Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гигиенические требования к составлению расписания уроков для обучающихся основного общего и среднего общего образования




Гигиенические требования к составлению расписания уроков для обучающихся основного общего и среднего общего образования

 

Правила составления расписания для обучающихся основного общего и среднего общего образования базируются на основных физиолого-гигиенических принципах: учет возрастных функциональных возможностей организма детей, особенности дневной и недельной динамики работоспособности, чередование разных видов деятельности, удовлетворение биологической потребности ребёнка в движениях.

Различия касаются количественных показателей объема образовательной нагрузки в течение дня и недели, увеличения количества изучаемых предметов.

Более подробно остановимся на требованиях и рекомендациях по организации образовательной деятельности, составлению расписания уроков для обучающихся основного и среднего общего образования.

1. Независимо от возраста обучающихся, учебные занятия начинаются не ранее 8 часов. Недопустимо проведение нулевых уроков и обучение в три смены. Обучение выпускных классов должно быть организовано в первую смену. Продолжительность урока (академический час) не должна превышать 45 минут (п. 3. 4. 16. СП 2. 4. 3648-20).

В настоящее время, есть ОО, где занятия проводятся в две смены. В этих общеобразовательных организациях обучение 5-х, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену, а занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов (п. 3. 4. 15. СП 2. 4. 3648-20; СанПиН 1. 2. 3685-21 раздел VI, Таблица 6. 6. ).

2. При составлении расписания уроков необходимо учитывать ряд параметров:

- максимально допустимый недельный объем образовательной нагрузки;

- максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности;

- максимально допустимая аудиторная нагрузка в течение дня; общий объем нагрузки в течение дня.

Данные параметры нормируются в зависимости от возраста обучающихся (СанПиН 1. 2. 3685-21 раздел VI, Таблица 6. 6. ).

Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной недельной нагрузки для обучающихся 5-11 классов ограничивается в зависимости от возраста обучающихся (класса) (табл. 1). Он не должен превышать требований, указанных в таблице 1 (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблица 6. 6. ). Важно обратить внимание на то, что максимальный объем учебной нагрузки на обучающихся варьирует в зависимости от продолжительности учебной недели (5-ти дневной и 6-ти дневной).

 

Таблица 1

 

Гигиенические требования к максимально допустимой учебной недельной нагрузке обучающихся 5-11 классов (СанПиН 1. 2. 3685-21, Таблица 6. 6)

 

Классы

Максимально допустимая учебная недельная нагрузка (в академических часах)*

Недельный объем внеурочной деятельности, не более (в академических часах)
  при 6-ти дневной неделе, не более при 5-ти дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
8-9
10-11

 

В режиме учебного дня предусмотрена внеурочная деятельность, длительность которой для всех классов не должна превышать 10 академических часов в неделю. Это важный компонент образовательного процесса и важно понимать, что " часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий".

Объем обязательной части образовательной программы должен составлять для основного общего образования - 70% и среднего общего образования - 60%. Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках регламентированного максимального общего объема недельной образовательной нагрузки (п. 3. 4. 16. СП 2. 4. 3648-20; СанПиН 1. 2. 3685-21, Таблица 6. 6).

Проведение внеурочной деятельности позволяет расширить рамки образовательной деятельности обучающихся и разнообразить ее содержание. Недопустимо часы, отведенные на внеурочную деятельность, использовать на организацию дополнительных занятий по учебным предметам, т. к. это приводит к чрезмерной учебной нагрузке, к выраженному утомлению детей в течение учебного дня, недели, года, а в конечном итоге неблагоприятно скажется на их здоровье.

Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели.

Для того, чтобы образовательная нагрузка в течение дня не была чрезмерной и не приводила к выраженному утомлению детей нормируется объем максимально допустимой нагрузки в течение дня. Он должен быть:

- для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков;

- для обучающихся 7-11 классов не более 7 уроков.

Если в режиме дня предусмотрены факультативные занятия или занятия по программам дополнительного образования, то их следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 20 минут (п. 3. 4. 16. СП 2. 4. 3648-20; СанПиН 1. 2. 3685-21, Таблица 6. 6)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

При составлении расписания уроков нужно учитывать не только количественные параметры учебной нагрузки, но и его содержательную часть, в том числе, учитывая шкалу трудности (п. 2. 10. 3. СП 2. 4. 3648-20 и СанПиН 1. 2. 3685-21).

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков " сложные" предметы должны проводиться для обучающихся основного общего и среднего общего образования на 2-4 уроках (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблицы 6. 10, 6. 11).

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Уровень умственной работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце недели (пятница, суббота). Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности представленной в СанПиН 1. 2. 3685-21 (СанПиН 1. 2. 3685-21, раздел VI, Таблицы 6. 10, 6. 11) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков необходимо пользоваться данными, приведенными в таблицах 2, 3.

 

Таблица 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...