Анкетный опрос: отношение к крепкому алкоголю и предпочтения населения
Согласно данным анкетного опроса, почти все опрошенные употребляют алкоголь (90%), это довольно показательный результат, который подтверждает актуальность проблемы и необходимость ее исследования (Рисунок 10). Рисунок 10. Результаты анкетного опроса по вопросу «Употребляете ли ВЫ алкогольные напитки?» Употребление алкоголя поражает своей частотой больше половины опрошенных (60%) употребляют алкогольные напитки несколько раз в месяц, а остальные разделились практически поровну на употребляющий несколько раз в неделю, и на выпивающих несколько раз в год. Если совместить категории «несколько раз в месяц» и «несколько раз в неделю», то получится не маленькая цифра. Можно, сказать, что около 80% опрошенных употребляют алкоголь регулярно. В какой-то степени это указывает на то, что российский потребитель алкогольных напитков не осознают реальной угрозы злоупотребления алкоголем. Кроме того, можно сделать вывод о том, что потребление алкогольных напитков на сегодняшний день является неотъемлемой частью повседневной жизни (Рисунок 11). Рисунок 11. Результаты анкетного опроса по вопросу о частоте потребления алкоголя. Согласно данным моего опроса, вычленяя такую группу населения, как молодежь, очевидно, что большая часть выпивает без повода, что делает необходимым ведение пропаганды и формирование других просветительских мер. Но обращаясь к данным опроса Фонда Общественного мнения, затрагивающего аналогичный вопрос, можно проследить, что все–таки большая часть населения в целом употребляет алкоголь по праздникам, а пить без какого–либо повода склонны больше мужчины, чем женщины (Рисунок 12)
Рисунок 12. Результаты анкетного опроса Фонда общественного мнения по вопросу привязывания алкогольного потребления к особым событиям и праздникам.[51]
Сопоставив опрос ФОМа и собственный, можно сделать вывод, что наиболее популярными причинами, по которым люди употребляют алкоголь, являются: свойство алкогольных напитков поднимать настроение (почти 35%), способность снимать стрессы и напряжение (22%), хотя на самом деле алкоголь лишь притупляет эти чувства, но не избавляет от них, а также под воздействием алкоголя люди чувствуют себя более раскрепощенными и открытыми к общению с окружающими людьми. Кроме того, значительная часть опрошенных считает, что иногда алкоголь – это необходимое дополнение к пище. Таким образом, здесь находят свое отражение новые культуры питания и питья, которые не так давно пришли к нам с запада. Знания об аперитивах и дижестивах, умение правильно сочетать блюда и алкогольные напитки, познания в медицине – все эти аспекты часть обновленной культуры. Также это находит свое отражение в демонстративном потреблении: считается престижным наличие таких знаний и умений. Кроме того, этот момент проявляется также в давно укорененной традиции застолий, символами которого являются не только вкусные закуски и деликатесы, но и наличие на столе алкоголя (Рисунок 13). Рисунок 13. Результаты анкетного опроса по вопросу о причинах потребления алкоголя При анализе вопроса о предпочтениях в алкоголе отмечается тенденция, что, несмотря на то, что большинство опрошенных при выборе спиртных напитков не склонны к употреблению крепкого алкоголя (только 20% предпочитают именно крепкие алкогольные напитки), абсолютное большинство все же его пьет (80%). Самыми распространенными напитками на сегодняшний день являются водка, коньяк и виски. Опираясь на результаты опроса ФОМа и на теоретические источники в данной работе, можно сказать, что водка при выборе крепких алкогольных напитков лидирует именно водка. Однако данные моего опроса позволяют говорить разных предпочтениях в различных возрастных группах. Так молодежь склонна к потреблению относительно новых импортных алкогольных напитков (абсолютное большинство опрошенных предпочитает виски 60%, а водку и коньяк выбрали лишь 13% опрошенных соответственно). Анализируя вкусовые предпочтения возрастной группы старшего поколения, очевидно, что они устойчивы западному влиянию относительно культуры питья и не изменяют своим вкусам, выбирая водку и коньяк (Рисунок 14).
Рисунок 14. Результаты анкетного опроса по вопросу о предпочтениях видов крепкого алкоголя с учетом фильтра ответов молодежи (слева) и взрослого поколения (справа). В рамках теоретической части внимание уделялось каналам поставки крепкого алкоголя на рынок. Исследование подтверждает тезис о том, что большинство потребителей предпочитают покупать алкоголь в супер/гипермаркетах (около 50%), остальная масса покупает алкогольную продукцию в специализированных и продуктовых магазинах. Кстати исследователи РБК Research прогнозировали рост популярности специализированных магазинов по продаже алкоголя, что действительно, находит отражение в проведенном мной исследовании (Рисунок 15). Некоторые респонденты указывали, что покупают спиртные напитки у таксистов, что также подтверждает наличие неформального сектора. Рисунок 15. Результаты анкетного опроса по вопросу о предпочитаемых каналах приобретения алкогольной продукции. Переходя к теме наличия теневого сектора на рынке крепкого алкоголя в России, мнения респондентов разделились по этому вопросу почти поровну. Одна часть утверждает, что иногда сталкивается с покупкой некачественного (фальсифицированного) алкоголя, а другие утверждают, что лично не сталкивались с данной проблемой. По данным опроса абсолютными лидерами по контрафакту оказались водка и виски, некоторые респонденты указывали даже конкретные марки. Но, несмотря на это, удивляет тот факт, что немалая часть опрошенных все равно продолжает покупать и доверяет продукции той же марки (брэнда), но все же большая часть (54%) ограждает себя от них. Это позволяет говорить о том, что, несмотря на наличие контрафактного алкоголя на рынке, некоторые бренды зарекомендовали себя настолько, что люди доверяют их качеству, не взирая на давление теневого рынка. Другим выражением неформального сектора на рынке является продажа алкоголя в период времени, когда законодательно запрещено его продавать. Большинство опрошенных (52%) знают, где можно свободно приобрести алкоголь после 22:00, либо имеют знакомых, которые в курсе (16%) (Рисунок 16). Эти данные подтверждают развитие неформальной экономики в этой отрасли.
Рисунок 16. Результаты анкетного опроса по вопросу «Знаете ли Вы, где можно свободно приобрести алкоголь после 22:00?» Государство играет важную роль в регулировании рыночных сил. На рынке крепкого алкоголя в России в последние годы особенно заметно влияние государства. Наблюдая за последними предпринятыми попытками реформирования рынка, практически половина опрошенных положительно настроена по отношению к этим тенденциям, а это позволяет говорить о неком одобрении со стороны общества. Кроме того, практически у каждого респондента есть знакомые, которое вообще не употребляют алкоголь и они относятся в большинстве случаев к этому положительно и даже с уважением. На основе этих данных можно сказать о том, что немалая часть населения морально уже готова к изменениям, что, возможно, в дальнейшем станет фундаментом в реализации политики уменьшение потребления алкоголя в нашей стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|