Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел

Перед началом занятия – игра – разминка «День и ночь».

Обучение сравнению чисел необходимо начинать со сравнения рядом стоящих чисел, используя предметные множества и устанавливая взаимнооднозначные соответствия между их элементами.

Например, учитель предлагает сравнить количество ежиков в двух семейках.

Для этого он выставляет ежиков на наборное полотно или фланелеграф таким образом, чтобы ежики первой семейки (4 шт.) оказались в верхнем ряду, а ежики второй семейки(5 шт.) – в нижнем, сохраняя при этом взаимно-однозначное соответствие между элементами множеств (один ежик под другим).

Игра «Ёжики»

Цель: Активизация произвольного запоминания

Задачи занятия:

o школьники должны научиться пересчитывать предметы, в прямой и обратной последовательности;

o называть результат счета, т. е. соответствующее число;

o формирование умения сравнение предметных совокупностей.

Материал:

· наборное полотно;

· рисунки ёжиков,

Ход:

Учитель расставляет на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях.

Послушайте сказку: Шли как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались на разных уровнях. Посмотрите и скажите:

- Сколько ежиков в верхнем ряду?

- Сколько ежиков в нижнем ряду?

- В каком ряду ежиков больше?

- Почему? (есть лишний ежик).

- В каком ряду ежиков меньше?

- Почему? (не хватает одного ежика).

- Какую цифру надо поставить напротив ежиков верхнего ряда? (4)

- Какую цифру надо поставить напротив ежиков нижнего ряда? (5)

- Какое число больше: 4 или 5?

- Почему 5 больше, чем 4? Покажи на ежиках.

- Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках.

Затем детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах (на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в два ряда и сохраняя взаимнооднозначное соответствие между ними.

- А тут вдруг туман стал совсем густым…. И ёжики исчезли из виду.

После этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает ребятам вспомнить – сколько ёжиков было, и в каком ряду.

- Молодцы! Теперь ежики точно знают, сколько их в каждом ряду и это поможет им вернуться домой не боясь тумана.

Далее требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах:

- Что надо сделать, чтобы в верхнем ряду ежиков стало столько же, сколько в нижнем? (Добавить 1 ежика).

- Что надо сделать, чтобы в нижнем ряду ежиков стало столько же, сколько в верхнем? (Убрать 1 ежика).

Учащиеся таким образом учатся сравнивать предметные множества и одновременно числа, которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств, состоящих из однородных предметов, переходят к сравнению множеств, состоящих из разнородных предметов. Задания постепенно усложняются. Детям предлагается не только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество элементов:

- Сосчитай, сколько учащихся в классе?

- Сколько надо взять карандашей, чтобы хватило всем детям?

- Обведи 5 клеток. Возьми столько же елочек. Сколько елочек надо взять?

Постепенно от сравнения рядом стоящих чисел переходят к сравнению любых двух чисел. Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно подбирать большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает ребенку 3 белые палочки. Ребенок выполняет следующие задания:

- Сосчитай, сколько здесь белых палочек? Покажи цифрой.

- Отсчитай красных палочек больше (каждый ребенок может отсчитать любое количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.).

- Сколько красных палочек ты отсчитал? Покажи цифрой.

- Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои числа).

- Сколько лишних единиц в большем числе?

- Сколько недостающих единиц в числе 3?

- Что надо сделать, чтобы красных палочек стало столько же, сколько белых?

- Что надо сделать, чтобы белых палочек стало столько же, сколько красных?

После того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств:

- Какое число больше: 4 или 5?

- Сколько лишних единиц в числе 5?

- Сколько единиц недостает в числе 4?

- Что надо сделать, чтобы уравнять числа?

Школьники должны усвоить, что все числа, предшествующие данному, меньше этого числа, а все последующие числа больше данного. Им предлагается сначала показать по числовому ряду, а затем назвать все числа, больше (меньше) данного.

Состав числа

Целью данного этапа является формирование умений представлять число в виде двух чисел, дающих в сумме данное.

Изучение состава числа начинается с предметно-практической деятельности, в результате которой учащиеся объединяют две предметные совокупности, а также раскладывают множество предметов на две группы и определяют количество предметов в каждой из них. Например, учитель берет две тарелки, 5 яблок и проделывает ряд операций по делению 5 яблок на две части. Все действия он комментирует:

- Возьмем 5 яблок и положим в одну тарелку. Теперь одно яблоко переложим в другую тарелку. Детям предлагается ответить на вопросы:

- Сколько яблок в первой тарелке? (4).

- Сколько яблок во второй тарелке? (1).

- Сколько всего яблок в двух тарелках? (5).

- Значит, число 5 состоит из чисел 4 и 1. 5 – это 4 и 1.

На данном этапе показывается запись: 5 = 4 + 1.

Далее еще одно яблоко перекладывается из первой тарелки во вторую. Следуют аналогичные вопросы, после чего делается вывод: 5 – это 3 и 2.

Аналогичные действия осуществляются детьми с другими предметами. Можно взять 5 мячей и раскладывать их на две группы, представляя число 5 в виде двух чисел. Следует использовать пальцы рук ребенка, счеты, числовые домики.

Школьникам предлагаются задания на отыскание недостающего числа.

Целесообразно создавать проблемные ситуации. Сначала одну совокупность дети воспринимают наглядно, а вторую отыскивают по представлению.

Игра «Цыплята»

Цель: Активизация произвольного запоминания

Задачи занятия:

o школьники должны научиться выделять состав числа;

o называть результат счета, т. е. соответствующее число;

Материал:

· наборное полотно;

· игрушки цыплят.

Ход: Например, учитель предлагает сосчитать цыплят, которых он выставляет на наборное полотно. Учащиеся считают хором (всего 5 цыплят).

Далее детям предлагается либо отвернуться, либо закрыть глаза.

Учитель убирает несколько цыплят. Открыв глаза, дети должны сосчитать оставшихся цыплят и назвать недостающее число:

- Сколько цыплят было? (5 цыплят)

- Сколько цыплят осталось? (2 цыпленка)

- Было 5 цыплят. Осталось 2 цыпленка. Сколько цыплят я убрала?

Далее задания усложняются. Дети должны определить обе предметные совокупности по представлению. Например, учитель берет в руки каштаны по несколько штук в каждую, прячет руки за спину и говорит: «У меня в руках 5 каштанов. Сколько каштанов в каждой руке?» Учащиеся называют различные варианты состава числа 5. Учитель раскрывает руки, и дети проверяют, какой из вариантов подошел.

В процессе работы над числами первого десятка постоянно обращается внимание на дифференциацию понятий число и цифра. После того как дети познакомятся с числом 10, вводятся понятия однозначное и двузначное число.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...