Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Целью данного этапа эксперимента являлось:

· Выявление эффективности использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

· Формирование на основе полученных данных системы дидактических игр по математике, направленных на развитие произвольной памяти.

Повторное исследование, проведённое нами после серии дидактических игр используемых на уроке математики с младшими школьниками с нарушениями интеллекта, дали следующие результаты:

 

Диаграмма 1. – Полученные результаты

 

Полученные результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост показателей. Динамика выглядит следующим образом:

 

Диаграмма 2. - Динамика развития различных видов памяти


 

Таблица 1 – Виды памяти

  Непроизвольное пассивное запоминание Непроизвольное активное запоминание Произвольное запоминание
Экспериментальная группа до проведения серии игр 15,5 13,4 10,8
Экспериментальная группа после проведения серии игр 16 15,1 12,7
Средний прирост по каждому виду памяти 0,5 1,7 1,9

 

Как видно из полученных данных в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание – 0,5.

Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.

Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

В подтверждение вышесказанного приводим результаты контрольной работы по изученной теме в обеих группах, проведённой через 5 дней после прохождения эксперимента:

 


 

Таблица 2 - Результаты экспериментальной группы

Имена Детей (возраст 9-10 лет) Оценка за контрольную работу по теме «Нумерации чисел первого десятка»
1 Аня 4
2 Дима 4
3 Илья 5
4 Инна 5
5 Лева 5
6 Матвей 5
7 Маша 4
8 Наташа 4
9 Полина 3

Средний результат по группе

4,3

 

Таблица 3. - Результаты контрольной группы

Имена Детей (возраст 9-10 лет) Оценка за контрольную работу по теме «Нумерации чисел первого десятка»
1 Зина 4
2 Наталья 3
3 Пётр 3
4 Алексей 3
5 Оксана 5
6 Валя 4
7 Лёня 5
8 Сергей 5
9 Вова 4

Средний результат по группе

4

 

Как видно из приведённых данных участники эксперимента намного лучше усвоили материал, и даже спустя пять дней у большинства младших школьников – результаты оказались выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, мы можем говорить о том, что использование предложенной системы дидактических игр положительно сказывается на произвольном запоминании младших школьников с нарушениями интеллекта и способствует переводу полученных данных в долговременную память.

 


 

Заключение

 

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений.

В нашей квалификационной работе мы сделали попытку охарактеризовать и обобщить основные теории изучения механизмов памяти, представленные в современной научной литературе; рассмотреть своеобразия процессов памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Проведенное нами эмпирическое исследование выявило специфические особенности становления и протекания мнемических процессов у  младших школьников с нарушениями интеллекта.

Причины нарушений в развитии памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены различными факторами: органическое поражение головного мозга, дефекты центральной нервной системы. В связи с этим у детей с проблемами в развитии наблюдаются разнообразные нарушения памяти: уменьшенный объем памяти; значительное количествоискажений при воспроизведении материала; логическая и механическая память находятся на низком уровне.

В нашей работе мы констатируем, что произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития.

Известно, что в учебном процессе ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию, так как на нем базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Поэтому мы разработали систему дидактических игр для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие произвольной памяти; на развитие произвольного запоминания, а так же на развитие умения пользоваться рациональными мнемическими приемами.

Наиболее неразвитым оказывается произвольное запоминание. Непроизвольная пассивная память у большинства учащихся оказаться сохранной или даже хорошо сформированной (7 из 9 в экспериментальной группе и 9 из 9 в контрольной группе). При предъявлении картинок, учащиеся, запоминали лишь внешние признаки предметов и явлений.

Большие трудности у исследуемой категории детей вызывала необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от предложенной тему.

Произвольное запоминание оказалось наименее развитой формой памяти. Как указывают Т. А. Власова [12], М. С. Певзнер [12] снижение произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями есть одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

Для успешного произвольного запоминания необходимо сформировать значимые мотивы у детей. Чтобы лучше проходило запоминание предъявляемого материала у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы необходимо разыграть его содержание с помощью игрушек.

Таким образом, для решения поставленных в исследовании задач мы выбрали дидактическую игру, как оптимальный инструмент развития произвольной памяти данной категории учащихся. Дидактическую игру, как одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами отмечал К.Д. Ушинский [89]. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.

Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Нами была разработана и система дидактических игр, апробация данной системы успешно прошла на уроках математики в младших классах «Школы – центра дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска.

Полученные нами результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост показателей. Полученные нами данне показали, что в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание – 0,5.

Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.

Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

В процессе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель нашей дипломной работы.

Результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов и педагогов, работающих в системе коррекционно-образовательных учреждений VIII вида, а так же студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология».

 

 


 

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания. Питер, 2001.

2. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности // Вопросы психологии. - 2007. - №8. - С. 31 – 35.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 1999.

4. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991

5. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта в различных условиях обучения // Дефектология. - 2004. - №6. – С. 42 – 48.

6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.

8. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №2. - С. 13 – 17.

9. Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974

10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2002.

11. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под-ростков с отклонениями в развитии / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой. – М.: Академия, 2003.

12. Вопросы социализации личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под редакцией В.И.Кузищина. Мурманск ОНМЦ, 2001.

13. Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. - М.: Просвещение, 1982

14. Гаврилушкина О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32.

15. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. – М.: Педагогика. 2000.

16. Гальперина П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

17. Гнедова Н.М. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников // Моделирование и обучение: Сб. науч. тр. - Мурманск: МГПИ, 2005.

18. Григонисом А. В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного материала у младших школьников с проблемами развития. // Психологическая наука и образование. - 2007. - №2. - С. 95 – 98.

19. Джеймс У.Научные основы психологии. - М., 2003.

20. Добрынин Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии 1, 1989

21. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2001.

22. Дунаева З.М., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №12. - С. 61 – 66.

23. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2009. - №3. - С. 6 – 11.

24. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1. - С. 49 – 54.

25. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - №1. - С. 5 – 8.

26. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учебник. – М.: МарТ. - 2004. –С. 410.

27. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1990.

28. Занков Л.В. Память школьника. - М.: Наука, 1994

29. Занков Л.В. Развитие умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1995. Зубрилин А.А. Методология игровой деятельности в обучении // Педагогика. - 2008. - №8. - С. 47 – 51.

30. Илюшенко А.С., Астафьев И.О. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 – 63.

31. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.: Просвещение, 1991

32. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М: Просвещение, 1997.

33. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978

34. Карнеги Дейл Малоизвестные факты из жизни известных людей- М., 2005.

35. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2000.

36. Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000

37. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Педагогика, 1990.

38. Коррекционная педагогика: Учебник / Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.: «МарТ», - 2004. – с. 421.

39. Корсаков И.А. Наедине с памятью. - М.: Эйдос, 1993

40. Костровский Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 32 – 37.

41. Кразова И.С. Из истории разработки методов выявления умственной отсталости у детей // Педагогика. - 2007. - №8. - С. 55 – 57.

42. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, - 2004.

43. Круглова Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебного процесса: учебное пособие. – М.: Велби, - 2006. Куликова Т.А. Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Воспитание в школе. - 2008. - №9. - С. 55 – 60.

44. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989

45. Левченко И.Ю. Кисилева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Книголюб, - 2007.

46. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Просвещение, 1979

47. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979

48. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. - М., 1931

49. Лешин В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами заболеваний // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 71 – 74.

50. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М., 2000.

51. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Просвещение, 1966

52. Ляудис Н.В. Память в процессе развития. - М.: Владос, 1991

53. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. - М.: АПН, 1956

54. Маркова А.К., Лидерс А.Г. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, - 2002.

55. Матюгина И.Ю. Как развивать память. - М.: Просвещение, 1978

56. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 50 – 54.

57. Наследов Д.А. Математические методы обработки информации в психологии. – М.: Проспект, - 2006.

58. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999

59. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Гардарики, - 2006.

60. Павлов И. П. Рефлекс цели - М., 2008.

61. Петричук И.И. Еще раз об игре. // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 55 – 57.

62. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности. - М., 2002.

63. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос., 2001

64. Психология внимания Рибо Т. А..- СПб., 2002

65. Психолого-педагогическая диагностика и обучение умственно отсталых детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, - 2003.

66. Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985

67. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966

68. Роговина М.С. Философские проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966

69. Розов А.И. Память. - М.: Знания, 1970

70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедизд, 1946

71. Рудик П.А. Психология. - М.: Просвещение, 1955

72. Саранцев Г.И. Методическая подготовка учителя коррекционной школы в современных условиях // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 62 – 68.

73. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике в специальных школах. –М.: ЭКСМО, - 2005.

74. Свияжский А.П. Использования дидактических игр на уроках русского языка в младших классах коррекционной школы VIII вида // Вопр. психол.- 1963. - № 5

75. Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. - М.: Владос, 1991

76. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Педагогика, 2003.

77. Слепович Е.С. Игра как эффективное средство развития познавательной сферы детей с задержкой умственного развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №9. - С. 68 – 71.

78. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1967

79. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1985

80. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 2003.

81. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей - М.: Просвещение, 1966

82. Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979

83. Специальная педагогика: учебник. / Под редакцией Н.М. Назаровой. – М.: Академия, - 2004.

84. Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993

85. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Издание 3-е. - М.: Учпедизд, 1949

86. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.Практикум.- М.: Просвещение, 1997.

87. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии. Издательство: Владос. - 1995

88. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

89. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии...- СПб., 2004

90. Хайрушева С.Ж., Лапп Е.А. Формирование произвольной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта в условиях специально организованного обучения. // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 59 – 62.

91. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997

92. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей памяти. - Абакан: АГПИ, 1991

93. Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.

94. Шаповалова О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий: Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, - 2007.

95. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: Питер, - 2004.

96. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, - 1990.

97. Экспериментально-психологические исследования особенностей памяти. - Киров: ГПИ, 1990

98. Эллис Н. Умственно отсталый ребёнок. - М., 2010.

99. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 2001. - № 5

100. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1993.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...