Самостоятельная работа № 1. Вопрос 1. Предмет и задачи патофизиологии, взаимосвязь с другими медицинскими дисциплинами, значение ее для клинической и профилактической медицины
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Вопрос 1. Предмет и задачи патофизиологии, взаимосвязь с другими медицинскими дисциплинами, значение ее для клинической и профилактической медицины Патологическая физиология – наука, изучающая механизмы развития и исходы патологических процессов или патофизиология – это наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Патофизиология изучает вопросы этиологии (причины и условия возникновения болезни), патогенез (механизмы развития заболевания) и саногенез (механизмы защиты, направленные на восстановление нарушенной саморегуляции). Курс патологической физиологии делят на 3 части. 1. -Нозология – учение о болезни. Патологическая физиология исследует патологический процесс и болезнь в целом, ее отдельные стадии, механизмы выздоровления. Патологический процесс – сочетание местных и общих реакций, возникающих в организме в ответ на повреждающее действие болезнетворного фактора. 2. Типовые патологические процессы (компоненты различных болезней). К ним относятся расстройства местного кровообращения, воспаление, наиболее общие нарушения обмена веществ, аллергия и опухоли и др. 3. Частная патологическая физиология изучает патологию отдельных органов и систем. Используются физиологические, биохимические, морфологические методы исследования. Также для изучения клинической физиологии используются методы: клинические наблюдения, эксперимент, клинико-патофизиологические, метод парабиоза, метод тканевых культур.
Вопрос 2. Основные этапы развития патофизиологии. Гуморальная и солидарная теории патологии; ятрофизическое и ятрохимическое направление в медицине. Клеточная патология Вирхова, ее положительное и отрицательное влияние на развитие
медицины Основоположник медицины – Гиппократ (5 в до н. э. ) полагал, что организм человека построен из 4 родов жидкости: крови, слизи, желчи. Их слияние обеспечивает здоровье. Болезни возникали в результате внешних воздействий, вызывающие неправильное смешение или загрязнения этих жидкостей. Наряду с гуморальной существовала и солидарная (solidus-твердый) теория патологии, основанная на учении Демокрита. Согласно ей, болезни возникали из-за изменения плотности тела, расположение твердых частиц ткани вследствие хаотичного движения атомов. К эпохе разложения феодализма и возникновения капитализма, формировались два направления в медицине – натрохимические и натрофизические (натрос-врач)натрохимики, натрофизики. Они объясняли сущность болезни изменениеми химического состава соков организма, преимущественно пищеварения и крови. Р. Вирхов (1821-1902)создал целлюлярную (клеточную) теорию патологии, согласно которой всякий патологический процесс представляет собой сумму клеточных изменений. Она являлась первой теорией, объясняющей сущность болезни. У этой теории были и недостатки: 1. Витализм, выражающийся в придании им особых свойств. 2. Метафизичность. Повреждения рассматривались изолированно. 3. Механицизм, как органы клеточного государства, а болезнь, как поражение отдельных клеток. 4. Отрицательное отношение к теории Дарвина.
Вопрос 3. Основные этапы развития отечественной патофизиологии, ее особенности, принципы (эволюционный – И. И. Мечникова, нервизма – И. И. Сеченова, С. П. Боткина, И. П. Павлова). Методы патофизиологии, экспериментальное моделирование болезней Огромный вклад в патологическую физиологию был сделан Ильей Ильичом Мечниковым (1845-1916). Им разработан сравнительно-эволюционный метод исследования, он занимался вопросами иммунологии, микробиологии, геронтологии (основал этот раздел науки и дал ему название), философии, демографии. Он открыл явление фагоцитоза, сформулировал эволюционно-приспособительную теорию воспалительной реакции, заложил основы клеточной теории иммунитета (за работы в этой области в 1909 г. И. И. Мечников был совместно с Паулем Эрлихом удостоен Нобелевской премии), открыл новый класс антител - цитотоксины, т. е. антитела к чужеродным клеткам, создав тем самым основу теории аутоиммунных процессов.
Созданием материалистических основ физиологии и патофизиологии медицинская наука обязана И. М. Сеченову, С. П. Боткину, И. П. Павлову. И. М. Сеченов впервые высказал положение о рефлекторной природе психических процессов. Своими исследованиями ЦНС он обосновал необходимость изучения организма как целого в его реакциях на воздействия внешней среды. С. П. Боткин признавал важное значение нервной системы в патогенезе заболеваний и необходимости индивидуального подхода в лечении больного. Особенно яркое обоснование этих идей было сделано в учении И. П. Павлова о ВНД. Он рассматривал реакции организма как целого, в его неразрывном единстве с внешней средой. Крупнейшим отечественным патофизиологом является ученик И. М. Сеченова профессор Виктор Васильевич Пашутин (1845-1901), который в 1874 г. в Казани возглавил кафедру общей патологии Казанского университета. В дальнейшем он руководил кафедрой общей и экспериментальной патологии Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В. В. Пашутин первым внедрил в медицину термин «патологическая физиология» и фактически основал ее как науку. В. В. Пашутин считал патологическую физиологию «философией медицины». Он доказал авитаминозную природу цинги, создал учение о кислородном голодании тканей (гипоксии), занимался изучением пищеварения, функций эндокринных желез. Г. П. Сахаров (1873-1953) возглавлял кафедру общей патологии (а затем - патологической физиологии) медицинского факультета Московского университета с 1914 по 1929 гг. Г. П. Сахаров открыл явление сывороточной анафилаксии, описал изменения в тканях при местном аллергическом воспалении (феномен Артюса- Сахарова).
Одним из крупнейших украинских патофизиологов был А. А. Богомолец (1881-1946), создавший учение о физиологической системе соединительной ткани. Он показал, что соединительная ткань является одной из самых активных в организме, принимая участие во многих физиологических и патологических процессах. Изучал проблемы долголетия. Ученик А. А. Богомольца Н. Н. Зайко разрабатывал теорию патогенеза трофических расстройств при повреждении чувствительного нерва и исследовал механизмы нейрогенных дистрофий. Академик РАМН Андрей Дмитриевич Адо и его школа создали новое направление в изучении аллергических процессов. Он заложил основы аллергологии, как самостоятельной науки, создал первую в стране аллергологическую лабораторию. Академик РАМН В. А. Неговский считается основоположником реаниматологии. Он разработал патофизиологические основы реанимации организма, находящегося в состоянии клинической смерти, создал учение о постреанимационной болезни. В. А. Неговский основал сначала лабораторию, а затем Институт общей реаниматологии АМН СССР. Крупные работы в области патологии нервной деятельности, а также в проблеме формирования и функционирования патологических систем принадлежат академику РАМН Г. Н. Крыжановскому, им было создано Международное общество патофизиологов. Таковы основные этапы развития отечественной патофизиологической науки. Патофизиология применяет физиологические, биохимические, биофизические, морфологические методы исследования. Кроме того, она имеет и свой собственный метод: экспериментальное моделирование патологических процессов на животных, то есть создание в эксперименте модели болезни человека. При этом необходимо максимально приблизить патологический процесс, вызываемый у животного, к болезни человека и на основе этого разработать новые методы диагностики и лечения. Для того, чтобы можно было экстраполировать (перенести) результаты экспериментов на животных на человеческий организм, необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, необходимо подобрать такой вид животного, у которого данный вид патологического процесса будет развиваться аналогично соответствующему заболеванию человека.
Во-вторых, этиологический фактор у животного должен инициировать динамику процесса, близкую к той, которая характерна для соответствующего заболевания человека. В-третьих, моделируя тот или иной патологический процесс, необходимо учитывать сходство (или различие) метаболизма конкретного вида животных с таковым в организме человека. В-четвертых, при моделировании патологического процесса в опытах на животных необходимо учитывать то, что организм любого животного отличен от организма человека. Прежде чем переносить данные эксперимента в клиническую практику, следует ставить одни и те же эксперименты на животных различных видов. В-пятых, проводя моделирование на животных, необходимо строго соблюдать правила гуманного обращения с ними (эксперименты проводить под наркозом, умерщвление животных осуществлять методами эвтаназии (безболезненной смерти без мучений)). Для изучения патологических процессов применяются следующие экспериментальные методы. Методика выключения состоит в удалении того или иного органа хирургическим или каким-либо другим воздействием (тепло, холод, радиация, фармакологические средства и др. ). Методика раздражения служит для того, чтобы вызывать изменение функции того или иного органа. Введение в организм различных веществ (гормонов, ферментов и их ингибиторов, антигенов и т. д. ) широко применяется в патофизиологии. Методика изолированных органов и тканевых культур - дает важную информацию о сущности патологических процессов. Важную роль играет сравнительно-эволюционный метод. Например, воспаление, лихорадка возникали и усложнялись в эволюции в связи с усложнением и совершенствованием защитных и приспособительных реакций организма на изменяющиеся условия существования. Кроме эксперимента на животных, применяется моделирование патологии - физическое (на животных и человеке с использованием искусственных физических систем (искусственных сердца, почки, крови и др. )), и, формализованное (компьютерное, математическое, логическое).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|