Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень практических умений по изучаемой теме




Умение:

- доказать систематическое положение человека в царстве Животные;

- обосновать представление о человеке как биосоциальном существе, о видовом единстве человечества;

- - показать филогенетические связи между звеньями антропогенеза;

- показать соотношение социального и биологического на этапах эволюции предков человека: древнейших, древних и современных;

- выявлять антропоморфозы;

- доказать видовое единство человечества;

- доказать несостоятельность теорий расизма и социал-дарвинизма;

- уметь анализировать информацию и делать грамотные выводы при решении ситуационных задач и тестовых заданий по вопросам антропогенеза.

Рекомендации по выполнению УИРс:

(Правила оформления рефератов см. «Занятие№1»)

Предлагаемые темы рефератов:

- Доказательства животного происхождения человека. Рудименты и атавизмы

- Видовое единство человечества. Понятие о расах. Критика расизма

- Есть ли современные неандертальцы

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

С целью проверки своих знаний выберите правильный ответ на вопросы, приведенные ниже:

1. Черты, присущие всем представителям типа Хордовые и характерные для человека:

а) радиальная симметрия

б) наличие хорды, нервной трубки

в) наличие позвоночного столба

г) незамкнутая кровеносная система

Эталон: б

2. Представители гоминид, относящиеся к виду Человек разумный:

а) австралопитек

б) кроманьонец

в) питекантроп

г) синантроп

Эталон: б

3. Черты, характерные для класса Млекопитающие, проявляющиеся у человека:

а) туловищные почки и бинокулярное зрение

б) теплокровность и живорождение

в) наличие трехкамерного сердца и жабр

г) многокамерный желудок и наружное оплодотворение

Эталон: б

4. Морфофизиологические особенности свойственные человеку как представителю отряда Приматы:

а) сочетание легочного и жаберного дыхания

б) наличие плаценты и вынашивание плода внутри тела матери

в) стриарный тип мозга и многососковость

г) тазовая почка у взрослых и когти

Эталон: б

5. К палеоантропам относят:

а) питекантропа

б) синантропа

в) гейдельбергского человека

г) неандертальца

Эталон: г

6. Ключевой адаптацией ранних гоминид является:

а) прямохождение

б) зубная система

в) большой объем мозга

г) небольшая масса тела

Эталон:а

7. К неоантропам относится:

а) кроманьонец

б) неандерталец

в) питекантроп

г) гейдельбергский человек

Эталон:а

8.Австралопитеки имеют большое сходство с человеком по:

а) объему головного мозга

б) строению мозга

в) строению костей таза

г) строению зубной системы

Эталон:г

9. От тотального генетического полиморфизма человечества расовые признаки составляют:

а) 80%

б) 50%

в) 8%

г) 5%

Эталон:в

10.Укажите расу людей не относящуюся к "большой":

а) суданская

б) австрало-негроидная

в) европеоидная

г) монголоидная

Эталон:а

Заполнить таблицы:

Таблица№1.

Основные черты человека, унаследованные им от других животных

(предковых форм)

Основные черты От кого унаследованы
1. Генетический код  
2. Двусторонняя симметрия тела  
3. Костный скелет  
4. Пятипалые конечности  
5. Легочное дыхание  
6. Амниотическое яйцо  
7. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность  
8. Плацента, живорождение  

Таблица№2.

Различия в строении человека и человекообразных обезьян

Часть тела Морфологические признаки
Человек Человекообразные обезьяны
1. Головной мозг    
2. Лицо    
3. Позвоночный столб    
4. Таз    
5. Кости передних конечностей    
6. Стопа    

 

Ситуационные задачи:

Задача 1.Из набора таксонов соберите такую последовательность, которая бы отражала систематическое положение человека животном мире:тип Хордовые, подтип Личиночнохордовые, подтип Позвоночные, класс Пресмыкающиеся, класс Млекопитающие, отряд Насекомоядные, род Человек, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, семейство Гоминиды, подкласс Сумчатые, подкласс Плацентарные, вид Человек разумный, царство Животные.

Ответ: По возрастанию таксонов: вид Человек разумный, род Человек, семейство Гоминиды, подотряд Обезьяны, отряд Приматы, подкласс Плацентарные, Класс Млекопитающие, класс Млекопитающие, подтип Позвоночные, тип Хордовые, царство Животные.

Задача 2.Проведите дифференцировку сравнительно-морфологических доказательств и выберите среди предложенных вариантов атавизмы и рудименты: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, многососковость, волосатость, наличие клыков, зубы мудрости, околоушные мышцы, наличие когтей, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.

Ответ: К атавизмам относят признаки, встречающиеся у отдельных особей, такие как многососковость, волосатость, наличие клыков, околоушные мышцы, наличие когтей. Рудиментарные органы характерны для всех представителей вида. К ним из перечисленных признаков относят все остальные: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.

Задача 3.

Объясните, в чем заключается биологическое значение обильного роста бороды и усов у европеоидов?

Ответ: это явление рассматривается как пример формирования адаптаций к условиям существования в жестких климатических условиях.

Задача 4.В приведенном тексте отражена суть одной из теорий близких к расистским теориям: «Причины исторического развития общества сторонники данной теории объясняют биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, т.е. биологизируют общественные процессы и социальное неравенство, а деление на классы объявляют следствием биологического неравенства людей. С позиций данной теории оправдываются локальные войны, которые якобы контролируют численность и предотвращают перенаселение планеты людьми…». Суть, какой теории здесь отражена?

Ответ: Это идея социал-дарвинизма, ее сторонниками являются «Мальтузианцы», оправдывающие необходимость локальных войн.

Задача 5.Выберите из перечисленных характеристик крупные ароморфозы – антропоморфозы, давшие возможность человеку подняться на новую ступень развития живого: лазанье, ползанье, прямохождение, теплокровность, S-образный изгиб позвоночника, узкая грудная клетка, широкий таз, укорочение крестца, всеядность, опора на четыре конечности, сводчатая стопа, развитие рук…

Ответ: решающими антропоморфозы прежде всего является прямохождение, S-образный изгиб позвоночника, развитие рук, широкий таз, укорочение крестца, сводчатая стопа.

 

 

Занятие № 25«Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности»





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.