О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книги…
Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.
Н. А. Некрасов
С. Есенин
И. А. Бунин
Виталий Закруткин
Стихотворения
«Великое чувство…», «Мать»
Стихотворение «Письмо матери»
Стихотворение «Матери»
Повесть «Матерь человеческая»
Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:
Великое чувство, его до конца
Мы живо в душе сохраняем.
Мы любим сестру и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем
С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство! » и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.
Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)
Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери:
Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.
Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов (" вечерний несказанный свет" ) и эмоционально окрашенного слова " струится".
Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о " кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она " часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.
В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:
Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроваткуИ милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой! »
Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.
Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой! ».
В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама! ». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине.
ОБРАЗ МЕТЕЛИ в ЛИРИКЕ
Мотив метели вошёл в русскую литературу вместе со стихами П. В. Вяземского, первым из русских поэтов связавшим специфику русского характера с любовью к зиме.
П. В. Вяземский
В. А. Жуковский
М. Ю. Лермонтов
А. А. Блок
Б. Пастернак
Стихотворения «Метель»
Баллада «Светлана»
Стихотворение «Метель кружит и валит снег…»
Поэма «Двенадцать»
Стихотворение “Зимняя ночь”
В стихотворении «Метель» путник не просто оказывается во власти метели. Он становится игрушкой бесовской силы и, не имея возможности защитить себя, приближается к своей гибели:
День светит; вдруг не видно зги, Вдруг ветер налетел размахом, Степь поднялася мокрым прахомИ завивается в круги. Снег сверху бьет, снег веет снизу, Нет воздуха, небес, земли; На землю облака сошли, На день насунув ночи ризу. Пойдешь вперед, поищешь сбоку, Всё глушь, всё снег, да мерзлый пар. И божий мир стал снежный шар, Где как ни шаришь, всё без проку.
В балладе «Светлана» образно-смысловой ряд метель-тьма-испытание расширяется за счёт мотивов смерти-могилы и потери пути (дороги). В балладе, как и в стихотворении Вяземского «Метель», вьюга неожиданно обрушивается на путника, в данном случае на Светлану.
Тему метели как символа «нерассветного» пространства продолжает М. Ю. Лермонтов. В его стихах метель становится частью «горного» текста. Метель в горах – знак обречённости человека, его смертности:
Метель кружит и валит снегНо сквозь ветра дальний звонПорой прорвавшийся гудитТо отголосок похорон, То звук могилы под землёй, Умершим весть, живым укор…
В поэме А. Блока “Двенадцать” метель – стихия революции:
Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления:
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер –На всем божьем свете!
Для поэта революция – это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости».
Стихотворение имеет рамочную, то есть кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается строфами, тождественными по структуре и содержанию:
Мело, мело по всей землеВо все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
Это позволяет поэму описать масштабы метели.
Образ метели в стихотворении конкретен и символичен одновременно. С одной стороны, это фон, на котором развертывается лирическое действие, с другой – это символ безличной стихии, враждебной человеку.