Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание продукта (услуги)




Первый раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие потребности призван удовлетворять данный продукт (услуга)?

Какой полезный эффект можно получить от данного товара (услуги)?

Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

Полезный эффект - это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара - это то, что делает возмож­ным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производ­стве, многие важные особенности их конструкции.

Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.

Произ­водителю товара (услуги) всегда нужно помнить, что в конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравит­ся, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упуска­емый из виду момент - это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного пред­ставления о своих будущих проблемах и затратах, и его потен­циальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотогра­фию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие пред­ставления, или детальное описание предоставляемых услуг.

В этом же разделе следует охарактеризовать основные каче­ства товара (услуги), его внешний вид, если необходимо - и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесооб­разно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит опреде­лить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.

Анализ рынка сбыта

Второй раздел бизнес-плана - изучение рынка товара или ус­луги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребите­лей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следу­ет тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следователь­но, объемы их производства и реализации, необходимые для это­го ресурсы.

Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже това­ра или оказании услуг.

При этом предпринимателю целесообразно обратить внимание на следующее:

- насколько часто и охотно покупатели приобретают его то­вар или обращаются в его фирму за услугами;

- кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что именно привлекло;

- сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

- как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересо­ваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервис­ных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потреб­ности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного това­ра (услуги) и стараться ее удержать.

Оценка конкурентов

Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурен­тов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а ориентировать свой бизнес следует с расчетом на будущее. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

Кто является конкурентом сегодня и в каком состоя­нии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

Каковы отличия данного товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?

Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

В чем рассчитывается их превзойти?

Цель данного раздела - облегчить выбор подходящей такти­ки конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ дей­ствий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противо­стоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вес­ти постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоян­ном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых кон­курентов.

«Воевать на два фронта» трудно. Поэтому необходимо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности сопер­ника (конечно, при условии, что они известны).

Если четко ответить на вопросы указанных трех разделов бизнес-плана, то должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую хотелось бы заполнить, орга­низуя свой бизнес.

Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос: какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке?

Стратегия маркетинга

Четвертый раздел - это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциаль­ному потребителю. «Производить то, что покупается, а не про­давать то, что производится» - главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах, так или иначе, была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя.

Произвести товар, по своим параметрам соответствующий запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превраще­ния потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причины выбора поставщиков.

Основные элементы здесь следующие.

1. Схема распространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.

2. Ценообразование: как определять цену товара (услуги), каков уровень предполагаемой прибыли, в каких преде­лах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность оку­пить расходы и получить достаточную прибыль.

3. Реклама: сколько средств возможно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.

4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (ус­лугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.

5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами возможно добиться устойчи­вой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.

План производства

Пятый раздел бизнес-плана - план производства - содержит описание всего производственного процесса. Он готовится толь­ко теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.

Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что созда­ваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым каче­ством.

Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:

Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?

Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?

Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции.

Если предполагается создать не производственное предприя­тие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать «торго­вый план» и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских поме­щений. В этом случае надо ответить на следующие вопросы:

У кого предполагается закупать товар?

Есть ли подходящее помещение для магазина и для склада?

Завершить данный раздел бизнес-плана необходимо оценкой возможных издержек производства и их изменений в перспективе.

Организационный план

Шестой раздел бизнес-плана - это организационный план, в котором речь идет о том, с кем организуется дело и как планируется наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следую­щие вопросы:

Какие специалисты понадобятся для успешного ведения

дела?

На каких условиях будут привлекаться специалисты - на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?

Как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доход­ность фирмы. Поэтому прежде чем принимать на работу новых людей, необходимо подумать, насколько это оправдано. Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.

Заработная плата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.

Другой важной проблемой предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело сле­дует только с хорошо известными людьми, единомышленника­ми, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы мо­жете положиться и доверить любой вопрос совместного предпри­нимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это хороший залог успеха вашей фирмы.

В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем бу­дет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, кон­троль и взаимодействие всех работников фирмы.

Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из при­чин неудач в бизнесе.

Финансовый план – важнейший раздел бизнес-плана

Этот раздел обоб­щает в стоимостном выражении возможные результаты приня­тых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

В том случае, если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем взять кредит, необходимо просчитать свою потребность в заем­ных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды.

Другой способ привлечения необходимых средств - найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капи­тал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величи­ны вложенного капитала, в том числе и акционерного.

Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточнос­ти. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль.

Финансовый аспект бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ, в котором описывают все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем. Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристику рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта, и в первую очередь, представляющих интерес для участников – инвесторов проекта. Бизнес-план нужен для всех видов предпринимательства, и прежде всего для того, чтобы предприниматель имел возможность тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и снизить риск неудачи. В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности, состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: описание продукта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый план. Значимость и актуальность темы обусловливает сравнительно большое число исследований, посвященных развитию бизнес-планирования как в России, так и за рубежом.

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

· определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фир­мы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответ­ственных за реализацию стратегии;

· выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, ко­торые будут предложены фирмой потребителям. Оценить произ­водственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

· выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мо­тивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразо­ванию, каналам сбыта и др.;

· оценить финансовое положение фирмы и соответствие име­ющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям до­стижения поставленных целей;

· предусмотреть трудности, «подводные камни», которые мо­гут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель мо­жет оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-плани­рованием. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполне­нию. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.

Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономике заключается в научном обосновании целей развития, форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых результатов.

В научно-практической литературе нет единого подхода к определению такого понятия как – планирование (от фр. - planning).

Для формирования представлений о данном понятии приведем некоторые из них:

Планирование - это обоснование и выбор це­лей функционирования и развития фирмы (системы) и средств их достижения

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и по возможности численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

К специфическим чертам планирования, согласно Р. Акоффу, относятся следующие

  • предварительность, т.е. планирование - предварительное принятие решений о характере, наборе и направлении предполагаемых действий принимается до начала их совершения;

· системность, т.е. потребность в планировании возникает, когда достижение желаемого результата зависит от системы решений. Набор решений образует систему тогда, когда влияние любого из них на соответствующий результат зависит, по крайней мере, от одного другого решения в наборе;

· процесс планирования направлен на достижение такого состояния, которое желательно, и нельзя ожидать, что оно возникнет само собой.

Из этого следует, что планирование – это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода.

Цель планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей деятельности. При системном подходе к планированию предприятие рассматривается как комплекс многочисленных подсистем, принимающих решения.

Планирование решает три основные задачи. Первую — определить место организации в настоящее время. Управляющий оценивает сильные и слабые сторо­ны организации в финансах, маркетинге, производстве продукции, трудовых ресурсах для выяснения того, чего организация может реально добиться.

Вторую — выяснить, куда организация предполагает двигаться, ее цель. Оценивая возможности и угрозы в ок­ружающей среде, управляющий определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

Третью — определить, как предполагается достигнуть целей в общем и конкретном виде. Это — главная задача управления процессом и людьми для достижения цели ор­ганизации.

Планирование как особый специфический вид управленческой деятельности требует учета ряда обстоятельств и подходов, к основным из которых относятся:

· планирование должно начинаться на самых высших уровнях управления компаний;

· в организации плановой работы должен быть исключен «случай», так как ценность планирования состоит в систематической работе, комплексном подходе к решению проблем, в том числе внимательном анализе ситуации и учете случайных факторов, которые при определенных условиях могут стать закономерным явлением;

· планирование должно не только предупреждать негативные явления, но и обеспечивать выявление и использование долговременных возможностей;

· основа эффективного плана - надежная информация;

· планирование - это динамичный процесс, что требует постоянной корректировки и контроля планов;

· планирование должно обеспечить нормальное взаимопонимание между всеми участниками процесса его разработки и реализации;

· эффект планирования связан с обеспечением нормальной адаптации плановых решений к конкретной ситуации.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Сущность планирования заключается в научном обосновании целей развития, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует.

Бизнес-план предусматривает всестороннее развитие деятельности предприятия на предстоящий год и на перспективу не менее трех лет. Основные показатели на предстоящие два года должны разрабатываться в поквартальной разбивке, и только начиная с третьего года, можно ограничиться годовыми показателями.

Бизнес-план имеет преимущества по сравнению с другими видами планов. Многие промышленные предприятия разрабатывают планы по отдельным показателям без учета их взаимосвязи, отдают предпочтение плану производства, не учитывают состояние товарных рынков. Отличительной особенностью бизнес-планов является комплексный характер и его нацеленность на существующий и новые товарные рынки или отдельные их сегменты.

 

Рис. 1. Комплексный характер планирования предприятия

На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) - краткое описание хозяйствен­ной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятель­ности, норм поведения и роли в решении социальных задач регио­на, общества.

Предприятие в данном случае выступает в виде системы и пони­мается как:

· производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка:

· социальная организация, в которой сотрудники могут прояв­лять и развивать свои способности и удовлетворять потребности:

· конкурент другим товаропроизводителям;

· социальная единица, учитывающая интересы всего общества;

· часть рыночной многоукладной экономики.

Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных обще­ственных требований к поведению сотрудников фирмы.

Принципы предприятия включают в себя требования:

· к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполненным работам) и рынку:

· к управлению - система мотивации, принятия решений, конт­роля, оценки достижений и др.:

· к сотрудникам - творческое мышление, принятие на себя от­ветственности, мотивы, оценка производительности и др.;

· внешней среды - клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурен­тов, общества, государства.

Формулировка принципов должна быть, с одной стороны, как мож­но более общей, чтобы конкуренты не смогли детально расшифровать хозяйственные замыслы предприятия, и с другой – достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них четко сориентироваться.

Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Миссия фирмы во многом определяется также её ценностными ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. Миссия предприятия тесно связана с его культурой – совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж) предприятия. Имидж фирмы во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней – интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.

Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или по­велитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обыч­но указывают:

  • наименование проекта, например, «бизнес-план создания пред­приятия по производству обоев»;
  • место подготовки плана;
  • авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
  • имена и адреса учредителей;
  • назначение бизнес-плана и его пользователи.

После титульного листа следует оглавление - формулировка раз­делов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта. Далее располагаются:

1. Меморандум конфиденциальности - его це­ль предупреждение всех лиц о неразглашении содержащейся в пла­не информации и использование ее исключительно в интересах фир­мы, представившей проект.

2. Резюме - краткое изложение основных положений предпо­лагаемого плана, включающее следующие принципиальные дан­ные:

· идеи, цели и суть проекта;

· особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преиму­щества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов:

· стратегия и тактика достижения поставленных целей;

· квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров:

· прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.);

· планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;

· ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;

· основные факторы успеха - описание способов действий и ме­роприятий.

3. Описание отрасли - анализ текущего состояния и перс­пектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характерис­тику:

1. ее сырьевой базы;

2. сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;

3. потенциальных клиентов и их возможностей;

4. региональной структуры производства:

5. основных фондов и их структуры:

6. инвестиционных условий.

Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса со­стоит из трех этапов:

1. многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;

2. определение стадии развития избранной отрасли;

3. непосредственный анализ инвестиционной привлекательнос­ти отрасли.

При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются све­дения об их положении в мировом разделении труда и на междуна­родном рынке, экспортных возможностях, а также производствен­но-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли.

В любой стране существуют запрещенные сферы бизнеса (кон­трабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохими­каты, наркотики и др.).

Для многих предпринимателей возникают и экономические ог­раничения на проникновение в ту или иную отрасль:

  • высокий уровень начального капитала;
  • длительный срок окупаемости вложенных средств;
  • неопределенность в достижении прибыли (сфера образования и др.).

Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: про­цветание, застой, спад.

Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве - по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято, или недостаточно ис­пользованную конкурентами «нишу» рынка, т.е. ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на опреде­ленного потребителя и позволяющей бизнесмену наиболее эффек­тивным образом реализовать свои возможности. Поиск «ниши» на рынке напоминает поиск свободного пространства, вакуума, кото­рый надо поскорее заполнить. В сущности, «ниша» рынка - это со­вмещение назревших и вполне осознанных потребностей и проблем общества с не вполне осознанными, нетрадиционными фор­мами, способами, методами их решения и удовлетворения.

В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и запол­нять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поде­ленных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый про­дукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.

4. Характеристика предприятия (фирмы)

Полный перечень сведений о компании кроме краткой экономи­ко-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями.

5. Выбор вида деятельности (товара, услуги, работы)

Любой предпринимательский проект начинается с формирова­ния идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги). Необходимо дать не только общее представление о товаре, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, конкурентоспособность на рынке, спрос на него и т.д.

Любой товар в реальном исполнении имеет ряд характеристик: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др., которые надо подробно описать в бизнес-плане.

Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлич­на от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:

· какую именно потребность он удовлетворяет;

· как реализуется этот товар или оказывается услуга;

· уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;

· характеристика спроса на предлагаемый товар;

· каким образом товар продается;

· слабые стороны товара;

· каковы постоянные издержки, связанные с производством то­вара;

· кто должен освоить производство данного товара;

· преимущества товара:

· предполагаемый срок жизненного цикла товара;

· возможности и необходимости модернизации товара;

· предполагаемые направления сбыта товара;

· перспектива смены данного товара другим.

В описание продукта входят такие сведения, как тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация. Сведения о патентной ситуации содержат ответы на следующие патентно-правовые вопросы:

· защищен ли товар (изобретение) в стране пребывания лицен­зиара;

· защищен ли товар (изобретение) в странах предполагаемой тер­ритории осуществления проекта;

· защищен ли товар (изобретение) на основных экспортных рын­ках;

· каков объем прав по патентам лицензиара;

· касаются ли пункты формулы изобретения всего объекта или его части;

· защищена ли конкурентная продукция;

· могут ли конкуренты производить и продавать свои товары (про­дукцию), не нарушая патентных прав.

Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стра­тегии производства и реализации продукции, а следовательно, и рас­четов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизнен­ного цикла предлагаемого товара. Жизненный цикл любого товара подчиняется определенным закономерностям и включает в себя ряд стадий (демонстрация, рост, распространение, насыщение, падение). Скорость прохождения товара по данным фазам цик­ла зависит от многих обстоятельств, которые одновременно влияют на рыночную конъюнктуру.

6. План маркетинга

Для организации эффективной предпринимательской деятельности значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков.

Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары требует достаточно больших затрат времени и средств.

Эти исследования должны дать достаточно достоверные данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и ха­рактерных методах торговли, определить локализацию спроса, его роста в различных секторах, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей или различных групп потребителей, элас­тичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.

Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом:

1. метод полных издержек;

2. метод стоимости изготовления (переработки);

3. метод маржинальных (предельных) издержек;

4. метод рентабельности (доходности) инвестиций;

5. методы маркетинговых или рыночных оценок.

Если по оценкам производственные издержки в первоначальный период (месяцы, годы) будут непомерно высокими и полное перенесение их на цену товара окажут серьезное влияние на объем продаж, то необходимо тщательно оценить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установить такую первоначальную цену на товар, которая покрыла бы все производственные затраты. В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается описание:

  • стратегии проникновения на рынок;
  • прядок оплаты поставляемых товаров;
  • объема продаж по планируемым периодам.

После исследования рынков и его сегментов, определения маркетинговой стратегии продвижения товаров на эти рынки определяется прогнозируемый объем продаж, а затем – прогнозируемые доходы от продаж. Детальная разработка программ продаж и доходов от реализации продукции окончательно завершается после завершения бизнес-плана в его финансовом разделе.

7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...