Перечень умений, приобретаемых при самоподготовке
Умение: - выделять уровни регуляции онтогенеза; - дифференцировать роль генов с «материнским эффектом»; - дифференцировать клеточные механизмы, работающие в ходе онтогенеза; - подчеркнуть роль эмбриональной индукции в онтогенезе; - выделить роль нервно-гуморальной регуляции; - объяснить критические моменты в ходе онтогенеза и появление пороков развития; - классифицировать типы пороков развития у человека; - показать роль тератогенов и канцерогенов в ходе развития организма; - анализировать информацию и делать грамотные выводы при решении ситуационных вопросов и задач. Рекомендации по выполнению УИРС: (Рекомендации для выполнения рефератов см «Занятие №1») Предлагаемые темы рефератов: - Ооплазматическая сегрегация - Гомеобоксы у человека и наследственные болезни - Теории преформизма и эпигенеза Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы: С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже: 1. Гены, определяющие ход событий эмбриогенеза в определенном участке зародыша, называется: а) хроногены б) гомеозисные гены в) гены компартментализации г) гены сегментации Эталон: в 2. Тип дробления зиготы определяется: а) формой яйцеклетки б) формой сперматозоида в) количеством и распределением питательных веществ в цитоплазме г) временем наступления процесса дробления Эталон: в 3. Клеточный механизм эмбриогенеза, в результате которого клетка становиться специализированной, называется: а) пролиферацией б) апоптозом в) дифференцировкой г) адгезией Эталон: в 4. Порок эмбрионального этапа развития, заключающийся в остатке эмбриональных структур после рождения, называется:
а) стенозом б) персистированием в) гетероплазией г) аплазией Эталон: б 5. Процесс возникновения новых структур и их изменения в ходе онтогенеза называется: а) пролиферацией б) морфогенезом в) апоптозом г) персистированием Эталон: б 6. Гены, определяющие правильное месторасположение органов в организме называются: а) гены сегментации б) гены с материнским эффектом в) гомеозисные гены г) компартментализации Эталон: г 7. Гомеобоксы генов, регулирующих ход онтогенеза, транслируются в аминокислотную последовательность, которая называется: а) кодон б) гомеодомен в) локус г) нуклеосома Эталон: б 8. Клеточный механизм эмбриогенеза, обеспечивающий узнавание клеток и способность их к слипанию: а) пролиферация б) апоптоз в) адгезия г) дифференцировка Эталон: в 9. Способность одних эмбриональных зачатков зародыша влиять на другие зачатки и направлять их развитие, называется: а) компетенцией б) индукцией в) экспрессивностью г) комплементарностью Эталон: б 10. Порок развития, заключающийся в отсутствии канала или отверстия в органе, называется: а) гетероплазией б) стенозом в) атрезией г) гипоплазией Эталон: в Самоконтроль по ситуационным задачам: Задача 1. Назовите клеточные механизмы, срабатывающие в процессе гаструляции у млекопитающих. Дробление заканчивается с образованием морулы, клетки которой подразделяются на внутреннюю массу клеток, из которых впоследствии развивается эмбрион, и наружный полый клеточный пузырек трофобласт. Из него развиваются провизорные органы. Эта стадия называется бластоцистой. Собственно гаструляция начинается с обособления слоя клеток эмбриобласта, обращенного в полость бластоцисты. Так образуется гипобласт - будущая энтодерма зародыша. Клетки краевой зоны этого зачатка распространяются по внутренней поверхности трофобласта, ограничивая полость желточного мешка, который у плацентарных млекопитающих рудиментарен. Гипобласт растет в ширину, и вся внутренняя клеточная масса увеличивается и превращается в дисковидную клеточную пластинку, сходную с зародышевым диском у птиц и рептилий. Затем отдельные клетки мигрируют и участвуют в образовании всех зародышевых листков. Между клетками внутренней клеточной массы появляется щель, которая затем превращается в амниотическую полость.
Ответ: Дифференцировка, пролиферация, перемещение, сортировка, адгезия. Задача 2. В лаборатории Эдельмана (США) были проделаны следующие опыты: В культуру клеток животных тканей, которые первоначально были отделены друг от друга, не организованы в пространстве и напоминали мезенхиму, были введены ДНК, кодирующие белки клеточной адгезии (САМ от англ. Се11-аdhesion molecules). После этого клетки объединились в пласт, напоминающий эпителиальный. Когда пласт сформировался, между клетками возникли щелевые и адгезивные контакты. Сделайте логический вывод из них. Ответ: Молекулы клеточной адгезии (СAM) ответственны за взаимодействие клеток в зародыше. Задача 3. Какие выводы можно сделать из следующих экспериментов: 1) Если путем центрифугирования (у морского ежа) или перешнуровки оплодотворенных яйцеклеток (у тритона) получить их безъядерные фрагменты, то в обоих случаях дробление при участии ахроматинового митотического аппарата может привести к образованию безъядерных бластулоподобных структур. Однако дальше развитие не пойдет. 2)Если объединить в опыте безъядерную цитоплазму яйцеклетки одного вида с ядром сперматозоида другого вида, то во многих случаях развитие таких клеток останавливается, достигнув стадии гаструлы. Ответ: Опыты демонстрируют тот факт, что самые начальные этапы развития определяются продуктами материнских генов яйцеклетки и только к началу гаструляции активируются гены зиготы. Задача 4. Какое явление наблюдал Г. Шпеман на примере формирования глаза? Наиболее ранняя закладка глаза представляет участок ткани промежуточного мозга, глазной пузырь, растущий по направлению к кожной эктодерме, где на месте их сближения образуется хрусталик в виде впячивания эктодермы. Если на одной стороне зародыша удалить закладку глазного пузыря, то на этой стороне хрусталик не образуется. Если, наоборот, закладку глазного пузыря пересадить под кожу в другом месте головы или туловища, то здесь на границе эктодермы возникает хрусталик.
Ответ: Шпеман наблюдал явление эмбриональной индукции. Задача 5. Какое явление было установлено в опытах эмбриологов Дриш и Шпемана? Они показали, что ядра ранних бластомеров морских ежей и тритонов способны обеспечить дифференцировку любых типов клеток. В их опытах бластомер, который в норме должен был дать начало лишь части зародыша, оказался способным дать в процессе развития целый организм. Ответ: Явление тотипотентности.
Занятие № 17 «Регенерация»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|