Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к практическому занятию




При подготовке к занятию необходимо использовать основную, дополнительную литературу и лекционный материал.

Перечень вопросов для самоподготовки студентов по теме:

1. Систематика типа хордовые.

2 основные направления эволюции покровов и скелета в типе хордовые.

3. Развитие изучаемых систем в различных подтипах и классах хордовых животных.

4. Способы морфо-функциональных преобразований покровов и скелета.

5. Возникновение пороков развития в названных системах у человека.

6. Выявление филэмбриогенезов в каждой системе, характерных для человека.

7. Деонтологические принципы взаимоотношений врача и больного с пороками развития.

Перечень практических умений и навыков по изучаемой теме:

Умение:

- использовать знание основных таксономических единиц при сравнительном филогенезе изучаемых систем органов;

- дифференцировать основные пути становления развития и формирования покровов и их производных, связанных со сменой сред обитания;

- дать сравнительную характеристику производным кожи в сравнительном ряду;

- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития покровов на основании знаний о механизмах развития системы;

- определить основные моменты становления осевого скелета в сравнительном ряду позвоночных;

- выделить особенности строения поясов конечностей и скелета свободных конечностей у позвоночных разного уровня организации;

- объяснить причину возникновения онто-филогенетически обусловленных пороков развития скелета на основании знаний о механизмах развития системы;

- делать выводы о способах морфофункциональных преобразований изучаемых систем органов;

- формулировать положение о профилактике тератогенеза и деонтологии взаимоотношений с больными.

Темы рефератов и сообщений по теме:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Способы преобразования органов и функций

- Темпы эволюции органов и функций

- Основные черты организации хордовых

- Эволюция хордовых животных

- Онто-филогенетически обусловленные пороки развития покровов тела у человека

- Причины нарушений развития осевого скелета у человека

Самоконтроль по тестовым заданиям изучаемой темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

Покровы тела

1. Основная функция кожи современных земноводных:

а) ферментативная

б) дыхательная

в) кроветворная

г) выделительная

Эталон: в

2. При развитии волос у млекопитающих наблюдаются:

а) анаболии

б) девиации

в) архаллаксис

г) эпиморфоз

Эталон: в

3. Ткань, образующая сосочковый слой кожи, называется:

а) рыхлая соединительная

б) плотная соединительная

в) жировая

г) эпидермис

Эталон: а

4. Эмбриопатии, не относящиеся к аномалиям кожи:

а) ихтиоз

б) спинномозговая грыжа

в) гипертрихоз

г) многососковость

Эталон: б

5. Эмаль плакоидной чешуи развивается из зародышевого листка:

а) эктодермы

б) мезодермы

в) энтодермы

г) мезенхимы

Эталон: а

6. Кожные железы земноводных выделяют:

а) секрет, увлажняющий кожу

б) бактерицидный секрет

в) гормоны

г) ферменты

Эталон: а

7. Потовые железы располагаются в:

а) сосочковом слое кожи

б) сетчатом слое кожи

в) подкожной клетчатке

г) эпидермисе

Эталон: б

8. Зубы акулы произошли из:

а) элементов висцерального скелета

б) плакоидной чешуи

в) костной чешуи

г) мезенхимы

Эталон: б

9. Полностью ороговевший верхний слой эпидермиса кожи имеют:

а) костные рыбы

б) рептилии

в) амфибии

г) хрящевые рыбы

Эталон: б

10. В коже млекопитающих находятся железы:

а) потовые

б) копчиковые

в) слизистые

г) ядовитые

Эталон: а

Скелет

1. Позвонок рыб имеет строение:

а) амфицельное

б) процельное

в) гетероцельное

г) платицельное

Эталон: а

2. Висцеральный скелет впервые появляется у:

а) головохордовых

б) круглоротых

в) рыб

г) полухордовых

Эталон: б

3. Гомологами парных конечностей наземных позвоночных являются плавники рыб:

а) спинные

б) хвостовой

в) анальный

г) грудные

Эталон: г

4. У млекопитающих висцеральный скелет преобразуется в:

а) лицевой череп

б) три слуховые косточки

в) верхнюю челюсть

г) язык

Эталон: б

5. Шейный отдел позвоночника впервые появляется у:

а) рыб

б) земноводных

в) рептилий

г) млекопитающих

Эталон: б

6. В соединении верхней челюсти с черепом у рептилий принимают участие:

а) небный хрящ

б) квадратная кость

в) гиоид

г) меккелев хрящ

Эталон: б

7.Синдактилия объясняется нарушением механизмов эволюционных преобразований:

а) пролиферации

б) дифференцировки

в) гибели клеток

г) миграции

Эталон: в

8. Позвоночник земноводных состоит из:

а) двух отделов

б) трех отделов

в) четырех отделов

г) пяти отделов

Эталон: в

9.В шейном отделе амфибий:

а) один позвонок

б) два позвонка

в) количество зависит от вида амфибий

г) три позвонка.

Эталон: а

10. В соединении верхней челюсти с черепом участвует только квадратная кость у:

а) рыб

б) амфибий

в) рептилий

г) млекопитающих

Эталон: в

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача 1. При осмотре новорожденного ребенка на коже спины, груди, живота, конечностей обнаружены многочисленные язвы с четкими контурами. О какой патологии можно подумать в этом случае? Нарушение каких клеточных механизмов во время эмбриогенеза привели к возникновению этой аномалии?

Ответ: Частичная аплазия кожи может быть следствием нарушения таких клеточных регуляторных механизмов в эмбриогенезе, как клеточная индукция, пролиферация, дифференцировка клеток.

Задача 2. Родился ребенок, имеющий кожу, покрытую роговым панцирем, состоящим из толстых (до I см) роговых щитков серо-черного цвета. Щитки зазубрены, разделены бороздами. Губы малоподвижны, ротовое отверстие резко сужено. Нос и ушные раковины деформированы, веки выворочены. Конечности уродливы. Волосы и ногти отсутствуют. Ребенок умер через 2 часа после рождения. О какой патологии нужно думать в этом случае?

Ответ: Ихтиоз, возникший в результате нарушения эмбриогенеза кожи и ее производных на ранних этапах эмбриогенной индукции, пролиферации и дифференцировки клеток эпидермиса. Смерть наступила в результате нарушения дыхания, сердечной и почечной недостаточности, обусловленных неполноценностью строения и функции других систем органов, присоединения вторичной инфекции.

Задача 3. У новорожденного ребенка, от первой нормально протекающей беременности, обнаружено отсутствие ногтей на трех пальцах правой руки. Вместо них на ногтевых ложах - тонкая кожица. Какая это патология? С чем она связана?

Ответ: Аплазия ногтей трех пальцев связана с врожденным нарушением развития ногтей. Вероятно, изменение клеточной индукции кривело к нарушению пролиферации и ороговения эпителия ногтевой пластинки. Не исключено, что причиной возникновения этой аномалии развития явилось нарушение пролиферации и дифференцировки клеток ногтевой пластинки

Задача 4. Родился мальчик, имеющий 5 пар сосков. Как можно объяснить возникновение этой аномалии развития?

Ответ: Многососковость обусловлена развитием всех желез млечных линий, которые закладываются в эмбриогенезе. По всей видимости, происходит нарушение редукционных процессов в зачаточном эпителии желез. В результате этого происходит развитие желез. Сохранение этих структур в постэмбриональном периоде является атавистическим признаком, доказывающим единство происхождения человека и животных.

Задача 5. К невропатологу обратился мужчина З2 лет. После поднятия тяжести у него появилась сильная боль в области поясницы и по ходу седалищного нерва. Подъем с постели, и передвижение больного резко ограничены и болезненны. При рентгенологическом обследовании: позвонки поясничной области имеют обычную форму и размеры. Пятый поясничный позвонок имеет незаращение дужек. С чем связано возникновение этой патологии? Ответ обоснуйте с позиции онто-филогенетических взаимоотношений и механизмов регуляции онтогенеза.

Ответ: Незаращение позвоночного канала без грыжевого выпячивания произошло во время эмбриогенеза позвонков из мезодермы. Вероятно, возникновение этой аномалии развития связано с нарушением клеточных механизмов регуляции эмбриогенеза: пер­вичной клеточной индукции, пролиферации, адгезии и перемещения клеток.

Занятие № 21 «Филогенез пищеварительной и дыхательной систем позвоночных животных»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...