Перечень практических умений по изучаемой теме
Умение решать задачи по - классической генетике (законы Менделя, взаимодействие генов); - сцепленному наследованию; - анализу родословной, определению типа наследования и прогноза потомства; - использованию близнецового метода для выяснения доли генотипа и средовых факторов в развитии признаков и заболеваний; - популяционной генетике; - раскладывать кариотип, анализировать его и поставить цитогенетический диагноз. 5. Самоконтроль по тестам и ситуационным задачам осуществляется на основе ранее рассмотренных при самоподготовке и выполнении практических работ по темам практических занятий с №7 по № 17.
Занятие № 19: «Основы эволюционной теории. Микроэволюция, макроэволюция» Подготовка к практическому занятию Для подготовки к занятию по теме необходимо изучить основные и дополнительные литературные источники, и проверить свои знания по вопросам, тестовым заданиям и ситуационным задачам, предложенным по данной теме. Перечень вопросов для самостоятельной подготовки по теме занятия: 1. Биологическая эволюция и доказательства эволюционного процесса. 2. Микроэволюция. Макроэволюция. Черты сходства и различия. 3. Элементарный эволюционный материал. 4. Популяции – элементарные эволюционные единицы. 5. Мутационный процесс, изоляция, популяционные волны, естественный отбор – как элементарные эволюционные факторы. 6. Основные формы естественного отбора. 7. Вид. Критерии вида. 8. Видообразование. Основные способы видообразования. 9. Формы филогенеза (филетическая, дивергентная, конвергентная, параллелизм). 10. Направления эволюции (арогенез, аллогенез). 11. Критерии биологического прогресса по Северцову.
12. Правила эволюции. Перечень умений, приобретаемых в ходе самоподготовки по теме Умение: - дать определение основным понятиям; - показать черты сходств аи отличия между процессами микро- и макроэволюции; - охарактеризовать механизмы и движущие силы эволюции; - выявить элементарные факторы направленного и ненаправленного действия в эволюции; - показать отличия в формах естественного отбора; - относительный характер каждого из критериев вида; - дифференцировать способы видообразования, формы филогенеза и направления эволюции; - обосновать главные правила эволюции; - логически мыслить по теме занятия, обобщать, делать выводы; - на основе имеющихся знаний, находить правильное решение ситуационных задач. Рекомендации по выполнению УИРс (требования к оформлению см. «Занятие №1») Предлагаемые темы рефератов: - Развитие дарвинизма и его влияние на биологию - Синтез генетики и классического дарвинизма - Ископаемые промежуточные формы - Элиминация и отбор - Темпы и формы эволюции - Пути биологического процесса по А.Н.Северцову Самоконтроль по тестовым заданиям, изучаемой темы: С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже: 1. Микроэволюция – это эволюционные изменения, идущие внутри: а) царства б) класса в) отряда г) вида Эталон: г 2. Отбор, способствующий сдвигу нормы реакции признака или свойства: а) стабилизирующий б) дизруптивный в) движущий г) дестабилизирующий Эталон: в 3. Формирование сходной формы тела у акуловых, ихтиозавров и китообразных: а) дивергенция б) конвергенция в) параллелизм г) аллогенез Эталон: б 4. Тип эволюции, при котором переход в новую адаптивную зону сопровождается упрощением строения: а) аллогенез б) идиоадаптация в) регресс г) ароморфоз Эталон: в 5. Автор правила необратимой эволюции: а) Л. Долло
б) Ш. Депере в) Э. Коп г) Г. Осборн Эталон: б 6. Элементарный эволюционный фактор, имеющий направленный характер: а) естественный отбор б) изоляция в) популяционные волны г) мутационный процесс Эталон: а 7. Элементарной эволюционной единицей является: а) биосфера б) биогеоценоз в) пара размножающихся особей г) популяция Эталон: г 8. К формам естественного отбора не относится: а) стабилизирующий б) движущий в) спонтанный г) дизруптивный Эталон: в 9. Главные направления эволюции это: а) аллогенез б) мутагенез в) арогенез г) регресс Эталон: а, в 10. Автор правила адаптивной радиации: а) Г.Осборн б) Ш.Депере в) Л.Долло г) Э.Коп Эталон: а Самоконтроль по ситуационным задачам: Задача 1. Исследование ветро - и насекомоопыляемых растений показало, что размеры и форма цветов у энтомофильных растений более стабильны, чем у анемофильных. Какая форма естественного отбора обеспечивает указанный результат? Ответ: Устойчивость цветков энтомофилов обусловлена сопряженной эволюцией растений и их опылителей, «выбраковкой» уклонившихся форм. Шмель не может проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не может коснуться слишком коротких тычинок у растений с длинным венчиком и т.д. Только растения с цветками, строго соответствующим «стандартам», выработанным совместной эволюцией цветковых растений и насекомых – опылителей, могут оставить потомство. Следовательно, в данном случае наблюдается действие стабилизирующей формы естественного отбора. Задача 2. Какая форма естественного отбора приводит к выработке устойчивого адаптационного полиморфизма в популяциях божьих коровок. Черных форм отмечено осенью 60%, а весной 37%. Красных форм осенью было меньше 40%, а весной значительно больше. Красные лучше переносят зимний холод, а черные – интенсивнее размножаются летом. Ответ: дизруптивная форма естественного отбора Задача 3. Какая форма естественного отбора покровительствует индивидуумам, гетерозиготным по гену серповидноклеточности? Особи, гомозиготные по рецессивному гену, погибают до 2-х лет. 20% коренного населения Африки, 9% негров в США и Бразилии, 15% населения некоторых частей Индии и ряда других стран оказываются гетерозиготными по этому гену. Такая высокая концентрация летального гена в природе объясняется тем, что в гетерозиготном состоянии этот ген определяет устойчивость особи к малярии, являющейся в некоторых тропических странах одной из основных причин смертности населения.
Ответ: стабилизирующая форма естественного отбора. Задача 4. Действием, какого элементарного эволюционного фактора можно объяснить наличие существования ярко выраженных рас погремка, имеющего ранее цветущие и поздно цветущие формы, полностью репродуктивно изолированные друг от друга. Ответ: действием сезонной изоляции. Задача 5. Подтверждением, какого правила эволюции можно считать приобретение одной из ветвей рептилий адаптаций к полету с последующим сохранением и усилением этой приспособленности? Ответ: правила прогрессирующей специализации Ш. Депере.
Занятие № 20 «Филогенез покровов тела и скелета позвоночных животных»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|