Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень умений, приобретаемых при самоподготовке




Умение:

- выделять уровни регуляции онтогенеза;

- дифференцировать роль генов с «материнским эффектом»;

- дифференцировать клеточные механизмы, работающие в ходе онтогенеза;

- подчеркнуть роль эмбриональной индукции в онтогенезе;

- выделить роль нервно-гуморальной регуляции;

- объяснить критические моменты в ходе онтогенеза и появление пороков развития;

- классифицировать типы пороков развития у человека;

- показать роль тератогенов и канцерогенов в ходе развития организма;

- анализировать информацию и делать грамотные выводы при решении ситуационных вопросов и задач.

Рекомендации по выполнению УИРС:

(Рекомендации для выполнения рефератов см «Занятие №1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Ооплазматическая сегрегация

- Гомеобоксы у человека и наследственные болезни

- Теории преформизма и эпигенеза

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Гены, определяющие ход событий эмбриогенеза в определенном участке зародыша, называется:

а) хроногены

б) гомеозисные гены

в) гены компартментализации

г) гены сегментации

Эталон: в

2. Тип дробления зиготы определяется:

а) формой яйцеклетки

б) формой сперматозоида

в) количеством и распределением питательных веществ в цитоплазме

г) временем наступления процесса дробления

Эталон: в

3. Клеточный механизм эмбриогенеза, в результате которого клетка становиться специализированной, называется:

а) пролиферацией

б) апоптозом

в) дифференцировкой

г) адгезией

Эталон: в

4. Порок эмбрионального этапа развития, заключающийся в остатке эмбриональных структур после рождения, называется:

а) стенозом

б) персистированием

в) гетероплазией

г) аплазией

Эталон: б

5. Процесс возникновения новых структур и их изменения в ходе онтогенеза называется:

а) пролиферацией

б) морфогенезом

в) апоптозом

г) персистированием

Эталон: б

6. Гены, определяющие правильное месторасположение органов в организме называются:

а) гены сегментации

б) гены с материнским эффектом

в) гомеозисные гены

г) компартментализации

Эталон: г

7. Гомеобоксы генов, регулирующих ход онтогенеза, транслируются в аминокислотную последовательность, которая называется:

а) кодон

б) гомеодомен

в) локус

г) нуклеосома

Эталон: б

8. Клеточный механизм эмбриогенеза, обеспечивающий узнавание клеток и способность их к слипанию:

а) пролиферация

б) апоптоз

в) адгезия

г) дифференцировка

Эталон: в

9. Способность одних эмбриональных зачатков зародыша влиять на другие зачатки и направлять их развитие, называется:

а) компетенцией

б) индукцией

в) экспрессивностью

г) комплементарностью

Эталон: б

10. Порок развития, заключающийся в отсутствии канала или отверстия в органе, называется:

а) гетероплазией

б) стенозом

в) атрезией

г) гипоплазией

Эталон: в

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. Назовите клеточные механизмы, срабатывающие в процессе гаструляции у млекопитающих. Дробление заканчивается с образованием морулы, клетки которой подразделяются на внутреннюю массу клеток, из которых впоследствии развивается эмбрион, и наружный полый клеточный пузырек трофобласт. Из него развиваются провизорные органы. Эта стадия называется бластоцистой. Собственно гаструляция начинается с обособления слоя клеток эмбриобласта, обращенного в полость бластоцисты. Так образуется гипобласт - будущая энтодерма зародыша. Клетки краевой зоны этого зачатка распространяются по внутренней поверхности трофобласта, ограничивая полость желточного мешка, который у плацентарных млекопитающих рудиментарен. Гипобласт растет в ширину, и вся внутренняя клеточная масса увеличивается и превращается в дисковидную клеточную пластинку, сходную с зародышевым диском у птиц и рептилий. Затем отдельные клетки мигрируют и участвуют в образовании всех зародышевых листков. Между клетками внутренней клеточной массы появляется щель, которая затем превращается в амниотическую полость.

Ответ: Дифференцировка, пролиферация, перемещение, сортировка, адгезия.

Задача 2. В лаборатории Эдельмана (США) были проделаны следующие опыты:

В культуру клеток животных тканей, которые первоначально были отделены друг от друга, не организованы в пространстве и напоминали мезенхиму, были введены ДНК, кодирующие белки клеточной адгезии (САМ от англ. Се11-аdhesion molecules). После этого клетки объединились в пласт, напоминающий эпителиальный. Когда пласт сформировался, между клетками возникли щелевые и адгезивные контакты. Сделайте логический вывод из них.

Ответ: Молекулы клеточной адгезии (СAM) ответственны за взаимодействие клеток в зародыше.

Задача 3. Какие выводы можно сделать из следующих экспериментов:

1) Если путем центрифугирования (у морского ежа) или перешнуровки оплодотворенных яйцеклеток (у тритона) получить их безъядерные фрагменты, то в обоих случаях дробление при участии ахроматинового митотического аппарата может привести к образованию безъядерных бластулоподобных структур. Однако дальше развитие не пойдет.

2)Если объединить в опыте безъядерную цитоплазму яйцеклетки одного вида с ядром сперматозоида другого вида, то во многих случаях развитие таких клеток останавливается, достигнув стадии гаструлы.

Ответ: Опыты демонстрируют тот факт, что самые начальные этапы развития определяются продуктами материнских генов яйцеклетки и только к началу гаструляции активируются гены зиготы.

Задача 4. Какое явление наблюдал Г. Шпеман на примере формирования глаза?

Наиболее ранняя закладка глаза представляет участок ткани промежуточного мозга, глазной пузырь, растущий по направлению к кожной эктодерме, где на месте их сближения образуется хрусталик в виде впячивания эктодермы. Если на одной стороне зародыша удалить закладку глазного пузыря, то на этой стороне хрусталик не образуется. Если, наоборот, закладку глазного пузыря пересадить под кожу в другом месте головы или туловища, то здесь на границе эктодермы возникает хрусталик.

Ответ: Шпеман наблюдал явление эмбриональной индукции.

Задача 5. Какое явление было установлено в опытах эмбриологов Дриш и Шпемана?

Они показали, что ядра ранних бластомеров морских ежей и тритонов способны обеспечить дифференцировку любых типов клеток. В их опытах бластомер, который в норме должен был дать начало лишь части зародыша, оказался способным дать в процессе развития целый организм.

Ответ: Явление тотипотентности.

 

 

Занятие № 17 «Регенерация»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...