Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. Темы рефератов. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997. . МаллерА. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для роди­телей. — М.




Литература

Дети с отклонениями в развитии / Под ред. — М. С. Певзнер. — М., 1966.

дамский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспи­тания и обучения с древних времен до середины XX в. — М., 1995.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

МаллерА. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для роди­телей. — М., 1996.

Социальные отклонения. — М., 1984.

Темы рефератов

1. Понятие нормы в науках, изучающих человека.

2. Отклонения воспитания в развитии ребенка как социально-педаго­
гическая проблема.

3. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая
проблема.

4. Одаренность как отклонение от нормы.

5. Типология социально-педагогических норм и отклонений.

Тема: Категории социальной педагогики

Основные понятия:

Социально-педагогическая деятельность — профессиональ­ная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание усло­вий для его самореализации в обществе.

Социальное обучение — целенаправленный процесс и ре­зультат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс фор­мирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Семинар 13. Социально-педагогическая деятельность

 

 

1. Рассмотрите разные точки зрения на определения понятия
« социально-педагогическая деятельность ».                                              •


 

2. Сравните понятия «педагогическая деятельность» и «соци­
ально-педагогическая деятельность».

3. Сравните понятия «социальная работа» как вид деятель­
ности и «социально-педагогическая деятельность».

4. Из этих двух сравнений выделите специфику социально-
педагогической деятельности.

5. Обоснуйте виды социально-педагогической деятельности.

Семинар 14. Воспитание и социальное воспитание

1. Историческая обусловленность целей и задач воспитания.

2. Чем обусловлено возрождение термина «социальное воспи­
тание» в 90-х гг. в России?

3. Каковы проблемы разработки теории социального воспи­
тания?

4. В чем особенность социального воспитания как основы
профессиональной деятельности социального педагога?

Литература

Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.

Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. — М., 1998.

Социальное воспитание учащихся: Основные теоретические положе­ния / Под ред. Б. П. Битиниса, В. Г. Бочаровой. — М., 1990.

ХарчевА. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных пробле­мах воспитания личности. — М., 1990

Темы рефератов

1. Формирование категориально-понятийного аппарата социальной
педагогики.

2. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной
педагогики.

3. Обучение и социальное обучение: общие и отличительные призна­
ки.

4. История термина «социальное воспитание».

5. Проблемы воспитания и социального воспитания в современных
условиях.

13 М. А. Галагузова

 

 

Тема: Принципы социальной педагогики

Основные понятия:

Природосообразность — воспитание, обучение и социализа­ция ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребен­ка.

Культуросообразность — процесс воспитания и социализа­ции ребенка должен строиться на основе духовной и ма­териальной культуры данного общества и народа.

Гуманизм — система воззрений, признающая ценность ре­бенка как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы, считающая благо человека ос­новным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отно­шений между людьми.

Семинар-практикум 15. Принципы природосообразности и культуросообразности педагогики в трудах классиков педагогики.

1. Сравните характеристику принципа природосообразности в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинско-го: что общего и какие различия вы видите в этих высказыва­ниях?

Я. А. Коменский: «Посколъко каждому близко к сердцу бла­го его потомства, а руководителям человеческих дел в полити­ческом и церковном управлении — благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобы начинать на­саждать, подрезать, орошать и разумно формировать небес­ные растения для достижения хороших успехов в науке, нрав­ственности и благочестии» (Коменский Я. А. Антология гу­манной педагогики. — М., 1996. — С. 74).

И. Г. Песталоцци: «Независимо от сословия и положения че­ловека, поистине хороший метод воспитания должен исхо­дить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил чело­веческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии само­стоятельно достичь общего развития своих сил и задатков» (Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 2. — М., 1981. — С. 117).


К. Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться у знать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостя­ми и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радо­сти и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни сре­ди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово чело­веческого утешения уже бессильно. Он должен знать побуди­тельные силы грязных и самых высоких деяний, историю за­рождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства вос­питательного влияния, а средства эти громадны! » (Ушин­ский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогичес­кой антропологии. Т. 1. // Собр. соч. В 11 т. Т. 8. — М. -Л., 1950. -С. 35-36).

2. Сравните принцип культуросообразности в высказывани­ях А. Дистервега и К. Д. Ушинского: что общего и какие отли­чия вы видите в этих высказываниях?

А. Дистервег: «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъяв­ляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать кулътуросообразно» (Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С. 230).

К. Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирож­денная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспи­тание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в са­мых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая истори­ческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого бога­того и чистого источника» (Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. // Собр. соч. В 11 т. Т. 2. — М. -Л., 1948. — С. 101).

13*


Семинар 16. Реализация принципа гуманизма в социальной педагогике

1. В чем сущность принципа гуманизма?

2. Докажите с помощью цитат и выдержек, что истоки гума­
низма можно найти в трудах философов, психологов и педаго­
гов.

3. Что общего между понятиями «гуманизм», «милосердие»
и «благотворительность» и какие между ними различия?

4. Каковы особенности реализации принципа гуманизма в
социальной педагогике?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...