Тема 6. Правовые основы экологического контроля
Тема 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Цель – привитие студентам знаний о деятельности контрольных органов государства. Задача: дать студентам знания и представления об органах контроля, экспертизы, аудита, мониторинга.
1. Форма и система экологического контроля. 2. Экологический мониторинг. 3. Государственный экологический контроль. Компетенция органов государственного экологического контроля. 4. Ограничение, приостановление, прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, не соблюдающих экологические нормы. 5. Экологическая экспертиза. Принципы экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза. 6. Экологический аудит.
Экологическая экспертиза является самостоятельным видом управленческой деятельности. Проведение экологической экспертизы предусмотрено разд. VIII Закона «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 59 экологическая экспертиза проводится с целью установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Ст. 3 этого Закона устанавливает, что Государственная экологическая экспертиза проводится в целях: определения достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением планируемой хозяйственной и иной деятельности; определения уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности и прямо или косвенно оказать воздействие на окружающую среду; предупреждения возможных неблагоприятных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ними негативных последствий.
Объектами государственной экологической экспертизы являются: 1) концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития; 2) схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; 3) градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки); 4) обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др. ) на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства, ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов – общественных объединений и (или) граждан.
Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности). Экологический контроль – это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Цель экологического контроля – охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения правонарушений. Объектами экологического контроля являются: - состояние и изменения природной среды; - работа министерств, ведомств по осуществлению мер по охране окружающей среды; - деятельность предприятий и граждан по соблюдению экологического законодательства. По формам деятельности экологический контроль можно подразделить на информационный, предупредительный, карательный. Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам государства с целью принятия предупредительных либо карательных мер. Предупредительный контроль направлен на предотвращение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране природной среды, несоблюдения законов. Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям и виновным в невыполнении обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов либо в несоблюдении предписаний закона. По субъектам деятельности экологический контроль подразделяется на государственный, ведомственный и общественный. Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют Советы депутатов, соответствующие органы Минприроды и иные специально уполномоченные на то государственные органы. Методы осуществления экологического контроля состоят в: наблюдении за состоянием объектов контроля; проведении проверок по соблюдению законодательства и выполнению обязательных мероприятий в области охраны природной среды и ее объектов;
предупреждении о необходимости выполнения хозяйствующим субъектом обязательных мероприятий по охране природного объекта и среды в целом; пресечении экологически вредных действий (ограничение, приостановление, прекращение деятельности); выдаче разрешения (или аннулировании его) на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ; установлении нормативов качества окружающей природной среды и лимитов вредного воздействия на нее; привлечении к административной ответственности в виде наложения штрафа за нарушение закона. Согласно ст. 17 Закона «Об охране окружающей среды» лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду проводится в целях максимального снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения рационального использования природных ресурсов. В соответствии со ст. 88 Закона «Об охране окружающей среды» должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, в пределах своей компетенции имеют право: составлять по результатам проверок акты, выдавать в пределах предоставленных им прав обязательные для выполнения предписания по устранению выявленных недостатков; в соответствии с законодательством Республики Беларусь составлять протоколы об административных правонарушениях, получать объяснения от лиц, привлекаемых к административной ответственности по поводу нарушения ими законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; вносить в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения о приостановлении проектирования или строительства производственных объектов, а также об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае невыполнения ими требований в области охраны окружающей среды и (или) предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
ограничивать или приостанавливать работу отдельных производств, цехов и иных объектов, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды, до устранения выявленных нарушений; вносить в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения о приостановлении или аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности в органы, выдавшие их, если такая деятельность осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды; получать безвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды; беспрепятственно посещать в любое время суток и без предварительного уведомления (при наличии служебного удостоверения) предприятия и иные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также военные и иные специальные объекты в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, для осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды; вызывать граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; производить в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, досмотр вещей; изымать незаконно добытые объекты растительного и животного мира и полученную из них продукцию, а также используемые при добыче этих объектов орудия; передавать в установленном порядке материалы о проведенных проверках и иные документы в соответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды; вносить нанимателям предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к работникам, виновным в нарушении законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, доставлять в правоохранительные органы лиц, совершивших правонарушения в области охраны окружающей среды.
Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды для своевременной оценки, прогноза и устранения негативных процессов, и тенденций, возникающих под влиянием антропогенных факторов. Основными задачами мониторинга являются: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенного воздействия на окружающую среду. Выделяют следующие виды мониторинга: глобальный (биосферный), геофизический, климатический, биологический и экологический. Виды мониторинга окружающей среды: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мониторинг подземных вод; мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный мониторинг окружающей среды. Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнедеятельности населения. Оценка предполагает выявление трех групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на окружающую среду; определение природных резервов для использования их в интересах человека; определение оптимальных способов человеческой деятельности как с экологических, так и с экономических позиций. Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия предупредительных мер для устранения причин и условий возможных негативных изменений в окружающей среде. Экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды (в т. ч. нормативов и технических нормативных правовых актов), а также требований международных стандартов с целью обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. По результатам экологического аудита производится подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологический аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить добровольный или обязательный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|