Основные функции управления предприятием.
№ п/п
| Функции управления
| Определение понятий
функции управления
|
1.
| Планирование
| непрерывный процесс; набор действий и решений, принимаемых руководством.
|
2.
| Организация
| процесс создания и сохранения предприятия.
|
3.
| Мотивация
| процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия.
|
4.
| Контроль
| Процесс обеспечения достижения личных целей, посредством сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными
|
5.
| Регулирование
| процесс поддержания внутренней стабильности путем устранения отклонений между фактическими достигнутыми результатами и запланированными.
|
Таблица 7.2
Возможный вариант этапов планирования
Деятельности предприятия
Этапы планирования
| Пример торгового
предприятия
|
Оценка эффективности, целесообразности принимаемого решения
| Закупка товаров, на основе изучения спроса потребителей
|
Оценка факторов, влияющих на решения
| Частота закупок, закупочные цены, качество и т.д.
|
Конкретный план
| Товар, объемы, поставщики.
|
Реклама
|
|
Анализ состояния денежных
Ресурсов
|
|
Оценка направления использования денежных средств
|
|
Пути экономии денежных средств
|
|
Управ-
ление
высшего
звена
|
| Страте-
гическое
плани-
рование
|
Управление
среднего звена
| =
| Тактическое планирование
|
Управление низового
звена
|
| Оперативное
планирование
|

Рис. 7.3 Уровни управления предприятием
Стратегическое планирование
|
+
| Тактическое планирование
|
+
| Оперативное планирование
|
=
|
| =
|
| =
|
Генеральный
(общий)
план
Рис. 7.4 Общий план функционирования предприятия
Таблица 7.3
Принципы эффективного планирования
№
п/п
| Принцип эффективного планирования
| Характеристика принципа эффективного планирования
|
1.
| Полнота планирования
| при планировании должно учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение развития предприятия
|
2.
| Точность планирования
| при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
|
3.
| Ясность планирования
| цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при производстве формулировки, доступные всем членам предприятия.
|
4.
| Непрерывность планирования
| планирование не одноразовый акт, а непрерывный процесс
|
5.
| Экономичность планирования
| расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрыше
|
Таблица 7.4
Характеристика этапов планирования
№
п/п
| Уровни управления
предприятием
| Тип
планирования
| Характеристика
типов планирования
| Главная задача типа
планирования
|
1.
| Высший уровень
| Стратегическое планирование
| Попытка:
1) взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие элементы предприятия;
2) оценить какие тенденции наблюдаются в окружении;
3) определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов
| На этом уровне:
определить, как предприятие будет себя вести в своей рыночной нише.
|
2.
| Средний уровень
| Тактическое планирование
| Определение промежуточных целей на пути достижения главной цели предприятия
| На этом уровне:
в основу планирования положить идеи рожденные при планировании высшего уровня
|
3.
| Низший уровень
| Оперативное планирование
| Основа основ.
Описание результат, определение стандартов деятельности и т.п. в такую систему, при который каждый направляет свои усилия на достижение общих целей предприятия и соответственно главной цели
| На этом уровне:
разработка каждым менеджером, на основе оперативного плана, краткосрочной тактики для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функции предприятия на пути достижения его главной цели
|

Этапы организационного
проектирования
деление предприятия установление определение
на широкие блоки, соот- отношений полно- должностных
ветствующие важнейшим мочий различ- обязанностей
направлениям деят-сти ных должностей
Рис. 7.5 Этапы организационного проектирования

Методы мотивации
|

1. использование различных
форм участия персонала в
управлении
|
|
3. обеспечение большей автономной ответственности работников любого ранга (расширение "вертикального" набора обязанностей)
|
2. внесение большего разнообразия в работу персонала в рамках функций одного рода (расширение "горизонтального" набора операций)
|
|
|
|
|
| 4. освоение работниками смежных профессий с целью снижения монотонности и рутинности работы
|
| | | | | |
Рис. 7.6 Методы мотивации
Таблица 7.5
Этапы контроля
№
п/п
| Этапы контроля
| Их характеристика
|
1.
| Этап А
| Установление стандартов конкретных целей, поддающихся изменению и имеющих временные границы
|
2.
| Этап Б
| Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами
|
3.
| Этап В
| Принятие необходимых корректирующих действий
|
Таблица 7.6
Виды контроля
№ п/п
| Виды контроля
| Характеристика видов контроля
|
1.
| Предварительный контроль
| "Айсберг, большая часть которого, скрыта под водой."
Осуществляется до фактического начала работ. В его процессе можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.
|
2.
| Текущий контроль
| Осуществляется в ходе проведения работ. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
|
3.
| Заключительный контроль
| Осуществляется после того, как работа была выполнена.
Его цель — помочь предотвратить ошибки в будущем.
|

Время
Рис. 7.7 Время проведения контроля

Принципы выполнения
функции организации
1. определение и
детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования
| 2. определение видов деятельности по достижении этих целей
| 3.поручения различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы
| 4. координация различных видов деятельности, порученных каждой группе
| 5. единство цели каждый реализует на общую цель
| 6. размах контроля (отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников
|
Рис. 7.8 Ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться при выполнении функции организации
Таблица 7.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: