Особенности современного российского рынка крепкого алкоголя
Крепкие алкогольные напитки – спиртные напитки со сравнительно высоким содержанием алкоголя, получаемые в основном методом перегонки и дистилляции сброженного сусла. Как правило, крепкими спиртными напитками считаются напитки с содержанием алкоголя не менее 20% объёма готовой продукции. Нижняя граница содержания алкоголя для крепких спиртных напитков однозначно не определена, и может варьироваться в зависимости от норм отдельно взятой страны. Например, в России с 2000 года акцизные марки на алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% маркировались надписью «Крепкие спиртные напитки», с содержанием этилового спирта 28% и менее – «Спиртные напитки», за исключением вина, а с 2006 года граница между категориями алкогольных напитков определена в 25%.[11] Анализируя различные статистические данные (Рисунок 1), можно оценить динамику объемов рынка крепкого алкоголя в России. Очевидно, что рынок развивается, несмотря на небольшой кризис в 2008 году объемы производства стабильны, а темпы роста стремятся вверх. Рисунок 1. Динамика объемов рынка крепкого алкоголя в России в 2006–2011 годах.[12] Акцизные марки для крепкого алкоголя бывают двух видов – «водка» и «крепкие спиртные напитки». Исходя из этого, было бы целесообразным пояснить, что такое водка, а что можно отнести к другим крепким спиртным напиткам Водка – крепкий алкогольный напиток, получаемый в процессе обработки активным углем водноспиртового раствора, сделанного на основе злаковых культур (рожь в основном). В Федеральном Законе о регулировании алкогольной продукции указано несколько дополняющее вышесказанное определение «водка – спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции».[13] Производство водки началось с открытия метода дистилляции в XV веке, хотя в России и раньше производили крепкий алкоголь путем брожения ягод, меда и трав. Производство водки охватывает значительную часть истории России, возможно, поэтому у многих иностранцев наша страна ассоциируется именно с этим напитком. Мало кому известно, что в идеале водка не имеет цвета, вкуса и запаха, а срок хранения водки всего 12 месяцев. При более долгом хранении происходит выщелачивание стекла бутылок, увеличивается щелочность напитка, возможно появление осадка. Все это ухудшает ее вкус.
При объеме потребления водки в 168 млн декалитров в год (по данным агентства Euromonitor International за 2010 год), Россия является самым крупным водочным рынком в мире – в 3,5 раза превышающим рынок потребления водки в США, и в 18 раз рынок Великобритании. Водка является самой крупной категорией крепких алкогольных напитков в России, и на этот напиток приходится более 70% потребления.[14] Помимо производства водки и ликероводочных изделий в России развито собственное производство коньяка, а также огромное разнообразие крепких спиртных напитков ввозится в страну из заграницы. Коньяк представляет собой крепкий алкогольный напиток янтарно-золотистого цвета, обладающий сложным ароматом с оттенками ванили и мягким, гармоничным вкусом. Напиток получается исключительно перегонкой белых вин, изготовленных из отборных и строго определенных сортов винограда, и далее настаивается в дубовых бочках. Выдержка является ключевым моментом в изготовлении данного напитка. Коньяк родом из Франции, изначально он имел право так называться, если был произведен исключительно в провинции Коньяк. По международным стандартам любой напиток, произведенный по идентичной технологии за географическими пределами данной территории, принято называть бренди, несмотря на то, что и вкус может быть также неотличим. Уникальный случай произошел в истории нашей страны в 1900 году. Первым получил официальное разрешение от известных французских виноделов называть продукцию, изготовленную на собственных коньячных заводах, словом «Cognac» Николай Шустов. В СССР коньяком назывался любой бренди, производимый по технологии, близкой к технологии производства настоящего коньяка. На сегодняшний день выделяют еще один вид коньяка – арманьяк, соответственно, армянский коньяк, который производится на территории Армении и имеет некоторые отличительные особенности в производстве.
Другие крепкие спиртные напитки в основном появляются на прилавках Российских магазинов за счет импорта. Виски – крепкий ароматный алкогольный напиток, получаемый из различных видов зерна с использованием процессов соложения, перегонки и длительного выдерживания в дубовых бочках. Ром – это крепкий алкогольный напиток, сделанный на основе сахарного тростника. Джин – это крепкий алкогольный напиток, получаемый путем перегонки зернового спирта с настоем можжевеловых ягод. Самбука – густой маслянистый ликер на основе звездчатого аниса. Текила представляет собой крепкий алкогольный напиток, сделанный на основе голубой агавы, родом из Мексики. Абсент – это знаменитый своей крепостью алкогольный напиток, содержащий обычно около 70% (иногда более) алкоголя. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни, в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона (главный компонент, отличающий абсент от других напитков) Граппа – итальянский виноградный крепкий алкогольный напиток. Изготавливается путём перегонки виноградного жмыха. Ликеры и настойки – ароматный, обычно сладкий спиртной напиток из спиртованных фруктовых и ягодных соков, настоев душистых трав с добавлением кореньев, пряностей и т. п. Содержание этилового спирта варьируется от 15% до 75%. Российский производитель уверенно стоит на ногах и не позволяет импортерам, которые так активно внедряются на рынок крепкого алкоголя в России, вытеснить себя. По данным федеральной службы государственной статистики (Рисунок 2) доля отечественной продукции преобладает над импортной практически в три раза. Но за последние годы доля импортной продукции растет, поэтому Российским производителям будет все сложнее конкурировать с ними.
Рисунок 2. Структура российского рынка крепкого алкоголя по происхождению продукции в стоимостном выражении 2006–2011 годы.[15] Небольшое количество компаний на рынке крепкого алкоголя в России входят в число основных производителей. Они довольно давно занимают прочные позиции на рынке и не подпускают новых участников. На таблице «Основные производители водки в России 2012» (Приложение 2) отображены крупнейшие производители. Около 40% продукции производят три группы компаний примерно в равных долях, около 15%. Крупные производители заинтересованы в поддержании качества своей продукции, а также в условиях ужесточения контроля государства за данной сферой хозяйства отстаивают свои права. Для этого созданы крупные ассоциации и объединения, которые, кроме того, сами борются с распространением контрафактной продукции и подделок. Одной из таких организаций является «Союз производителей алкогольной продукции» (СПАП). Данный союз образовался в 2005 году и включает в себя 13 крупнейших производителей этилового спирта и ликероводочной продукции в России. На сегодняшний день компании, входящие в СПАП, «выпускают более 60 процентов от всего объема производства легальной крепкой алкогольной продукции и уплачивают в консолидированный бюджет России более 100 млрд. рублей в год»[16]. Основной целью и задачей СПАП ставит перед собой развитие легального алкогольного рынка в России, установление взаимопонимания и конструктивного диалога с государством, а также защита интересов добросовестных производителей и борьба с неформальным теневым сектором на данном рынке. В рамках данного исследования внимание акцентируется лишь на крупнейших производителях крепких алкогольных напитках, хотя среди Членов Союза присутствуют также производители спирта, винодельческие компании и т.п.
ОАО «Московский завод «Кристалл»– данное предприятие одно из самых крупных в России, которое работает более 100 лет. Основано в 1901 году и изначально называлось как «Московский казенный винный склад №1».Был одним из первых государственных предприятий по выпуску ликероводочной продукции. Продукция завода отличается отличным качеством, которая высоко ценится как в России, так и за рубежом. Компания создала свой неповторимый метод защиты продукции от подделки: на нижнюю часть бутылки наносится специальная голограмма, которую невозможно подделать и можно считать специальным устройством, при обнаружении подделки устройство выдает ошибку. Кроме того, стоимость такой специфической защиты обходится производителю в 7,5% от стоимости бутылки, но и применяется пока лишь на продукции премиум класса. «Мы заявляем о качестве нашей водки, и доверие потребителя – для нас самое главное, – комментирует президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. – Регулярно наши специалисты осуществляют мониторинг продукции в местах продаж, поэтому вероятность приобрести подделку равна 0%»[17]. Самые известные марки, производимые «Кристаллом»: «Белый ключ», «Московская», «Столичная», «Путинка». ЗАО «Группа компаний «Русский Алкоголь» – занимает ключевые позиции не только в России, но и в Польше и Венгрии. ЗАО «ЛВЗ «ТОПАЗ», Сибирский ЛВЗ, Парламент Продакшн, Браво премиум – эти крупные предприятия, которые расположены по всей России, составляют группу компаний «Русский Алкоголь». Данные предприятия образуют мощный производственный комплекс, одно из самых современных предприятий России и один из крупнейших налогоплательщиков Московской области. Высокое качество продукции автоматизированный высокотехнологичный комплекс для производства водки, полностью исключающий вмешательство в процесс человеческого фактора, включает десять современных линий розлива и уникальную установку «Ручей». Производит водочные брэнды Зеленая Марка, Журавли, Ямская, Урожай, Маруся и Kauffman. Предприятие было основано в 1995 г. На сегодняшний день мощность производства составляет более 15 млн. дал в год. ОАО «Синергия» – одна из крупнейших компаний на российском алкогольном рынке, которая также стремится к производству продукции самого высокого качества. Ключевые торговые марки производителя, обеспечивают присутствие продукции компании во всех ценовых сегментах рынка: «BELUGA», «Veda», «Мягков», «Беленькая», «Государев заказ», а также бренди «Золотой резерв». Кроме того, компания стала эксклюзивным представителем и дистрибутором всемирно известных лидеров по выпуску алкоголя премиум класса компании «William Grant & Sons», а также коньячного дома «Camus». Компании принадлежит множество ликероводочных заводов расположенных по территории России, которые оборудованы самым современным оборудованием, которое обеспечивает не только большую производительность, но и высокое качество продукции.
Компания «Русский Стандарт Водка» производит один из самых известных водочных брендов премиум-класса не только в России, но и за рубежом. Компания самостоятельно совершает и контролирует процесс создания продукта на всех его этапах: от пшеницы до упаковки. В отличие от многих компаний, закупающих спирт для производства, «Русский Стандарт» имеет собственный спиртовой завод, что позволяет производить продукт высшего качество по собственной уникальной технологии ОАО «Башспирт» – крупная компания по производству спиртных напитков представляет собой объединение семи заводов, некоторые из них начали свою работу еще в 19 веке. Мощная организация выпускает значительную долю крепкой алкогольной продукции высокого качества. Все заводы расположены на экологически чистой и плодородной территории Республики Башкортостан. Предприятие выпускает водку «Калиновая», «Башкирский стандарт», а также известный отечественный коньяк «Российский». ОАО «Татспиртпром» – это крупное промышленное объединение семи спиртовых заводов Республики Татарстан, позволяющее обеспечивать не только республику, но и всю страну крепкими алкогольными напитками отменного качества. Наиболее популярные бренды – водка «АKDOV», «Ханская», «Русская Валюта», «Сабантуй», «Хлебная», «Ваш выбор». Проникновение западной культуры в жизнь российских людей разнообразило выбор крепкого алкоголя. В Россию стали поставлять большое количество напитков неизвестных ранее российскому человеку: виски, ром, текила, абсент. Со временем эти напитки прижились, популяризировались и позволили импортным производителям занять свою нишу на рынке крепкого алкоголя в России. Несмотря на большой выбор качественной водки отечественного производства, динамика ее импорта говорит о том, что количество растет не только в натуральном выражении, но и в стоимостном (например, в первом квартале 2012 года стоимость увеличилась на 17%, составив $6,9 за литр продукции в перерасчете на 100% спирт (Рисунок 3)).
Рисунок 3. Динамика импорта водки в Россию в первых кварталах 2010–2012 годов в натуральном и стоимостном выражении.[18] В структуре импорта водки наблюдается явное преобладание украинской продукции. Например, в 2011 году алкогольный холдинг «Global Spirits» поставил более 50% водочной продукции от всего объема импорта. Если брать в учет импорт в стоимостном выражении, то эта компания составляет лишь 28% и делит рынок с другими украинскими производителями «Nemiroff», «Алкогольные традиции», а также с крупным американским производителем «Brown–Forman» (Рисунок 4). В первую очередь, данные подтверждают, что в низком ценовом сегменте украинские предприятия создают большую конкуренцию российским производителям.
Рисунок 4. Структура импорта водки в Россию в разрезе производителей в натуральном и стоимостном выражении, 2011 год.[19] Говоря о брендах, среди импортной водочной продукции лидирует известная марка «Хортица» от компании «Global Spirits»не только в натуральном, но и в стоимостном выражении. Не менее известная водка «Finlandia» от «Brown–Forman» несмотря на небольшой объем на рынке в натуральном выражении, занимает вторую позицию в стоимостном выражении, поскольку ее цена относительно высока. Известные водочные бренды «Nemiroff» и «Хлебный дар» от «Алкогольных традиций» просочились на рынок примерно в одинаковом процентом соотношении (Рисунок 5).
Рисунок 5. Структура импорта водки в Россию в разрезе товарных марок в натуральном и стоимостном выражении, 2011 год.[20] За последние годы замечена тенденция к уменьшению потребления водки и к увеличению таких напитков, как виски, текила и другие. Соответственно, объем импорта также растет, так в 2011 году по сравнению с 2010 объем импорта виски вырос более чем на 50%. Основные страны, которые поставляют данный напиток – это Великобритания, Ирландия, США. Динамика объемов импорта текилы также иллюстрирует значительный рост (Рисунок 6), поэтому можно смело заявить о том, что импортная продукция успешно внедряется и приживается на российском рынке крепкого алкоголя и можно ожидать значительно оживление в этой сфере.
Рисунок 6. Динамика импорта текилы в Россию в первых кварталах 2010–2012 годов в натуральном и стоимостном выражении. [21]
На рынке крепкого алкоголя в России существует большое количество каналов поставки продукции. Наряду с давно известными (супер/гипермаркеты, продуктовые магазины, специализированные магазины, «duty free»), на рынке появляются и новые продавцы (дискаунтеры, интернет-магазины), которые активно ведут продажи. Наиболее популярным каналом по версии РБК.Research являются супер/гипермаркеты. В последние годы активно развиваются сети специализированный магазинов, которые предлагают широкий выбор алкогольных напитков, а также имеют в наличии элитный алкоголь и различные уникальные фирменные напитки. На данный момент за покупкой алкоголя к специализированным магазинам люди обращаются не чаще, чем в продуктовые магазины, что связано, скорее, с их новизной на рынке. Однако специалисты в данной отрасли видят дальнейшее развитие и рост популярности этого канала. Стабильным спросом пользуются магазины «duty free», хоть и доля их не велика, что обусловлено доступностью данного канала. Наиболее часто алкогольные напитки в них покупаются людьми, которые регулярно совершают поездки заграницу. Совершенно новый канал поставки алкогольной продукции – интернет-магазины. Они начали пользоваться спросом в последние годы больше, в связи с новыми законами ограничивающие время продажи алкоголя, поскольку нашли пути, как обойти это нововведение, к тому же обладают особыми преимуществами: быстрая доставка заказа в любое время суток. Цены в таких магазинах незначительно превышают розничные, но уровень доверия к таким предприятиям невелик, поэтому не стоит ожидать широкого спроса на интернет-магазины по продажам алкогольных напитков в ближайшие годы (Рисунок 7). В настоящее время государство закрывает популярные ранее каналы (палатки, ларьки, киоски), а также небольшие продуктовые магазины выживаются супермаркетами, поэтому следует ожидать повышение популярности других каналов продажи крепкого алкоголя в России. Рисунок 7. Популярность основных розничных каналов продажи.[22]
Уровень популярности тех или других каналов обусловлен рядом факторов. Выбирая место для покупки алкоголя, люди в основном обращают внимание на гарантию качества продукции, удобное месторасположение, широту ассортимента и доступный уровень цен. Причем на первое место люди ставят именно гарантированное качество продукции и отсутствие контрафакта, доверяя в этом вопросе больше супер/гипермаркетам (Рисунок 8). Рисунок 8. Факторы, определяющие выбор магазина при покупке алкогольных напитков.[23]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|