Литература. Темы рефератов. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997. . МаллерА. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. — М.
Литература Дети с отклонениями в развитии / Под ред. — М. С. Певзнер. — М., 1966. дамский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX в. — М., 1995. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997. МаллерА. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. — М., 1996. Социальные отклонения. — М., 1984. Темы рефератов 1. Понятие нормы в науках, изучающих человека. 2. Отклонения воспитания в развитии ребенка как социально-педаго 3. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая 4. Одаренность как отклонение от нормы. 5. Типология социально-педагогических норм и отклонений. Тема: Категории социальной педагогики Основные понятия: Социально-педагогическая деятельность — профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Социальное обучение — целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей. Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Семинар 13. Социально-педагогическая деятельность
1. Рассмотрите разные точки зрения на определения понятия
2. Сравните понятия «педагогическая деятельность» и «соци
3. Сравните понятия «социальная работа» как вид деятель 4. Из этих двух сравнений выделите специфику социально- 5. Обоснуйте виды социально-педагогической деятельности. Семинар 14. Воспитание и социальное воспитание 1. Историческая обусловленность целей и задач воспитания. 2. Чем обусловлено возрождение термина «социальное воспи 3. Каковы проблемы разработки теории социального воспи 4. В чем особенность социального воспитания как основы Литература Новикова Л. И. Школа и среда. — М., 1985. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. — М., 1998. Социальное воспитание учащихся: Основные теоретические положения / Под ред. Б. П. Битиниса, В. Г. Бочаровой. — М., 1990. ХарчевА. Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных проблемах воспитания личности. — М., 1990 Темы рефератов 1. Формирование категориально-понятийного аппарата социальной 2. Социально-педагогическая деятельность как категория социальной 3. Обучение и социальное обучение: общие и отличительные призна 4. История термина «социальное воспитание». 5. Проблемы воспитания и социального воспитания в современных 13 М. А. Галагузова
Тема: Принципы социальной педагогики Основные понятия: Природосообразность — воспитание, обучение и социализация ребенка должны исходить и строиться на основе законов физического и психического развития ребенка. Культуросообразность — процесс воспитания и социализации ребенка должен строиться на основе духовной и материальной культуры данного общества и народа.
Гуманизм — система воззрений, признающая ценность ребенка как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми. Семинар-практикум 15. Принципы природосообразности и культуросообразности педагогики в трудах классиков педагогики. 1. Сравните характеристику принципа природосообразности в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинско-го: что общего и какие различия вы видите в этих высказываниях? Я. А. Коменский: «Посколъко каждому близко к сердцу благо его потомства, а руководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении — благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобы начинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растения для достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии» (Коменский Я. А. Антология гуманной педагогики. — М., 1996. — С. 74). И. Г. Песталоцци: «Независимо от сословия и положения человека, поистине хороший метод воспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где ему голову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления, чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состоянии самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков» (Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 2. — М., 1981. — С. 117). К. Д. Ушинский: «Воспитатель должен стремиться у знать человека, каков он в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силы грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны! » (Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 1. // Собр. соч. В 11 т. Т. 8. — М. -Л., 1950. -С. 35-36).
2. Сравните принцип культуросообразности в высказываниях А. Дистервега и К. Д. Ушинского: что общего и какие отличия вы видите в этих высказываниях? А. Дистервег: «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать кулътуросообразно» (Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С. 230). К. Д. Ушинский: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника» (Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. // Собр. соч. В 11 т. Т. 2. — М. -Л., 1948. — С. 101).
Семинар 16. Реализация принципа гуманизма в социальной педагогике 1. В чем сущность принципа гуманизма? 2. Докажите с помощью цитат и выдержек, что истоки гума 3. Что общего между понятиями «гуманизм», «милосердие» 4. Каковы особенности реализации принципа гуманизма в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|