Подготовка к практическому занятию
Для подготовки к занятию необходимо использовать основную и дополнительную литературу, лекционный материал, графы логической структуры. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: 1. Понятие регенерации. 2. Физиологическая регенерация. 3. Типы физиологической регенерации. 4. Репаративная регенерация. 5. Механизмы регенерации. 6. Нейроэндокринная регуляция регенерации. 7. Понятие компенсаторной гипертрофии. 8. Значение репаративной регенерации в медицине. 9. Понятие трансплантации 10. Типы трансплантации. 11. Гомеостаз как явление на разных уровнях организации живого. Перечень практических умений, приобретаемых в процессе самоподготовки по изучаемой теме Умение: - раскрывать основные понятия темы; - дифференцировать физиологическую и репаративную регенерации; - выделять характерные черты разновидностей репаративной регенерации и приводить примеры; - раскрывать регуляторные механизмы регенерации; - показать роль регенерации в природе и в медицине; - характеризовать виды трансплантации; - делать выводы и заключения по изучаемому материалу. Рекомендации по выполнению УИРс: (правила оформления рефератов см. Занятие№1) Предлагаемые темы рефератов: - Исторический путь развития учения о регенерации - Возможности репаративной регенерации на клеточном уровне - Возможности регенерации органов у человека Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы: С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже: 1. Наличие травмы характерно для: а) физиологической регенерации б) репаративной регенерации в) восстановительного процесса
г) гуморального ответа Эталон: б 2. При индукции идет регенерация: а) органа б) раневой поверхности в) в мезодермальных тканях г) любых тканей Эталон: в 3. Эпиморфоз - это: а) способ восстановления путем перестройки регенерата б) способ восстановления путем надстройки регенерата в) способ восстановления путем гипертрофии паренхиматозного органа г) способ восстановления путем гипотрофии паренхиматозного органа Эталон: б 4. Для эпиморфоза характерно: а) накопление клеток над раневой поверхностью б) отсутствие регенерата в) переспециализация оставшихся клеток после утраты части органа г) миграции недифференцированных клеток Эталон: а 5. Морфаллаксис - это: а) отрастание от раневой поверхности б) образование культи и регенерата в) перестройка клеточного материала в пределах оставшейся части органа или ткани г) накопление массы клеток за счет их деления Эталон: в 6. Эндоморфоз характерен: а) плоских костей б) трубчатых костей в) паренхиматозных органов г) покровов тела Эталон: в 7. Стадия эпителизации при эпиморфозе характеризуется: а) накоплением клеточного материала за счет выселения клеток из неповрежденной ткани б) накоплением клеточного материала за счет активных митозов клеток в) заполнением дефекта кровяным сгустком и перекрытием его провизорным эпителием г) заполнением дефекта только лимфоцитами Эталон: в 8. Гормоны гипофиза физиологическую регенерацию (линька у птиц): а) тормозят б) стимулируют в) не оказывают влияния г) запрещают Эталон: б 9. Пересадка от генетически идентичных организмов: а) аутотрансплантация б) изотрансплантация в) аллотрансплантация г) ксенотрансплантация Эталон: б 10. Физиологический гомеостаз характерен для: а) клетки б) органа в) многоклеточного организма г) все ответы верны Эталон: г Самоконтроль по ситуационным задачам: Задача 1. При осмотре травматологом установлено, что на голове у больного открытая рана. Рентгенологическое исследование показало раздробление плоских костей черепа. Известно, что в норме плоские кости не регенерируют. Какие методы восстановления целостности костей черепной коробки Вы могли бы предложить в данном случае для заживления дефекта?
Ответ: ввести в рану индуктор в виде костных опилок, который вызовет активацию незрелых клеток соединительной ткани края костного дефекта продуктами распада костных опилок. Задача 2. Во время рыбалки на озере был пойман рак, у которого обнаружили вместо левого глаза длинный усик. Как Вы можете объяснить наличие на месте глаза совершенно другого органа у рака? Ответ: явление гетероморфизма, связанного с нарушением нервной регуляции. Задача 3. Ожог составляет 10% от поверхности тела. Какой тип и механизм регенерации будет в данном случае? Ответ: репаративная регенерация, механизм – эпиморфоз. Задача 4. Больному требуется срочная пересадка почки. Какой тип трансплантации будет идеален в этом случае? И почему? Ответ: аллотрансплантация от близкого родственника, потому что трансплантация тесно связана с трансплантационным иммунитетом, приводящего к отторжению тканей и органов. Задача 5. Больному удалили одну почку, по истечению некоторого времени она стала увеличиваться. Какой процесс в данном случае мы можем наблюдать? Ответ: процесс компенсаторной гипертрофии.
Занятие № 18: «Роль генетических и средовых факторов в ходе реализации наследственной информации в фенотип» Подготовка к итоговому занятию – коллоквиуму. Для подготовки к данному обобщающему занятию необходимо повторить пройденный материал по ниже приведенным вопросам, а также просмотреть все тесты и ситуационные задачи. При подготовке использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал. Перечень вопросов для самоподготовки: Размножение 1. Бесполое размножение: классификация и биологическое значение. 2. Половое размножение: классификация и биологическое значение. 3. Гаметогенез: сперматогенез и оогенез. 4. Митоз: характеристика всех фаз и биологическое значение. 5. Мейоз: характеристика всех фаз и биологическое значение.
Закономерности наследования 6. Закономерности, открытые Менделем при моногибридном скрещивании. 7. Закономерности, открытые Менделем при дигибридном скрещивании. 8. Взаимодействие аллельных генов. 9. Взаимодействие неаллельных генов. 10. Пенетрантность, экспрессивность, множественный аллелизм, плейотропия. 11. Закон сцепления. 12. Опыт Моргана. 13. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость и её классификация 14. Фенотипическая изменчивость и её классификация. 15. Модификационная изменчивость и её классификация. 16. Эпигенетическая изменчивость и её классификация. 17. Норма реакции. 18. Комбинативная изменчивость и механизмы её возникновения. 19. Мутационная изменчивость и её классификация. 20. Мутагены: классификация. 21. Генные мутации. 22. Хромосомные мутации. 23. Геномные мутации. Медицинская генетика 24. Наследственные заболевания и причины их возникновения. 25. Генные заболевания, типы наследования. 26. Мультифакториальные заболевания. 27. Митохондриальные заболевания. 28. Хромосомные заболевания и их виды. 29. Характеристика методов диагностики наследственных заболеваний: биохимический генеалогический, близкородственных браков, близнецовый, цитогенетический популяционно-статистический. 30. Медико-генетическое консультирование. 31. Генетический груз. Онтогенез и его регуляция 32. Проэмбриональный период: события, происходящие в яйцеклетке, обеспечивающие начальные стадии эмбриогенеза (амплификация, ооплазматическая сегрегация и т.д.). 33. Эмбриональный период. 34. Типы дробления, регуляторные механизмы дробления. 35. Типы бластул. 36. Типы гаструляции, регуляторные механизмы. 37. Способы образования мезодермы, регуляторные механизмы этого процесса. 38. Гисто- и органогенез, регуляторные механизмы. 39. Уровни регуляции онтогенеза (генный). 40. Уровни регуляции онтогенеза (клеточный). 41. Детерминация и степень её выраженности в зависимости от стадии онтогенеза (тотипотентность, лабильная детерминация, стабильная детерминация, канализация развития).
42. Эмбриональная индукция (первичный индуктор). 43. Гены, регулирующие ход онтогенеза (с материнским эффектом, сегментации, компартментализации, гомеозисные). 44. Клеточные механизмы регуляции онтогенеза. 45. Постэмбриональное развитие. 46. Типы онтогенеза. 47. Периоды онтогенеза и их характеристика. 48. Регуляция постэмбрионального развития. 49. Старение, теории старения. 50. Механизмы старения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|