освобождение или снижение численности членистоногих в помещении и на окружающей территории;

- дератизация, обеспечивающая освобождение помещений от грызунов и снижение их численности на окружающей территории.

7. Транспортировка пациента.

обычно определяет врач, осматривающий его. Выбор способа транспортировки в некоторых случаях имеет очень большое значение. Например, даже минимальная двигательная активность больного с внутренним кровотечением или с острой стадией инфаркта миокарда может серьезно ухудшить их состояние.

Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком – в сопровождении медицинской сестры или санитарки. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на специальном кресле-каталке, избегая при этом резких толчков и рывков. Тяжелобольных транспортируют на каталке или переносят на носилках.

Носилки с больным могут нести два или четыре человека, причем они идут не в ногу, короткими шагами. При подъеме по лестнице больного несут головой вперед, при спуске – ногами вперед, приподнимая в обоих случаях ножной конец носилок. Для облегчения переноски носилок используются специальные санитарные лямки.

Переноску больного на руках и его перекладывание могут осуществлять один, два или три человека.

8. Понятие лечебно-охранительный режим, его эле­менты и значение.

Лечебно-охранительный режим - это комплекс профи­лактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического комфорта пациентов и медперсонала.

Элементы лечебно-охранительного режима:

1) обеспечение режима эмоциональной безопасности для паци­ента;

2) строгое соблюдение правил внутрибольничного распорядка и выполнения манипуляций;

3)обеспечение режима рациональной двигательной активности:

§ обеспечение режима двигательной активности пациента по назначению врача;

§ соблюдение правил биомеханики для безопасного пере­движения пациента и медперсонала.

9. Виды режимов двигательной активности.

Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима, предусматривающего использование и рациональное распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии.

В лечебных учреждениях выделяют следующие двигательные режимы:

1) в стационаре — постельный (с подразделением на строгий постельный и постельный облегченный); полупостельный (палатный) и свободный;

2) в санаториях, домах отдыха и профилакториях — щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий.

Постельный режим. Задачи режима: постепенное совершенствование и стимулирование функции кровообращения и дыхания, подготовка больного к следующей, более активной фазе режима.

Содержание режима. Постоянное пребывание больного в постели в положении лежа на спине, на спине с приподнятым головным концом кровати, на боку, на животе. Движения, необходимые для осуществления туалета, питания, изменения положения в кровати, проводят с помощью медицинского персонала. При удовлетворительном состоянии возможны активные повороты в кровати (в спокойном темпе), кратковременное (2— 3 раза вдень по 5—12 мин) пребывание в постели в положении сидя, вначале с опорой на подушки, овладение навыком самообслуживания. Разрешены физические упражнения, с нагрузкой на мелкие и средние мышечные группы и суставы, выполняемые в медленном темпе, с небольшим числом повторений каждого; дыхательные упражнения статического и динамического характера.

Полупостельный режим (палатный). Задачи режима: постепенное восстановление адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма больного к физической нагрузке; профилактика возможных осложнений.

Содержание режима. Переход в положении сидя на кровати с опущенными ногами или на стуле (2-4 раза в день по 10-30 мин). При удовлетворительном состоянии и при отсутствии противопоказаний больному разрешают передвигаться в пределах палаты с последующим отдыхом в положении сидя и лежа. Пребывание в положении сидя допускается до половины дня; полное самообслуживание.

В занятия включают динамические физические упражнения, охватывающие средние и крупные суставы и мышечные группы, дыхательные упражнения. Общая продолжительность занятий 12-20 мин, дозировка физической нагрузки индивидуальная.

Свободный режим. Задачи режима: адаптация всех систем организма к возрастающим физическим нагрузкам, нагрузкам бытового и профессионального характера.

Содержание режима. Свободное передвижение в пределах палаты и отделения, ходьба по лестнице, прогулки по больничной территории.

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Определите основные задачи приемного отделения.

2. Перечислите функции приемного отделения.

3. Назовите должностные обязанности медсестры приемного отделения.

4. Расскажите об устройстве приемного отделения.

5. Перечислите оснащение и оборудование приемного отделения.

6. Расскажите, какую документацию заполняет дежурный персонал приемного отделения.

7. Перечислите мероприятия по санитарно-эпидемическому режиму приемного отделения.

8. Перечислите учетно-отчетную документацию приемного отделения.

9. Расскажите о педикулезе и его профилактике.

10. Расскажите о дезинфекционных мероприятиях при выявлении педикулеза.

11. Расскажите алгоритм действий медсестры приемного отделения при выяв­лении педикулеза.

12. Расскажите, как проводится санитарная обработка больного в приемном отделении.

13. Расскажите о видах транспортировки пациентов в отделение.

14. Охарактеризуйте лечебно-охранительный режим отделения.

15. Перечислите элементы лечебно-охранительного режима.

16. Назовите и охарактеризуйте виды режимов двигательной активности.

 

 

Литература

Основные источники:

Учебники

1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительные источники:

1.Барановский В.А. Справочник медицинской сестры. – М.,2000.

2.Обуховец Т.П., Чернова О.В., Барыкина Н.В. и др. Карманный справочник медицинской сестры. – М.:Феникс, 2004.

Интернет ресурсы:

1. «Организация работы приемного отделения» [электронный ресурс]. URL: http://pda.coolreferat.com/Организация_работы_приемного_отделения_стационара.

 

 

Лекция № 2

Тема 3.2. Оценка функционального состояния пациента

План лекции:

1. Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи.

2. Понятие о лихорадке.

3. Виды, периоды лихорадки.

4. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

5. Термометрия, виды и устройство термометров.

6. Основные способы измерения температуры тела.

7. Дезинфекция и хранение термометров.

8. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами.

9. Дезинфекция тонометра, фонендоскопа.

10. Определение ЧДД, нормальные показатели, регистрация.

11. Определение пульса, места определения пульса, нормальные показатели, регистрация.

1. Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи.

У здорового человека температура тела в норме в течение су­ток колеблется в очень небольших пределах и не превышает 37°С. Это обеспечивается путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи.

Теплопродукция осуществляется за счет окисли­тельных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше ин­тенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция.

Те­плоотдача может осуществляться путем теплопроведения, теплоиз­лучения и испарения. Теплоотдача главным образом зависит от бо­гатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменить свой просвет. При недостаточной выработке тепла организмом (или при его охлаждении), рефлекторно про­исходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становится сухой, холодной, иногда появляется озноб (мышечная дрожь), что способствует некоторому увеличению теплопродукции скелетными мышцами. Наоборот, при избытке тепла (или при пере­гревании организма) наблюдается рефлекторное расширение сосу­дов кожи, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растет отдача тепла проведением и излучением.

Если этих механизмов недостаточно, резко усиливается пото­отделение: испаряясь с поверхности тела, пот обеспечивает интен­сивную потерю тепла организмом.

Таким образом, сложный механизм терморегуляции обеспечи­вает температурное постоянство внутренней среды организма, что необходимо для нормального протекания обменных процессов.

 

 

2. Понятие о лихорадке.

Лихорадка (febris) - это повышение температуры тела выше 37 С, возникающее как активная защитно-приспособительная реак­ция организма в ответ на разнообразные внешние и внутренние раздражители. Чаще всего ими бывают так называемые пирогенные вещества (греческ. pyr - огонь, жар и genes - порождающий, производящий). Это могут быть микробы и их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, некрозах, ожогах и т.д.

Пирогенные вещества вызывают изменение терморегуляции: теплоотдача резко снижается, (сосуды суживаются), а теплопродук­ция возрастает, что соответствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

Возникающая при этом лихорадка, ведет к увеличению скоро­сти обменных процессов и играет важную роль в мобилизации за­щитных сил организма для борьбы с инфекцией и другими пиро­генными факторами. Реже лихорадка имеет чисто неврогенное про­исхождение и связана с функциональными и органическими пора­жениями ЦНС.

3. Виды, периоды лихорадки.

4. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

1)В зависимости от причины возникновения различают инфекционную и неинфекционную лихорадку.

2)По степени повышения температуры тела:

– субфебрильную (37-37,9 °С),

– фебрильную (38-38,9 °С),

– пиретическую или высокую (39-40,9 °С),

– гиперпиретическую или чрезмерную (41 °С и выше).

3)По длительности лихорадки: острую - до 15 дней, подострую - 16-45 дней, хроническую - свыше 45 дней.

Типы лихорадки:

– Постоянная - температура тела обычно высокая (около 39 °С), держится в течение нескольких дней с суточными колебаниями в пределах 1 °С (при крупозной пневмонии, сыпном тифе и др.).

– Послабляющая - с суточными колебаниями от 1 до 2°С, но не достигающая нормального уровня (при гнойных заболеваниях).

– Перемежающаяся - чередование через 1-3 дня нормального и гипертермического состояния (характерная для малярии).

– Гектическая - значительные (свыше 3 °С) суточные или с интервалами в несколько часов колебания температуры с резким падением и подъемом (при септических состояниях).

– Возвратная - с периодами повышения температуры до 39-40 °С и периодами нормальной или субфебрильной температуры (при возвратном тифе).

– Волнообразная - с постепенным изо дня в день повышением и таким же постепенным снижением (при лимфогранулематозе, бруцеллезе и др.).

 

– Неправильная лихорадка - без определенной закономерности в суточном колебании (при ревматизме, пневмонии, гриппе, онкологических заболеваниях).

– Извращенная лихорадка - утренняя температура выше вечерней (при туберкулезе, вирусных болезнях, сепсисе).

Первый период – период подъема температуры.

Теплопродукция преобла­дает над теплоотдачей, которая резко снижается за счет сужения сосудов кожи. Несмотря на подъем температуры кожа становится холодной на ощупь, имеет вид "гусиной кожи", пациент жалуется на головную боль, ломоту в теле, озноб, пациент не может согреть­ся.

Второй период - период относительного постоянства температуры.

Он может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача увеличивается и выравнивается с теплопродукцией. Поэтому дальнейшее повышение температуры прекращается и температура стабилизируется.

Третий период - период снижения температуры.

Протекает по-разному, так как температура может падать критически, то есть быстро, с высоких цифр до низких (например, с 40 до 36° С) в течение часа, и, тогда это сопровождается резким падением тонуса сосудов, снижением артериального давления, появлением нитевидного пульса (явление острой сосудистой недостаточности - коллапса). Пациент становит­ся бледным, холодным на ощупь, появляется обильный пот, цианоз губ, резкая слабость - это состояние называется кризисом и требует срочных мер.

Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки

Принципы ухода за лихорадящими больными в зависимости от стадии (периода) лихорадки можно кратко сформулировать следующим образом:

- в первый период лихорадки необходимо «согреть» больного,

- во второй период лихорадки следует «охладить» больного,

- в третий период необходимо предупредить падение АД и сердечно-сосудистые осложнения.

Помощь в первом периоде лихорадки

Медицинская сестра должна:

1. Обеспечить постельный режим,

2. Тепло укрыть пациента,

3. К ногам п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...