Место числа в числовом ряду
Школьники уже умеют считать в пределах данного числа, т.е. называют числа, присчитывая по единице и включая в числовой ряд новое число. Работа по установлению места нового числа в натуральном ряду начинается с числовой лестницы. Детям предлагается «подняться» и «спуститься» по лестнице, ведя счет. Определяется место числа в натуральном ряду. Например: На данном этапе мы предлагаем провести дидактическую игру, но в начале – игра-разминка «Венок цветов» Игра «Исправь ошибку». Цель: Активизация произвольного запоминания Задачи занятия: o школьники должны научиться пересчитывать предметы, o называть результат счета, т. е. соответствующее число, o обозначать его на письме цифрой. Материал: · наборное полотно; · цифры. Ход: Учитель выставляет на наборном полотне цифры в неверной последовательности, например: 3 5 1 4 2. Учитель: - Ребята, к нам в гости шли цифры, шли они правильно по порядку, но на порожках они упали и перепутались – давайте вспомним с вами, в каком порядке цифры должны были идти? Поможем им встать и восстановить порядок! Учащимся предлагается исправить его ошибку. (Детям даётся время, что бы правильно выставить цифры) Игра «Соседи числа» Цель: Активизация произвольного запоминания Задачи занятия: o школьники должны научиться пересчитывать предметы, o называть результат счета, т. е. соответствующее число, o обозначать его на письме цифрой. Материал: · наборное полотно; · цифры. Ход: Используя числовую лестницу или обычный числовой ряд, учащиеся отвечают на вопросы и выполняют инструкции: - Вспомните, ребята, кто является соседями числа «4»? В случае если дети затрудняются им предлагается другой вариант вопроса: Между какими числами находится число 4?,
- Какое число стоит до числа 5 (предшествует числу 5)? После числа 4 (следует за числом 4)?, Детям предлагается фиксировать результат на наборном полотне. - Назовите соседей числа 4; - Назовите число, соседями которого являются числа 3 и 5. Для закрепления понятия «соседи числа», предлагаются задания с «форточками». В пустые «форточки» необходимо вставить либо само число, либо его «соседей». Учитель: - Ребята, в одном доме, по порядку живут дети, они очень любят общаться и выглядывают в форточки своих окон, что б поговорить. Помогите ин - найдите для каждой цифры её ПРАВИЛЬНУЮ форточку:
Игра «Займи свое место» Цель: Активизация произвольного запоминания Задачи занятия: o школьники должны научиться пересчитывать предметы, o называть результат счета, т. е. соответствующее число, o обозначать его на письме цифрой. Материал: · карточки, на которых написаны цифры Ход: Дети получают перевернутые тыльной стороной карточки, на которых написаны цифры. По команде учителя каждый школьник переворачивает карточку, смотрит на написанное на ней число и отыскивает учащихся с числами - «соседями». Учащиеся должны выстроиться в числовой ряд в соответствии со своими числами. Эта же игра может быть использована для формирования навыков счета, дифференциации количественных и порядковых числительных. Постепенно количество наглядных опор уменьшается. Школьники должны научиться воспроизводить числовой ряд и определять место любого изученного числа в натуральном ряду без наглядной опоры. С этой целью им предлагаются разнообразные задания: записать числа по порядку от 1 до 5; записать числа по порядку от 5 до 1; назвать число, следующее за числом 2; назвать число, предшествующее числу 5; вставить пропущенные в ряду числа; назвать (или записать) соседей числа 4 и т.д.
Счет в прямой и обратной последовательности Перед началом занятия – игра – разминка «День и ночь». Игра «Подружись с цифрой» Цель: Активизация произвольного запоминания Задачи занятия: o школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности; o называть результат счета, т. е. соответствующее число; o формирование умения классифицировать материал в процессе дидактической игры; o обозначать его на письме цифрой. Материал: · карточки, на которых написаны цифры Ход: Формирование навыков счета осуществляется в определенной последовательности: 1. Учащиеся берут предмет в руку и откладывают его в сторону. 2. Учащиеся отодвигают предмет в сторону. 3. Учащиеся дотрагиваются пальцем до каждого предмета. 4. Учащиеся указывают пальцем на предметы. 5. Учащиеся считают «глазами». При таком подходе происходит формирование умения классифицировать материал в процессе дидактической игры - должно пройти три этапа: практический, речевой и полностью умственный. В результате овладения приёмами группировки и классификации происходит улучшение произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта. Необходимо научить школьников склонять числительные по родам при счете: каштан – один, два, три; бабочка – одна, две, три; яблоко – одно, два, три. Сначала счет ведется вслух хором и индивидуально, затем – про себя. Сначала для счета выбираются однородные предметы, затем – однородные предметы, отличающиеся несущественными признаками (1-3), после чего производится счет разнородных предметов. При обучении счету следует варьировать расположение предметов. Счет ведется по горизонтали: слева направо и справа налево, по вертикали: сверху вниз и снизу вверх, по диагонали, вразброс. Каждый раз ученик должен назвать результат счета и показать все множество сосчитанных предметов. Сначала школьники учатся считать, присчитывая по одному предмету, затем – отсчитывать, далее – считать равными числовыми группами по 2, 5, 3, 4. Обратный счет или счет в обратной последовательности более труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием конкретных предметов и комментированием действий. Например, учитель предлагает пересчитать шишки: «Сколько у нас шишек? (счет в прямой последовательности: 5). А теперь посчитаем в обратном порядке. Всего 5 шишек. Уберем 1 шишку. Осталось 4 шишки. Уберем еще 1 шишку. Осталось 3 шишки. И т.д.» Обратный счет отрабатывается на различных наглядных пособиях.
При обучении счету целесообразно предлагать задания практического характера: сосчитать одноклассников, раздать им тетради, линейки и пр. Ученик, выполняющий задание, должен назвать, сколько тетрадей (линеек, карандашей) надо отсчитать, чтобы досталось каждому ребенку. Школьники считают хлопки в ладоши, отстукивания мяча, прыжки и т.д. они считают действия, производимые учителем, повторяют их, или сами осуществляют действия в соответствии с названным педагогом числом. Навыки счета формируются и в процессе лепки, аппликации, обводки, штриховки, раскрашивания и т.д. Задания следует чередовать. Например, учащимся предлагается сосчитать бабочек, затем вылепить такое же количество шариков, после чего пересчитать шарики. Школьники обучаются счету не только от 1, но и от заданного числа до заданного. Например: «Посчитай от 3 до 9», «Посчитай от 8 до 4». У учащихся формируются навыки не только количественного, но и порядкового счета, они учатся дифференцировать количественные и порядковые числительные. Например, учитель выставляет в ряд игрушечные машины и просит одного ученика их сосчитать. Счет ведется вслух. Ребенок отвечает на вопрос: «Сколько всего машин?», называя количественное числительное (например, 5). Далее другому ученику предлагается считать машины по порядку: первая, вторая и т.д. Третий ученик должен считать машины по порядку и нумеровать их, поставив около каждой цифру, соответствующую ее порядковому номеру (закрепляются навыки счета и умение соотнести количество предметов, число и цифру). Четвертый ребенок показывает третью (пятую, вторую) машину, пять автомобилей.
При счете разнородных предметов следует изменять порядок их расположения, сохраняя при этом их количество. Школьники должны научиться отвечать на вопросы: «Сколько?» и «Который по счету?». Они должны усвоить, что для ответа на первый вопрос им необходимо определить общее количество предметов, а для ответа на второй – назвать номер предмета по порядку. Интерес вызывают игры, в которых объектом счета являются сами дети (построения, перестановки и пр.). Целесообразно предлагать упражнения, в которых счет предметов сопоставляется с отвлеченным счетом. Например: - Ставь по одной ромашке в вазу и считай (одна ромашка, две ромашки и т.д.). - Прибавляй по одной ромашке и считай. - Считай, прибавляя по одной единице. - Присчитывай по единице, называя все числа по порядку. - Назови по порядку все числа, которые ты знаешь, начиная с самого меньшего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|