Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел
Перед началом занятия – игра – разминка «День и ночь». Обучение сравнению чисел необходимо начинать со сравнения рядом стоящих чисел, используя предметные множества и устанавливая взаимнооднозначные соответствия между их элементами. Например, учитель предлагает сравнить количество ежиков в двух семейках. Для этого он выставляет ежиков на наборное полотно или фланелеграф таким образом, чтобы ежики первой семейки (4 шт.) оказались в верхнем ряду, а ежики второй семейки(5 шт.) – в нижнем, сохраняя при этом взаимно-однозначное соответствие между элементами множеств (один ежик под другим). Игра «Ёжики» Цель: Активизация произвольного запоминания Задачи занятия: o школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности; o называть результат счета, т. е. соответствующее число; o формирование умения сравнение предметных совокупностей. Материал: · наборное полотно; · рисунки ёжиков, Ход: Учитель расставляет на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях. Послушайте сказку: Шли как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались на разных уровнях. Посмотрите и скажите: - Сколько ежиков в верхнем ряду? - Сколько ежиков в нижнем ряду? - В каком ряду ежиков больше? - Почему? (есть лишний ежик). - В каком ряду ежиков меньше? - Почему? (не хватает одного ежика). - Какую цифру надо поставить напротив ежиков верхнего ряда? (4) - Какую цифру надо поставить напротив ежиков нижнего ряда? (5) - Какое число больше: 4 или 5? - Почему 5 больше, чем 4? Покажи на ежиках. - Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках. Затем детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах (на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в два ряда и сохраняя взаимнооднозначное соответствие между ними.
- А тут вдруг туман стал совсем густым…. И ёжики исчезли из виду. После этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает ребятам вспомнить – сколько ёжиков было, и в каком ряду. - Молодцы! Теперь ежики точно знают, сколько их в каждом ряду и это поможет им вернуться домой не боясь тумана. Далее требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах: - Что надо сделать, чтобы в верхнем ряду ежиков стало столько же, сколько в нижнем? (Добавить 1 ежика). - Что надо сделать, чтобы в нижнем ряду ежиков стало столько же, сколько в верхнем? (Убрать 1 ежика). Учащиеся таким образом учатся сравнивать предметные множества и одновременно числа, которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств, состоящих из однородных предметов, переходят к сравнению множеств, состоящих из разнородных предметов. Задания постепенно усложняются. Детям предлагается не только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество элементов: - Сосчитай, сколько учащихся в классе? - Сколько надо взять карандашей, чтобы хватило всем детям? - Обведи 5 клеток. Возьми столько же елочек. Сколько елочек надо взять? Постепенно от сравнения рядом стоящих чисел переходят к сравнению любых двух чисел. Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно подбирать большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает ребенку 3 белые палочки. Ребенок выполняет следующие задания: - Сосчитай, сколько здесь белых палочек? Покажи цифрой. - Отсчитай красных палочек больше (каждый ребенок может отсчитать любое количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.). - Сколько красных палочек ты отсчитал? Покажи цифрой. - Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои числа).
- Сколько лишних единиц в большем числе? - Сколько недостающих единиц в числе 3? - Что надо сделать, чтобы красных палочек стало столько же, сколько белых? - Что надо сделать, чтобы белых палочек стало столько же, сколько красных? После того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств: - Какое число больше: 4 или 5? - Сколько лишних единиц в числе 5? - Сколько единиц недостает в числе 4? - Что надо сделать, чтобы уравнять числа? Школьники должны усвоить, что все числа, предшествующие данному, меньше этого числа, а все последующие числа больше данного. Им предлагается сначала показать по числовому ряду, а затем назвать все числа, больше (меньше) данного. Состав числа Целью данного этапа является формирование умений представлять число в виде двух чисел, дающих в сумме данное. Изучение состава числа начинается с предметно-практической деятельности, в результате которой учащиеся объединяют две предметные совокупности, а также раскладывают множество предметов на две группы и определяют количество предметов в каждой из них. Например, учитель берет две тарелки, 5 яблок и проделывает ряд операций по делению 5 яблок на две части. Все действия он комментирует: - Возьмем 5 яблок и положим в одну тарелку. Теперь одно яблоко переложим в другую тарелку. Детям предлагается ответить на вопросы: - Сколько яблок в первой тарелке? (4). - Сколько яблок во второй тарелке? (1). - Сколько всего яблок в двух тарелках? (5). - Значит, число 5 состоит из чисел 4 и 1. 5 – это 4 и 1. На данном этапе показывается запись: 5 = 4 + 1. Далее еще одно яблоко перекладывается из первой тарелки во вторую. Следуют аналогичные вопросы, после чего делается вывод: 5 – это 3 и 2. Аналогичные действия осуществляются детьми с другими предметами. Можно взять 5 мячей и раскладывать их на две группы, представляя число 5 в виде двух чисел. Следует использовать пальцы рук ребенка, счеты, числовые домики. Школьникам предлагаются задания на отыскание недостающего числа. Целесообразно создавать проблемные ситуации. Сначала одну совокупность дети воспринимают наглядно, а вторую отыскивают по представлению.
Игра «Цыплята» Цель: Активизация произвольного запоминания Задачи занятия: o школьники должны научиться выделять состав числа; o называть результат счета, т. е. соответствующее число; Материал: · наборное полотно; · игрушки цыплят. Ход: Например, учитель предлагает сосчитать цыплят, которых он выставляет на наборное полотно. Учащиеся считают хором (всего 5 цыплят). Далее детям предлагается либо отвернуться, либо закрыть глаза. Учитель убирает несколько цыплят. Открыв глаза, дети должны сосчитать оставшихся цыплят и назвать недостающее число: - Сколько цыплят было? (5 цыплят) - Сколько цыплят осталось? (2 цыпленка) - Было 5 цыплят. Осталось 2 цыпленка. Сколько цыплят я убрала? Далее задания усложняются. Дети должны определить обе предметные совокупности по представлению. Например, учитель берет в руки каштаны по несколько штук в каждую, прячет руки за спину и говорит: «У меня в руках 5 каштанов. Сколько каштанов в каждой руке?» Учащиеся называют различные варианты состава числа 5. Учитель раскрывает руки, и дети проверяют, какой из вариантов подошел. В процессе работы над числами первого десятка постоянно обращается внимание на дифференциацию понятий число и цифра. После того как дети познакомятся с числом 10, вводятся понятия однозначное и двузначное число.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|