1) причина существования организации в обществе; 2) общая цель вызывающая у членов организации состояние устремленности к чему-то.
2. Цель
1) идеальный образ желаемого, возможного необходимого состояния организации; 2) “конкретные конечные состояния или искомые результаты которых хотела бы добиться группа, работая вместе”.
3. Задача
система конкретных мероприятий (частных целей); с помощью которой можно достичь как ключевых целей, так и главной цели.
4. Функции управления
виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия): планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
5. Принцип (рецепт деятельности)
основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы.
6. Методы
управления
1) способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления; 2) совокупность способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей, которые направлены на обеспечение высокой эффективности работы организации, рациональное использование всех ресурсов.
Таблица 5.3
Современные принципы управленческой мысли
Принципы
Краткая характеристика
Управленче-ский подход
На современном предприятии четко определены управленческие группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности. Возрастает число руководителей среднего звена. Упор делается на коллективную работу.
Мотивацион-ный подход
Учет в управлении поведенческих, социальных аспектов. Мотивация работников. Усиленное внимание не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления.
Процессный
подход
Согласно процессному подходу, управления необходимо рассмотреть как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации их называют управленческими функциями.
Системный
подход
Руководитель должен рассматривать организацию как целостную систему, все элементы которой — люди, структура, задачи, технология цели — взаимосвязаны. Каждая часть системы вносит свой вклад в характеристики целого, неправильное функционирование одной из них приведет к неправильному функционированию системы в целом. Организация, как система имеет входы и выходы (см. рис. 5.7., 5.8.).
Изменение
внешней среды
Организация — открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Так система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов поступающих из вне. Кроме того открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование (см. рис. 5.9.).
Ситуацион-ный подход
Необходимо учитывать конкретную ситуацию и условия, в которых находится организация.
Роль ЭММ
Возрастает роль экономико-математических методов в управлении.
ЗАДАЧИ
СТРУКТУРА ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
ЛЮДИ
Рис. 5.7 Внутренняя среда организации.
ВХОД ВЫХОД
Информация
Капитал
Материал. ресурсы
Трудовые ресурсы
Внутренняя среда
Предприятия
(процесс преобразования)
Товар
Услуги
Рис. 5.8 Процесс преобразования элементов предприятия