Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сама теория справедливой войны содержит два варианта, каждый из которых претендует на значение самостоятельной базовой теории.




Сама теория справедливой войны содержит два варианта, каждый из которых претендует на значение самостоятельной базовой теории.

 

Первая. Теория вопроса в варианте войны «государство-против-государства»

Вторая. Теория вопроса в варианте войны «государство-против-не-государства».

Именно первая теория, теория войны «государство-против-государства» называется «теорией справедливой войны», которая исторически, то есть в течение нескольких столетий со времен Вестфальского мира (1648 год) считается основной, является основной и сегодня.

***

Военный энциклопедический словарь определяет:

«Право военное, часть правовой системы государства, относящаяся к области строительства и деятельности вооруженных сил [22] ».

Энциклопедический словарь «Война и мир в терминах и определениях», дает такую трактовку этой категории:

«ПРАВО ВОЕННОЕ система общеобязательных принципов и правил (норм), регламентирующих отношения субъектов государства в военной (оборонной) области, в области строительства вооруженных сил и их деятельности.

Субъектами государства, на которых распространяется военное право, являются высшие и местные органы законодательной, исполнительной и судебной государственной власти и управления, в первую очередь, министерства обороны, командующие и командиры (начальники) всех степеней, граждане государства, в том числе военнослужащие.

Исходным основным положением военного права является его направленность на обеспечение вооруженной защиты Отечества.

Военное право носит комплексный характер, сочетая в себе нормы национального (внутригосударственного) и международного права.

В национальном военном праве существуют основные нормы:

· государственного права (принципы и правила обороны, охраны государственных границ, оборонной деятельности органов государственной власти);

· гражданского права (принципы и правила военных перевозок, трудовые, жилищные, брачно-семейные, земельные, природоохранные кодексы);

· административного права (ответственность за нарушение правил дорожного движения, противопожарных правил);

· уголовного права (ответственность за особо тяжкие правонарушения).

К нормам международного военного права относятся договоры и соглашения о защите мира, уважении территориальной целостности государств, о нерушимости государственных границ, невмешательстве во внутренние дела государств, запрещении пропаганды войны и т. п.

Военное право закрепляется в Конституции государства, законах, указах, постановлениях, приказах, директивах, распоряжениях, положениях, уставах, наставлениях, инструкциях и в других правовых актах органов государственной и военной власти, а также в международных договорах и соглашениях.

Действие военного права распространяется на всю территорию государства, на все воинские контингенты, в том числе и за границей, если законы государства пребывания, отраженные в межгосударственных соглашениях, не требуют иного.

Военное право создает надежную юридическую базу для деятельности вооруженных сил, позволяющую в любой обстановке, в самых сложных и непредсказуемых ситуациях успешно решать задачи по защите Отечества[23]».

***

В качестве эталонного конспекта темы, приведем трактовку этих понятий, данных Большой Советской Энциклопедией.

«ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ, в международном праве правила ведения войны,

установленные обычно многосторонними соглашениями между государствами.  

Направлены на устранение наиболее жестоких способов ведения войны, на защиту мирного населения в условиях военных действий.

Регулируют также отношения между воюющими государствами, между воюющими и нейтральными государствами.

 Законы и обычаи войны должны соблюдаться в случае любого вооруженного конфликта: они обязательны и для ООН, если она применяет вооруженные силы в соответствии с Уставом ООН для предупреждения или пресечения актов агрессии.

Наиболее важными международными соглашениями, в которых кодифицированы правила сухопутной, морской и отчасти воздушно войны, являются:

·  Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907 годов;

·  Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия;

·  Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны;

· Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей.

Не все законы и обычаи войны кодифицированы в международных соглашениях и актах; некоторые устарели и не отражают современного уровня развития военной техники.

Однако во всех случаях воюющие и гражданское население остаются под охраной и действием общепризнанных обычаев, а также общих начал современного международного права, направленных на гуманизацию войны.

Одним из общих начал международного права является недопустимость применения оружия массового уничтожения людей. Это положение содержится в Санкт-Петербургской декларации 1868, Декларации Брюссельской конференции 18/4, Гаагских конвенциях и декларациях 1899 и 1907, в Женевском протоколе 1925, в Декларации о запрещении применения ядерного оружия для целей войны, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 ноября 1961 года.

3аконы и обычаи войны регламентируют прежде всего права и обязанности воюющих сторон: начало войны и его правовые последствия, порядок ведения военных действий, способы, средства и методы нанесения ущерба противнику, правовое положение комбатантов и некомбатантов, правовое положение гражданского населения, правовой режим военнопленных, раненых и больных, правовой режим собственности, режим военной оккупации, порядок приостановления военных действий и прекращения состояния войны.

Поскольку переход к состоянию войны изменяет договорные отношения между воюющими государствами, законы и обычаи войны устанавливают, что воюющие государства должны оказать содействие для возможно скорого выезда персонала посольств и консульств противника, защита интересов воюющего государства и его граждан может быть вверена какому-либо третьему государству.

Граждане неприятельского государства могут быть ограничены в правах и даже интернированы, что эти действия могут производиться только на территории (сухопутной, морской и воздушной) воюющих государств, а также в пределах открытого моря они не могут затрагивать территорию нейтральных государств, нейтрализованные территории и зоны.

В отношении наиболее жестоких средств ведения войны установлены запреты. К недозволенным средствам относятся: яд и отравленное оружие, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания, химическое и бактериологическое оружие и так далее.

Установлены также ограничения в отношении способов использования дозволенных видов оружия, например, воспрещается атаковать и бомбардировать незащищённые города, селения, жилища и строения. Воюющие обязаны при осадах и бомбардировках принимать все меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, здания, служащие целям пауки, искусства и религии, больницы, госпитали и др., при условии, что эти здания и места не служат одновременно военным целям и обозначены видимыми знаками.

Законы и обычаи войны предусматривают ряд положений, касающихся методов ведения военных действий: запрещается убивать или ранить неприятеля, который сдался в плен; истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев настоятельной военной необходимости: незаконно пользоваться парламентёрским и национальным флагами, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, отличительными знаками санитарных формирований.

Некоторые специальные правила установлены для регламентации морской и воздушной войны.

По вопросам использования космического пространства в военных целях нет спец. соглашений, однако действующие нормы международного права (например, Договор о космосе 1967) запрещают испытание ядерного оружия в космическом пространстве, а также размещение ядерного и другого оружия массового уничтожения в космическом пространстве (например, Декларация ООН от 17 окт. 1963 о запрещении выводи в космос па орбиту объектов с ядерным оружием).

Законы и обычаи войны регулируют также права и обязанности нейтральных государств.

Нарушение законов и обычаев войны рассматривается как международное правонарушение. 4-я Гаагская конвенция 1907 указывает на обязанность воюющей стороны возместить убытки, вытекающие из нарушений законов и обычаев войны, на необходимость привлекать к ответственности лиц из состава её вооруженных сил, виновных в нарушении законов и обычаев войны. После 2-й мировой войны 1939-45 уставы Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов, а равно и приговоры этих судов квалифицировали нарушение законов и обычаев войны как тягчайшие международные преступления - военные преступления и преступления против человечности»[24].

***

 Наш анализ ведения современных войн позволяет сделать выводы о практике применения «права войны», ее «законов, обычаев и правил».

Этот анализ показал, что правда военной жизни мало похожа на ее юридическую основу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...