Перечень практических умений по изучаемой теме
Умение: - доказать систематическое положение человека в царстве Животные; - обосновать представление о человеке как биосоциальном существе, о видовом единстве человечества; - - показать филогенетические связи между звеньями антропогенеза; - показать соотношение социального и биологического на этапах эволюции предков человека: древнейших, древних и современных; - выявлять антропоморфозы; - доказать видовое единство человечества; - доказать несостоятельность теорий расизма и социал-дарвинизма; - уметь анализировать информацию и делать грамотные выводы при решении ситуационных задач и тестовых заданий по вопросам антропогенеза. Рекомендации по выполнению УИРс: (Правила оформления рефератов см. «Занятие№1») Предлагаемые темы рефератов: - Доказательства животного происхождения человека. Рудименты и атавизмы - Видовое единство человечества. Понятие о расах. Критика расизма - Есть ли современные неандертальцы Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы: С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже: 1. Черты, присущие всем представителям типа Хордовые и характерные для человека: а) радиальная симметрия б) наличие хорды, нервной трубки в) наличие позвоночного столба г) незамкнутая кровеносная система Эталон: б 2. Представители гоминид, относящиеся к виду Человек разумный: а) австралопитек б) кроманьонец в) питекантроп г) синантроп Эталон: б 3. Черты, характерные для класса Млекопитающие, проявляющиеся у человека: а) туловищные почки и бинокулярное зрение б) теплокровность и живорождение в) наличие трехкамерного сердца и жабр г) многокамерный желудок и наружное оплодотворение
Эталон: б 4. Морфофизиологические особенности свойственные человеку как представителю отряда Приматы: а) сочетание легочного и жаберного дыхания б) наличие плаценты и вынашивание плода внутри тела матери в) стриарный тип мозга и многососковость г) тазовая почка у взрослых и когти Эталон: б 5. К палеоантропам относят: а) питекантропа б) синантропа в) гейдельбергского человека г) неандертальца Эталон: г 6. Ключевой адаптацией ранних гоминид является: а) прямохождение б) зубная система в) большой объем мозга г) небольшая масса тела Эталон:а 7. К неоантропам относится: а) кроманьонец б) неандерталец в) питекантроп г) гейдельбергский человек Эталон:а 8.Австралопитеки имеют большое сходство с человеком по: а) объему головного мозга б) строению мозга в) строению костей таза г) строению зубной системы Эталон:г 9. От тотального генетического полиморфизма человечества расовые признаки составляют: а) 80% б) 50% в) 8% г) 5% Эталон:в 10.Укажите расу людей не относящуюся к "большой": а) суданская б) австрало-негроидная в) европеоидная г) монголоидная Эталон:а Заполнить таблицы: Таблица№1. Основные черты человека, унаследованные им от других животных (предковых форм)
Таблица№2. Различия в строении человека и человекообразных обезьян
Ситуационные задачи: Задача 1. Из набора таксонов соберите такую последовательность, которая бы отражала систематическое положение человека животном мире:тип Хордовые, подтип Личиночнохордовые, подтип Позвоночные, класс Пресмыкающиеся, класс Млекопитающие, отряд Насекомоядные, род Человек, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, семейство Гоминиды, подкласс Сумчатые, подкласс Плацентарные, вид Человек разумный, царство Животные. Ответ: По возрастанию таксонов: вид Человек разумный, род Человек, семейство Гоминиды, подотряд Обезьяны, отряд Приматы, подкласс Плацентарные, Класс Млекопитающие, класс Млекопитающие, подтип Позвоночные, тип Хордовые, царство Животные. Задача 2. Проведите дифференцировку сравнительно-морфологических доказательств и выберите среди предложенных вариантов атавизмы и рудименты: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, многососковость, волосатость, наличие клыков, зубы мудрости, околоушные мышцы, наличие когтей, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине. Ответ: К атавизмам относят признаки, встречающиеся у отдельных особей, такие как многососковость, волосатость, наличие клыков, околоушные мышцы, наличие когтей. Рудиментарные органы характерны для всех представителей вида. К ним из перечисленных признаков относят все остальные: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине. Задача 3. Объясните, в чем заключается биологическое значение обильного роста бороды и усов у европеоидов? Ответ: это явление рассматривается как пример формирования адаптаций к условиям существования в жестких климатических условиях. Задача 4. В приведенном тексте отражена суть одной из теорий близких к расистским теориям: «Причины исторического развития общества сторонники данной теории объясняют биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, т.е. биологизируют общественные процессы и социальное неравенство, а деление на классы объявляют следствием биологического неравенства людей. С позиций данной теории оправдываются локальные войны, которые якобы контролируют численность и предотвращают перенаселение планеты людьми…». Суть, какой теории здесь отражена?
Ответ: Это идея социал-дарвинизма, ее сторонниками являются «Мальтузианцы», оправдывающие необходимость локальных войн. Задача 5. Выберите из перечисленных характеристик крупные ароморфозы – антропоморфозы, давшие возможность человеку подняться на новую ступень развития живого: лазанье, ползанье, прямохождение, теплокровность, S-образный изгиб позвоночника, узкая грудная клетка, широкий таз, укорочение крестца, всеядность, опора на четыре конечности, сводчатая стопа, развитие рук… Ответ: решающими антропоморфозы прежде всего является прямохождение, S-образный изгиб позвоночника, развитие рук, широкий таз, укорочение крестца, сводчатая стопа.
Занятие № 25 «Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|