Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Целью данного этапа эксперимента являлось: · Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями. · Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие произвольной памяти. Повторное исследование, проведённое нами после серии дидактических игр используемых на уроке математики с младшими школьниками с нарушениями интеллекта, дали следующие результаты:
Диаграмма 1. – Полученные результаты
Полученные результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост показателей. Динамика выглядит следующим образом:
Диаграмма 2. - Динамика развития различных видов памяти
Таблица 1 – Виды памяти
Как видно из полученных данных в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание – 0,5. Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.
Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта. В подтверждение вышесказанного приводим результаты контрольной работы по изученной теме в обеих группах, проведённой через 5 дней после прохождения эксперимента:
Таблица 2 - Результаты экспериментальной группы
Таблица 3. - Результаты контрольной группы
Как видно из приведённых данных участники эксперимента намного лучше усвоили материал, и даже спустя пять дней у большинства младших школьников – результаты оказались выше, чем в контрольной группе. Таким образом, мы можем говорить о том, что использование предложенной системы дидактических игр положительно сказывается на произвольном запоминании младших школьников с нарушениями интеллекта и способствует переводу полученных данных в долговременную память.
Заключение
Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений.
В нашей квалификационной работе мы сделали попытку охарактеризовать и обобщить основные теории изучения механизмов памяти, представленные в современной научной литературе; рассмотреть своеобразия процессов памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Проведенное нами эмпирическое исследование выявило специфические особенности становления и протекания мнемических процессов у младших школьников с нарушениями интеллекта. Причины нарушений в развитии памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены различными факторами: органическое поражение головного мозга, дефекты центральной нервной системы. В связи с этим у детей с проблемами в развитии наблюдаются разнообразные нарушения памяти: уменьшенный объем памяти; значительное количествоискажений при воспроизведении материала; логическая и механическая память находятся на низком уровне. В нашей работе мы констатируем, что произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития. Известно, что в учебном процессе ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию, так как на нем базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Поэтому мы разработали систему дидактических игр для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие произвольной памяти; на развитие произвольного запоминания, а так же на развитие умения пользоваться рациональными мнемическими приемами. Наиболее неразвитым оказывается произвольное запоминание. Непроизвольная пассивная память у большинства учащихся оказаться сохранной или даже хорошо сформированной (7 из 9 в экспериментальной группе и 9 из 9 в контрольной группе). При предъявлении картинок, учащиеся, запоминали лишь внешние признаки предметов и явлений. Большие трудности у исследуемой категории детей вызывала необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от предложенной тему.
Произвольное запоминание оказалось наименее развитой формой памяти. Как указывают Т. А. Власова [12], М. С. Певзнер [12] снижение произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями есть одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Для успешного произвольного запоминания необходимо сформировать значимые мотивы у детей. Чтобы лучше проходило запоминание предъявляемого материала у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы необходимо разыграть его содержание с помощью игрушек. Таким образом, для решения поставленных в исследовании задач мы выбрали дидактическую игру, как оптимальный инструмент развития произвольной памяти данной категории учащихся. Дидактическую игру, как одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами отмечал К.Д. Ушинский [89]. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры. Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Нами была разработана и система дидактических игр, апробация данной системы успешно прошла на уроках математики в младших классах «Школы – центра дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска.
Полученные нами результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост показателей. Полученные нами данне показали, что в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание – 0,5. Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти. Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта. В процессе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель нашей дипломной работы. Результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов и педагогов, работающих в системе коррекционно-образовательных учреждений VIII вида, а так же студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология».
Библиографический список 1. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания. Питер, 2001. 2. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности // Вопросы психологии. - 2007. - №8. - С. 31 – 35. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 1999. 4. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991 5. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта в различных условиях обучения // Дефектология. - 2004. - №6. – С. 42 – 48. 6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964 7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 8. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №2. - С. 13 – 17. 9. Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974
10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2002. 11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под-ростков с отклонениями в развитии / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой. – М.: Академия, 2003. 12. Вопросы социализации личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под редакцией В.И.Кузищина. Мурманск ОНМЦ, 2001. 13. Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. - М.: Просвещение, 1982 14. Гаврилушкина О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32. 15. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. – М.: Педагогика. 2000. 16. Гальперина П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985. 17. Гнедова Н.М. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников // Моделирование и обучение: Сб. науч. тр. - Мурманск: МГПИ, 2005. 18. Григонисом А. В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного материала у младших школьников с проблемами развития. // Психологическая наука и образование. - 2007. - №2. - С. 95 – 98. 19. Джеймс У.Научные основы психологии. - М., 2003. 20. Добрынин Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии 1, 1989 21. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2001. 22. Дунаева З.М., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №12. - С. 61 – 66. 23. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2009. - №3. - С. 6 – 11. 24. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1. - С. 49 – 54. 25. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - №1. - С. 5 – 8. 26. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учебник. – М.: МарТ. - 2004. –С. 410. 27. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1990. 28. Занков Л.В. Память школьника. - М.: Наука, 1994 29. Занков Л.В. Развитие умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1995. Зубрилин А.А. Методология игровой деятельности в обучении // Педагогика. - 2008. - №8. - С. 47 – 51. 30. Илюшенко А.С., Астафьев И.О. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 – 63. 31. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.: Просвещение, 1991 32. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М: Просвещение, 1997. 33. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978 34. Карнеги Дейл Малоизвестные факты из жизни известных людей- М., 2005. 35. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2000. 36. Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000 37. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Педагогика, 1990. 38. Коррекционная педагогика: Учебник / Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.: «МарТ», - 2004. – с. 421. 39. Корсаков И.А. Наедине с памятью. - М.: Эйдос, 1993 40. Костровский Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 32 – 37. 41. Кразова И.С. Из истории разработки методов выявления умственной отсталости у детей // Педагогика. - 2007. - №8. - С. 55 – 57. 42. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, - 2004. 43. Круглова Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебного процесса: учебное пособие. – М.: Велби, - 2006. Куликова Т.А. Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Воспитание в школе. - 2008. - №9. - С. 55 – 60. 44. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989 45. Левченко И.Ю. Кисилева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Книголюб, - 2007. 46. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Просвещение, 1979 47. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979 48. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. - М., 1931 49. Лешин В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами заболеваний // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 71 – 74. 50. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М., 2000. 51. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Просвещение, 1966 52. Ляудис Н.В. Память в процессе развития. - М.: Владос, 1991 53. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. - М.: АПН, 1956 54. Маркова А.К., Лидерс А.Г. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, - 2002. 55. Матюгина И.Ю. Как развивать память. - М.: Просвещение, 1978 56. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 50 – 54. 57. Наследов Д.А. Математические методы обработки информации в психологии. – М.: Проспект, - 2006. 58. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999 59. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Гардарики, - 2006. 60. Павлов И. П. Рефлекс цели - М., 2008. 61. Петричук И.И. Еще раз об игре. // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 55 – 57. 62. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности. - М., 2002. 63. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос., 2001 64. Психология внимания Рибо Т. А..- СПб., 2002 65. Психолого-педагогическая диагностика и обучение умственно отсталых детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, - 2003. 66. Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985 67. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966 68. Роговина М.С. Философские проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966 69. Розов А.И. Память. - М.: Знания, 1970 70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедизд, 1946 71. Рудик П.А. Психология. - М.: Просвещение, 1955 72. Саранцев Г.И. Методическая подготовка учителя коррекционной школы в современных условиях // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 62 – 68. 73. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике в специальных школах. –М.: ЭКСМО, - 2005. 74. Свияжский А.П. Использования дидактических игр на уроках русского языка в младших классах коррекционной школы VIII вида // Вопр. психол.- 1963. - № 5 75. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. - М.: Владос, 1991 76. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Педагогика, 2003. 77. Слепович Е.С. Игра как эффективное средство развития познавательной сферы детей с задержкой умственного развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №9. - С. 68 – 71. 78. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1967 79. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1985 80. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 2003. 81. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей - М.: Просвещение, 1966 82. Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979 83. Специальная педагогика: учебник. / Под редакцией Н.М. Назаровой. – М.: Академия, - 2004. 84. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993 85. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Издание 3-е. - М.: Учпедизд, 1949 86. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.Практикум.- М.: Просвещение, 1997. 87. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии. Издательство: Владос. - 1995 88. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. 89. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии...- СПб., 2004 90. Хайрушева С.Ж., Лапп Е.А. Формирование произвольной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта в условиях специально организованного обучения. // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 59 – 62. 91. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997 92. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей памяти. - Абакан: АГПИ, 1991 93. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с. 94. Шаповалова О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий: Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, - 2007. 95. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: Питер, - 2004. 96. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, - 1990. 97. Экспериментально-психологические исследования особенностей памяти. - Киров: ГПИ, 1990 98. Эллис Н. Умственно отсталый ребёнок. - М., 2010. 99. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 2001. - № 5 100. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|