Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование и неформальный сектор рынка крепкого алкоголя в России




 

Долгие годы российский рынок крепкого алкоголя отличался стабильностью и качеством продукции. Но в связи с рядом событий (о которых я расскажу далее) перед нашей страной встала проблема масштабного пьянства, с которой, к сожалению, начали бороться слишком поздно и несоответствующими методами. Знаменательным событием в истории рынка крепкого алкоголя в России стала антиалкогольная кампания в 1986 году. Мероприятия «перестройки» по инициативе Михаила Горбачева подразумевали под собой избавление от производства алкоголя, заводы были демонтированы под фабрики по производству безалкогольных напитков, в то время как страна нуждалось в моральном переубеждении в отказе от алкоголя. Эти меры вызвали только недовольство населения и спровоцировали очереди за водкой, бум самогоноварения и распространение суррогатов. Кроме того, отрасли был нанесен широкий материальный урон. Безусловно, ошибки были признаны, но на восстановление производства качественной продукции былых времен уже не хватало ни сырья, опытных кадров. Таким образом, можно сделать вывод, что алкогольная отрасль вступила в глубокий кризис (хотя отрасль была стабильна в течение более чем 60 лет), который ударил не только по масштабам производства, но и по качеству продукции, что немало важно.

Также особым изменениям рынок крепкого алкоголя в России подвергся в 1992 году, когда произошло снятие государственной монополии на производство алкоголя. Рынок с невероятной скоростью стал наполняться различными видами алкоголя как отечественного, так и импортного происхождения. Качество товаров оставляло желать лучшего, поскольку тогда еще не были введены определенные стандарты и мерки касательно качества продукции. Зачастую ввозимый алкоголь изготавливался по совершенно иным технологиям, чем отечественный, поэтому сложно было отличить в то время фальсификат от хорошего, но неизвестного ранее алкоголя. Рынок крепкого алкоголя после отмены государственной монополии на водку стал богат разнообразием напитков не только новых и качественных, но и дешевых суррогатов: от низкопробных напитков до ядовитых и смертельно–опасных смесей, борьба с которыми активно ведется и по сей день. Уже в 1993 году государственная монополия на водку была восстановлена, но ущерб этой отрасли был нанесен колоссальный. В результате, пострадал не только алкогольный рынок, но и ухудшилось финансовое положение государства в целом, ведь оно лишило себя своей самой доходной и стабильной позиции в бюджете.

Считается целесообразным рассматривать государственное регулирование на рынке крепкого алкоголя именно с этого переломного момента, когда начались кардинальные изменения.

Много лет понадобилось отрасли до восстановления прежних оборотов производства. Только к 2002 году производители вышли к докризисным показателям, однако, по мнению экспертов, это вовсе не развитие, рынок по–прежнему находился в процессе стагнации. Кратковременный рост всегда сменялся спадом. Но следует отметить, что такую картину рисуют лишь официальные данные, на самом деле за счет нелегального выпуска продукции, «который, по разным оценкам, может составлять от 40 до 80% розничного оборота этой продукции в РФ, реальный выпуск водки может иметь неплохую динамику»[24]. Здесь речь идет не только о фальсификатах, но зачастую выпуск крепких алкогольных напитков осуществляется на крупных ликеро-водочных заводах в «третью смену», но, тем не менее, товар уходит в тень. История показывает, что ужесточение государственного контроля напрямую влияет на рост теневого сектора на алкогольном рынке. Широко потребляется не только нелегальная продукция, но и товары «двойного назначения» (парфюмерно-косметические жидкости, лекарственные препараты, с содержанием спирта), что, безусловно, грозит безопасности здоровья нации.

Оценивая состояние рынка крепкого алкоголя, такого, какой он вошел в 21 век, российские журналисты высказывались на тему проведенных реформ конца 19 века следующим образом: «Подобные бумаги (о водке) сочиняют люди, умеющие разве что поднять стакан», т.е. абсолютно некомпетентные в вопросах истории водки, не знающие её великое значение и власть в экономике, политике и культуре (или бескультурье?) страны и народа».[25]

Особого внимания заслуживает рекламное законодательство относительно рынка крепкого алкоголя в нашей стране. Начиная с 1995 года, в данный законопроект было внесено более 40 поправок. На сегодняшний день реклама крепких алкогольных напитков весьма ограничена, их разрешено рекламировать лишь на торговых точках, барах, ресторанах, специальных мероприятиях, с предупреждением о вреде здоровью. Существует мнение о том, что такие ограничения препятствуют не только экспорту отечественной продукции, но и продажам внутри страны, ведь многие импортные бренды широко известны и уже не нуждаются в рекламе, имея, таким образом, все шансы вытеснить отечественного производителя с алкогольного рынка.

Акцизная политика также имеет свои особенности. С целью пополнения госбюджета, а также ограничения потребления алкоголя, во многих странах, в том числе в России, продажа алкоголя обложена заметным налогом (акцизом). Нередко акцизы составляют немалую часть цены крепких алкогольных напитков, таким образом, государство получает прибыль от продажи алкоголя, которая сравнима, а иногда и превышает прибыль других участников процесса (производителей и торговых фирм). Чтобы доказать это более наглядно достаточно обратиться к процессу образования цены (таблица 1). На рисунке предоставлена сводная таблица структуры розничных цен на различные товары, среди которых присутствует водка. Итоговая себестоимость бутылки водки составляет 23,5% от розничной цены, в то время как налоги составляют почти половину (43.32%) стоимости бутылки (НДС, акцизы и другие налоги). Таким образом, отпускная цена с учетом всех налогов составляет 70% от реальной розничной цены, остальные 30% составляют платы и надбавки организаций розничной торговли. Статистические данные подтверждаю роль алкогольной отрасли в государственном бюджете, которая, действительно, одним из крупнейших налогоплательщиков.

Таблица 1 Сводная таблица структуры розничных цен на отдельные виды товаров в 2012г, на конец года, в процентах к розничной цене.[26]
  Стоимость сырья и основных материалов Расходы на производство, включая коммерческие расходы Полная себестоимость единицы продукции Прибыль (+), убыток (–) промышленных предприятий НДС, акциз и другие налоги Отпускная цена с НДС и другими видами налогов Плата за доставку продукции (товара) покупателям, осуществляемую перерабатывающим предприятием Оборот сферы обращения, включая НДС, начисленный организацией розничной торговли
Продовольственные товары
Водка крепостью 40% об, спирта и выше, обыкновенного качества 9,47 10,38 9,85 5,26 45,4 70,50 0,01 29,49

 

В связи с борьбой с потреблением алкоголя в нашей стране еще с начала 21 века ведется политика увеличения акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию с целью снижения их ценовой доступности. За последние годы, действительно, акцизы стремительно выросли (рисунок 10). Согласно рисунку, ставка акциза в 2012 году выросла на 100%, в 2013 году на 50%, а в 2014 году на 30%. На сегодняшний день средняя стоимость бутылки водки объемом 0,5л составляет 410 рублей, что 4 раза больше по сравнению с 2010 годом. В настоящее время ставка акциза на крепкий алкоголь составляет 500 рублей за литр, в 2015 году планирует увеличение ставки до 600 рублей, в 2016 году – 660 рублей за литр. Кроме того, правительство планирует продолжать повешение ставок. В связи с этим члены «Союза производителей алкогольной продукции» обращались к В.В. Путину с просьбой приостановить рост акцизов, но обращение осталось безуспешным. Производители с каждым годом оказываются в таких условиях, при которых становится все сложнее выживать на алкогольном рынке.

Рисунок 9. Акцизная политика в отношении водки. [27]

2006 год выдался нелегким для рынка крепкого алкоголя в России. 1 января была введена новая Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), на которую возлагались функции по борьбе с контрафактом. Согласно новому законодательству модули ЕГАИС должны быть установлены на площадках все отечественных производителей алкогольной продукции, а также у оптовиков и в таможенных пунктах. Таким образом, при помощи специальной техники в любой точке розничных продаж можно было проверить происхождение любой бутылки. Однако особые осложнения вызвало то, что наряду с этим нововведением не было издано никаких подзаконных актов, поясняющих, каким образом и в какие сроки должны быть выданы новые акцизные марки, ведь с 1 июля уже запрещалась продажа алкоголя со старыми акцизными марками. Это событие повергло производителей в ступор, производство пришлось остановить на пару месяцев, что говорит о потерях не только для производителей, но и для государства. Также остро встал вопрос о перемаркировке, о котором также не было ни слова, ведь на тот момент рынок был наполнен миллионами бутылок с марками старого образца. Таким образом, рынок пережил достаточно крупный кризис, алкогольный ассортимент сократился в разы.

Одним из последних важнейших документов стала «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», изданная в 2009 году.

Данный документ предлагает реальные меры и способы их воплощения, многие из которых мы наблюдаем в течение последних лет. Основными направлениями концепции являются: организация в средствах массовой информации кампаний, которые поддержать и побудят общество бороться с этой насущной проблемой. Различные кампании и мероприятия, которые пропагандируют, информируют, а также обучают здоровому образу жизни различные слои населения, особенно детей и молодежь. Включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы вопросов о вреде алкоголя, развитие у молодого поколения противостоять употреблению алкогольных напитков. Медицинская помощь для людей зависимых от алкоголя должна стать более развитой и доступной, важно идентифицировать зависимость, как и любое заболевание, на начальных стадиях.

В концепции особое внимание уделяется также акцизной политике ценообразования, о которой говорилось выше. В борьбе с фальсификатами будет полезна также разработка и принятие технических регламентов о требованиях безопасности к спиртовой и спиртосодержащей продукции, а также информирование о составе продукции, с целью обеспечения ее безопасности для здоровья потребителей, что мы можем наблюдать сегодня.

Недавние меры также прописаны в концепции: «снижение доступности алкогольной продукции, путем введения ограничений ее розничной продажи по месту и времени»[28]. В настоящее время запрещена продажа любых алкогольных напитков в период с 22:00 до 11:00.

Долгие годы корректировался закон о рекламе алкогольных напитков, поэтому концепция также предполагает ограничение (запрет) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи. Особое внимание здесь хотелось бы обратить на зонтичные бренды, реклама которых раньше была довольно популярна, когда «Гжелка» рекламировала минеральную водку, или под маркой «Флагман» рекламировались конфеты, хотя в реальности основной ассортимент бренда – это алкогольные напитки.

В целях соблюдения нововведений происходит увеличение административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции. За неоднократное нарушение установленных правил предполагается уже уголовная ответственность.

В концепции выделяется два этапа реализации вышеперечисленных мер. На первом этапе (2010 – 2012 годы) планировалось создать благоприятные условия для смягчения остроты сложившейся ситуации, а также «сформировать правовую, организационную и финансовую базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций»[29].

Данные условия помогут осуществить реализацию запланированных мер по предотвращению ситуации, в которой население употребляет алкоголь в больших объемах. В рамках первого этапа произошло усиление требований к розничной продаже алкогольной продукции, а также более жесткой стала ответственность за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Кроме того, как и отмечено на рисунке 8, произошло значительное увеличение акциза. Также на данном этапе произошло внедрение значительного числа программ и проектов, ориентированных пропаганду здорового образа жизни. Например, в сети можно наблюдать огромное количество социальной рекламы и короткометражных фильмов, кричащих о вреде алкоголя (знаменитый видеоролик «белочка», например).

Также особое внимание уделено региональным программам, которые были разработаны с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения.

На втором этапе (2013 – 2020 годы) планируется продолжение осуществления ранее описанных мер. Ожидается внедрение здорового образа жизни, как традиции в повседневной жизни российских людей. Осуществляется поддержка спорта и физической культуры со стороны государства. Особое внимание уделяется обеспечению эффективной медицинской помощи и профилактики заболеваний, связанных с потреблением алкоголя.

В результате осуществления комплекса мер описанных в концепции ожидается активное противодействие неформальному сектору и в результате значительное снижение доли фальсифицированной продукции на рынке крепкого алкоголя в России. Кроме того, к 2020 году ожидается значительное сокращение в потреблении алкогольной продукции, а в связи с этим и снижение уровня смертности.

В рамках данной концепции ожидаются кардинальные изменения, однако, по словам Д.А. Медведева: «За последние годы уже предпринят ряд мер – ужесточены условия производства и оборота алкогольной продукции, ограничена достаточно серьезно реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, но о качественных изменениях говорить пока не приходится… Если говорить откровенно, я думаю, что вообще… ничего не помогло»[30]. Это говорит о том, что отношение населения к алкоголю настолько укоренилось в повседневной жизни, что «внешние ограничения могут лишь моделировать его, но не уничтожать» [31].

Американский социолог Алехандро Портес отмечает, что в своем анализе он считает наиболее эффективным использовать именно экономико-социологический подход, находя его наиболее результативным для данной темы, в отличие от неоклассических суждений и других ортодоксальных теорий хозяйства и государства.

Для того чтобы понимать, о чем пойдет речь А. Портес предлагает различные определения неформальной экономики. Безусловно, невозможно не обратить внимания на размытость и различность определений. Прежде всего, это обусловлено широтой предмета неформальной экономики. Основная идея А. Портеса заключается в выведении результата чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Характеризуя неформальный сектор, А. Портес показывает, как К. Харт описывает данную ситуацию: люди снова стремятся взять под свой контроль ту хозяйственную власть, которую государство пыталось отнять у них. Анализируя сложившуюся ситуацию, предложенный К. Хартом тезис был переформулирован и наполнен новым, более содержательным смыслом. В своей книге «Иной путь» Эрнандо де Сото определяет «неформальность» как реакцию населения на негибкое поведение «меркантилистских» государств, которые выживают за счет того, что отдают привилегию легализованного участия в экономике малочисленной элите.[32]

В своей работе А. Портес приводит множество примеров, почему люди уходят в неформальный сектор. Изначально их мотивирует отсутствие рабочих мест, люди вынуждены брать работу «на дом». Но все-таки в итоге он делает вывод, что «неформальная предпринимательская деятельность – это не механизм выживания, возникающий в качестве реакции на недостаточное количество рабочих мест в современном хозяйстве, а результат распространения действий истинных рыночных сил в экономике, зажатой тисками государственного регулирования».[33]

Множество споров возникает в связи с определением понятия неформальной экономики. Все больше исследователей приходят к выводу, что на самом деле в понятие «неформальный сектор» следует включать те действия участников рынка, которые не соответствуют или противоречат установленным правилам, либо просто лишены институциональной защиты. Иногда, напротив, утверждают, что к нему следует отнести «все виды деятельности, которые связаны с получением дохода и регулируются не государством, а социальной средой».[34]

Рассуждая о неформальной экономике, следует обратить внимание на существенные различия между нелегальными и неформальными практиками. Нелегальное предприятие предполагает производство и продажу товаров, которые в данном месте и в данное время определены как запрещенные, в то время как неформальное предприятие, как правило, имеет дело с товарами, разрешенными законом. Таким образом, возвращаясь к рынку крепкого алкоголя, можно сделать вывод, что, несмотря на производство суррогатных напитков, этот конечный продукт не является незаконным, поэтому речь будет идти именно о неформальной экономике.

Теория Алехандро Портеса построена на трех парадоксах неформальной экономики.

Первый парадокс неформальной экономики заключается в том, что чем ближе она к модели подлинного рынка, тем больше эффективность ее функционирования зависит от социальных связей.[35] Речь здесь идет о взаимном доверии в процессе трансакций, основанном на общей принадлежности к группе. В случае неформального обмена доверие возникает не только схожестью целей и установок, но и уверенностью в том, что в случае обмана нарушитель будет наказан путем исключения его из ключевых социальных сетей. При этом, чем более активно экономические ресурсы передаются через данные сети, тем более опасным и серьезным является данный вид санкций. Таким образом, социальный механизм, который стоит за неформальными трансакциями, А. Портес называет «поддерживаемым доверием, поскольку взаимная вера в соблюдение договоренностей подкрепляется отнюдь не только моральными убеждениями»[36]. Так например, в ситуации, когда продавец продает в запрещенное для продажи время алкоголь, он проявляет свое доверие к покупателю. «Доверие – ключевой элемент в функционировании второй экономики… Слово человека и является его поручительством».[37]

Описывая государство, Эванс предлагает свою стратегию, которая привела бы к сокращению до минимума нелегальных и неформальных видов деятельности. Для этого необходимо существование компетентной бюрократии, которая не гналась бы за собственной выгодой и прибылью, а осуществляла реальный контроль над соблюдением определенных правил. Данные правила необходимы на рынке, так как это не просто спонтанно возникшее хозяйственное явление, а совокупность структурируемых и постоянно регулируемых институтов, которым необходимы детализированные установки и рамки, чтобы избежать хаоса неконтролируемости, и держаться на пути устойчивого развития.

Рыночная торговля всегда была предметом более или менее жесткого регулирования, но, по словам Р. Адамса: «чем больше мы организуем общество, тем больше оно сопротивляется нашим попыткам его организовать»[38]. Таким образом, имеет место проблема степени регулирования рынка со стороны государства. Широкое государственное регулирование создает условия для сопротивления тех, кого они регулируют, тем самым открывая пути для получения прибыли именно за счет уклонения от исполнения введенных правил. Так, например, запрет продажи алкоголя в ночное время привел к тому, что появилась нелегальная продажа алкоголя в неположенное время, к тому же по более высоким ценам. Получается, что стремление взять потребление под контроль, не привело к его снижению, а наоборот, создало новые условия для появления неформального сектора.

В этом и заключается второй парадокс неформальной экономики – попытки государства избавиться от нее путем насаждения правил и контроля создают еще более благоприятные условия для возникновения неформальных видов деятельности. Л. Ломниц формулирует проблему еще более резко: «Порядок порождает беспорядок. Формальная экономика сама порождает свою неформальную сторону»[39]. Необходимо пояснить, что Л.Ломниц имеет в виду, что создаются не сами неформальные виды деятельности, а лишь возможности для их возникновения, поэтому в отличие от долгосрочного планирования, которое характеризует формальную экономику, стремление к ее глобальному расширению как раз приводит к распространению неформального сектора. Также Л. Ломниц обращает внимание, что если государство способно осуществлять регулирование таким образом, чтобы потребности людей были наиболее эффективным образом удовлетворены, то и неформальный сектор не будет расти и развиваться. Иными словами, эффективность удовлетворения государством потребностей избавляет людей от желания взять дело в свои руки.

Безусловно, регулирование необходимый элемент в рыночной экономике, современный рынок в любом случае зависит от государства. Но, как уже было отмечено, навязывание широкого государственного контроля лишь провоцирует сопротивление и открывает новый пути извлечения неформальных доходов в обход формальных правил. Стратегии ухода в подполье становятся все более распространенными в развитых странах и поглощают все большее количество секторов хозяйства, что дает возможности фирмам избегать государственного контроля и повышать свои позиции на рынке в условиях довольно жесткой конкуренции.

Говоря о втором парадоксе, можно подытожить, что государственный контроль сам по себе не ведет к автоматическому росту неформального сектора, а создает лишь возможности для его возникновения. В то время как для развития крупномасштабной неформальной экономики необходимы достаточно сильные структуры сообщества, которые могли бы сгладить процесс рыночного обмена, защищая участников от мошенничества и от репрессий со стороны государства. Без таких структур поддерживаемого доверия возникающие возможности так и останутся незамеченными.

Рассматривая теневой сектор на рынке крепкого алкоголя в России очень сложно оценить его реальные масштабы, поскольку точных надежных и проверенных данных просто не существует. То же самое происходит и в других сферах хозяйства. Анализируя различные источники, не сложно прийти к выводу, что наибольший объем информации предоставляется касательно крупных фирм, их деятельность легче проследить, следовательно, они более подвержены контролю со стороны государства и стараются избегать возможных рисков и санкций. Соответственно, крупные фирмы реже вовлекаются в неформальную деятельность. Такой недостаток информации дает основания, по мнению А. Портеса, для возникновения третьего парадокса.

Третий парадокс неформальной экономики заключается в том, что чем более надежным аппаратом контроля над соблюдением правил располагает государство, тем более велика вероятность того, что этот аппарат не сможет зафиксировать истинные масштабы неформальных видов деятельности и тем слабее будет основа для построения соответствующей государственной политики.[40] Система, в которой государство стремилось контролировать все стороны хозяйственной деятельность, для своей нормальной функциональной работы требует огромных информационных объемов. Эта же система и порождает крупную неформальную экономику, ведь ее существование как раз зависит от способности укрываться от «ока государства».

Отношения между государством и гражданским обществом определяют характер «неформальности», причем эти отношения находятся в постоянном движении. Таким образом, неформальную экономику можно охарактеризовать как сконструированную реакцию гражданского общества на нежелательное вмешательство государства. «Можно объявить незаконной ту или иную деятельность – но от этого она не исчезнет; можно объявить незаконными целые сектора хозяйства – тогда уйдут в подполье и будут процветать».[41] В реальности, чем больше государство стремится препятствовать удовлетворению индивидуальных потребностей людей и ограничивать или вовсе закрывать доступ фирмам к необходимым ресурсам, тем шире будет становиться доля неформальной экономики.

Отсюда, безусловно, появляется необходимость проанализировать потребности людей. Чем подкреплено такое стремление людей употреблять алкоголь, что приводит к росту неформального сектора, несмотря на препятствия этому государства. Ведь, например, ограничивая продажи, государство теряет значительное количество средств из-за незаконной торговли. Россия всегда считалась пьющей страной. Поэтому в следующем параграфе я более подробно расскажу о культуре и традициях в этой сфере хозяйства, которые несмотря ни на что подкрепляют спрос на алкоголь.

Проводя параллель между теорией А. Портеса и рынком крепкого алкоголя, я пришла к небольшому выводу, что контроль со стороны государства необходим, поэтому важно четко установить границы этого контроля, чтобы сбалансировать и минимизировать долю неформального сектора. Как показала практика, проведенные ранее реформы в этой области не способствуют значительному уменьшению спроса (Росалкольрегулирование предоставляет информацию о продаже алкоголя, согласно которой очевидно, что сместились лишь приоритеты в выборе алкоголя, а в абсолютном расчете на душу населения доля алкоголя остается практически неизменной (таблица 2)), а лишь создают основы для роста неформальной экономики.

Таблица 2

Продажа населению алкогольных напитков, сигарет и папирос[42]

        2012
Алкогольные напитки        
В абсолютном алкоголе:        
всего, млн. дкл 133,2 127,6 126,8 131,11)
на душу населения, л 9,3 8,9 8,9 9,21)
В натуральном выражении, млн. дкл:        
водка и ликероводочные изделия 203,5 157,8 156,4 153,0
коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) 6,8 11,1 11,6 12,4
напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%) 31,9 31,4 26,9
винодельческая продукция (без шампанских и игристых вин)2) 84,9 103,4 97,1 93,6
шампанские и игристые вина 19,4 27,3 28,5 28,3
пиво, кроме коктейлей пивных и напитка солодового 892,1 1004,0 1011,5 1017,5
Сигареты и папиросы        
всего, млрд. шт. 395,8 371,8 358,0 355,8
на душу населения, тыс. шт. 2,8 2,6 2,5 2,5
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...