Тема 5. Государственное управление природопользованием и охраной
Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Цель – дать студентам представление о системе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Задача: дать студентам знания и представления об органах общего и специального управления природопользованием. 1. Структура органов управления в области охраны окружающей среды. 2. Органы государственной власти и управления в области охраны окружающей среды общей компетенции. 3. Компетенция специальных органов управления в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Министерство здравоохранения. Министерство по чрезвычайным ситуациям. 4. Отраслевые органы управления в области охраны окружающей среды. Функциональные, специально-уполномоченные органы управления в области охраны окружающей среды. Иные органы государства, выполняющие экологические функции. Управление экологией является составной частью управленческой деятельности государства в целом. Вместе с тем оно носит самостоятельный характер и имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта управления. Можно назвать четыре такие особенности: 1. Юридическим основанием управления экологией является преимущественное право государственной собственности на природные ресурсы и политический суверенитет (право территориального верховенства) государства на территории расположения природных ресурсов. 2. Комплексный характер управления. В силу взаимосвязанности и взаимообусловленности природных ресурсов и природных явлений управление природными ресурсами и охраной окружающей среды может осуществляться только в комплексе. Это означает, что распределение и перераспределение, планирование и другие действия в отношении природных ресурсов в одном регионе должны осуществляться с учетом влияния этих мер на другие природные ресурсы в другом регионе, что использование природных ресурсов не может осуществляться без одновременной их охраны, и наоборот.
3. Управление экологией осуществляется не только по административно-территориальному (область, регион) признаку, как это принято в отношении других объектов, но и по природно-географическому. 4. Устойчивая тенденция к разделению хозяйственно-эксплуатаци-онных и контрольно-надзорных функций в области экологии. Речь идет о том, что одни субъекты эксплуатируют природные ресурсы, а другие – контролируют правильность их эксплуатации. На практике такое разделение имеет место. Так, одни министерства организуют добычу, переработку и использование природных ресурсов, другие, например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляет контроль и надзор за правильным, рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими отношениями. К таким функциям относятся: - создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы; - подзаконное нормотворчество; - распоряжение (управление) природными ресурсами; - экологическое планирование; - экологическое нормирование; - экологическая экспертиза; - экологический контроль; - экологическое лицензирование; - экологический аудит; - наблюдение за состоянием окружающей среды; - оценка воздействия на окружающую среду; - учет состояния и использования отдельных природных объектов;
- экологическое воспитание и образование; - разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды; - привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении экологического законодательства, и др. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Методы управления представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Различаются следующие методы управления: 1) административные, т. е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; 2) экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении природопользователями необходимых экологических мероприятий, решений органов управления; 3) морально-психологические, которые реализуются посредством как мер поощрительного характера, так и мер воздействия на нарушителей. Экономические методы управления природопользованием предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. Такими рычагами являются: 1) рентные платежи; 2) платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог); 3) компенсационные платежи за выбытие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества, вызванное производственной деятельностью; 4) штрафы за нарушение экологических стандартов и договоров; 5) система налоговых льгот; 6) налог на выпуск экологически опасной продукции и др. Органы общей компетенции наряду с управлением в области использования и охраны природных ресурсов осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями народного хозяйства. К органам управления общей компетенции относятся Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы государства, которые в соответствии с положениями о них, утвержденными Президентом или Правительством отдельно принятым актом, специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции.
По объему и характеру своей специальной компетенции они разделяются на комплексные, отраслевые и функциональные. Комплексные – выполняют все задачи в области охраны природы (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Государственный санитарный надзор; Департамент при МЧС по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС). Отраслевые (ведомственные) – концентрируют внимание на охране и использовании отдельных природных объектов. Функциональные (межведомственные) – выполняют одну или несколько однородных функций в отношении всех природных объектов (Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; правоохранительные органы государства; Министерство здравоохранения; Национальный банк).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|