Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«… в войне всегда выражаются законы жизни, которые в "дурном мире" могут быть до такой степени закопаны в грязь и мразь, что их становится трудно и заметить.




Мы считаем, что, рассматривая проблему существа войны в направлении ее трактовки К. Клаузевицем и последователями его школы - война есть средство и форма политики для достижения целей национальной стратегии любыми средствами.

 

2. Главное содержание войны ее сущность и природа, есть - «насилие»

Вспомним, как о войне писал Лев Тихомиров: «Между тем вся жизнь человека есть борьба. Способность к ней - это самое необходимое условие жизни. Конечно, силу и активность можно направить не только на добро, но и на зло. Но если у какого- либо существа нет самой способности к борьбе, нет силы, то это существо ровно никуда не годится, ни на добро, ни на зло. Это нечто мертвенное. А для человека нет ничего противнее смерти, отсутствия жизни. Зло - безнравственно; но пока человек имеет силу, жизнь, то как бы вредно она ни была направлена, все-таки имеется возможность и надежда пересоздать злое направление и направить данную силу на добро. Если же у человека нет самой жизненной силы, то это уже почти нечеловеческое существо. Никаких надежд на него возлагать нельзя».

«… в войне всегда выражаются законы жизни, которые в " дурном мире" могут быть до такой степени закопаны в грязь и мразь, что их становится трудно и заметить.

Война уясняет смысл жизни, как и сама понятна лишь тому, кто разумом или инстинктом понимает смысл жизни.

Жизнь - в идеале - есть мир, но жизнь в факте есть борьба». [38]

О том, что есть борьба, говорит Толковый словарь Владимира Даля, который выводит видит ее основание от слова «бороть», поэтому: «БОРОТЬ, барывать кого, осиливать в борьбе, одолевать борючись; валять, ломать, бросать наземь, пытая силы и ловкость, или же в драке, бороться с кем, схватясь с противником, шутя или в бою, в драке, один на один, стараться повалить его, свалить наземь. Бороть только можно борясь» [39].

В Современном толковом словаре русского языка «борьба» трактует как:

« 1. Рукопашная схватка двоих, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног. Военные действия, сражение.

2. Вид спорта, заключающийся в единоборстве двух спортсменов по определенным правилам.

3. Физическое сопротивление кому-л., чему-либо. Усилия, деятельность, направленные на преодоление, искоренение чего-либо

4. Взаимодействие противоположных сторон, черт, тенденций, внутренне присущих всем явлениям и процессам природы, общества и мышления, являющееся источником их развития (в философии).

5. Столкновение противоположных общественных групп, направлений, течений, в котором каждая сторона старается одержать победу.

6. Столкновение»[40].

Таким образом, мы видим, что « борьба - есть насилие» и это есть аксиома.

«В законах нашей органической природы состояния мира можно достигать только постоянной борьбой, так что цель жизни есть мир, а средство для этого – борьба» [41] - писал Лев Тихомиров.

Теперь нам представляется важным связать все это единой логикой.

Мы считаем, что набор понятий, определяющий некий перечень слагаемых и состояний бытия социума «насилие-власть-война», перечисляемых в любой последовательности и при любом уровне обобщений - есть основная парадигма, то есть базовая концептуальная схема бытия человечества.

Другими словами «насилие-власть-война» - это естественное состояние народов, наций и государств.

Анализ человеческой истории убедительно доказывает следующий ряд аксиом:

Успешная реализация нацией (политической партией, народом, государством, цивилизацией) этой базовой схемы - дает ей (им) победу, а значит - (почти всегда гарантированное) выживание и развитие, успешную национальную историю и достойное место в истории человечества.

Любая нация, народ, партия и государство, которые не умеют организовывать и поддерживать это состояние национальной мобилизации, разумно управлять им (его нюансами) и реализовывать его выгоды - обречено на историческое невыживание. Более того, пока нация способна на такое усилие - она есть, то есть жива и успешна, а если уже неспособна - то ее конец неизбежен и скор.

Мы уверены, что умение осознать эту необходимость как закон бытия, и уметь организовать бытие нации в этих целях соответствующим образом - и есть мерило качества власти и самой нации.

Известный австрийский философ Элиас Канетти в своем труде «Масса и власть», так обосновывает открытый им закон бытия - «власть есть насилие»:

«С насилием связывают представление о том, что близко и прямо сейчас. Оно непосредственнее и безотлагательнее власти. Подчеркивая этот аспект, говорят о физическом насилии. Власть на более глубоком уровне, животном уровне лучше назвать насилием. Путем насилия добыча схватывается и переносится в рот. Насилие, если оно позволяет себе помедлить, становится властью. Однако в то мгновение, которое все же происходит - в момент решения, в момент необратимости, она опять чистое насилие.

Власть гораздо общее и просторнее, она включает в себя много больше и она уже не столь динамична, как насилие. Она считается с обстоятельствами и обладает даже некоторой долей терпения. В немецком языке слово «Mach» (власть) происходит от древнего готского корня «magan», означающего «koennen, vermoegen» (мочь, обладать), и вовсе не связано со словом «machen» (сделать). Различие насилия и власти можно проиллюстрировать очень просто, а именно отношением между кошкой и мышкой»[42] (все выделения мои, А. В. ).

Мы не можем не отметить глубокое проникновение Э. Конетти в глубь проблемы и точность его тезисов.

Теперь попробуем перейти от общефилософских констатаций «власть – насилие», к тезису «война – насилие».

Первым военным ученым, который вывел военную науку на уровень самостоятельной военной теории, является выдающийся военный философ и классик военной мысли Карл фон Клаузевиц.

Мы приведем высказывания Карла фон Клаузевица о насилии как природе войны, так как он был первым, кто сделал такой вывод и сделал это талантливо, поэтому позволим себе повторить приведенные выше тексты.

« Война есть не что иное, как расширенное единоборство. Если мы захотим охватить мыслью как одно целое все бесчисленное множество отдельных единоборств, из которых состоит война, то лучше всего вообразить себе схватку 2 борцов. Каждый из них стремится при помощи физического насилия принудить другого выполнить его волю; его ближайшая цель — сокрушить противника и тем самым сделать его неспособным к дальнейшему сопротивлению».

«Итак, война - это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю».

«Война является актом насилия и применению его нет предела; каждый из борющихся предписывает закон другому; происходит соревнование, которое теоретически должно было бы довести обоих противников до крайностей».

« Насилие использует изобретения искусств и открытия наук, чтобы противостать насилию же. Незаметные, едва достойные упоминания ограничения, которые оно само на себя налагает в виде обычаев международного права сопровождают насилие, не ослабляя в действительности его эффекта».

«Таким образом, физическое насилие (ибо морального насилия в понятиях о государстве и законе не существует) является средством, а целью будет - навязать противнику нашу волю. Для вернейшего достижения этой цели мы должны обезоружить врага, лишить его возможности сопротивляться ».

«Война — дело опасное, и заблуждения, имеющие своим источником добродушие, для нее самые пагубные. Применение физического насилия во всем его объеме никоим образом не исключает содействия разума; поэтому тот, кто этим насилием пользуется, ничем не стесняясь и не щадя крови, приобретает огромный перевес над противником, который этого не делает».

« Война есть крайняя степень применения насилия. Один (противник) предписывает закон другому; оба противника до последней крайности напрягают усилия; нет других пределов этому напряжению, кроме тех, которые становятся внутренними противодействующими силами». Так и надо смотреть на войну; было бы бесполезно, даже неразумно из-за отвращения к суровости ее стихии упускать из виду ее природные свойства. Если войны цивилизованных народов гораздо менее жестоки и разрушительны, чем войны диких народов, то это обусловливается как уровнем общественного состояния, на котором находятся воюющие государства, так и их взаимными отношениями».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...