«Мы погреемся немножко». Дыхание
«Мы погреемся немножко» Дети выполняют движения вместе со взрослым. Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки: Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Все вместе хлопают в ладоши. ) Ножки тоже мы погреем, Мы попрыгаем скорее. Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (Все подпрыгивают на месте. ) Рукавицы мы надели, Не боимся мы метели. Да! Да! Да! Да! (Все имитируют надевание рукавиц. ) Мы с морозом подружились, Как снежинки закружились. Так! Так! Так! Так! (Все кружатся. ) «Три весёлых братца» Взрослый и дети идут по кругу в хороводе. Взрослый проговаривает стихи: Три весёлых братца Гуляли по двору. Три весёлых братца Затеяли игру. (Все останавливаются. ) Кивали все головками: Ник-ник-ник. (Все качают головами вправо, влево. ) Пальчиками ловкими: Чик-чик-чик. (Все стучат указательными пальцами друг о друга. ) Делали ладошками: Хлоп-хлоп-хлоп. (Все хлопают в ладоши. ) Топали ножками: Топ-ТОП-ТОП. (Все топают ногами. ) Дыхание Нормальное дыхание происходит через носовую полость. Детям с синдромом Дауна бывает трудно делать выдох, поскольку они недостаточно хорошо могут управлять работой основной дыхательной мышцы - диафрагмы - и других дыхательных мышц, когда им необходимо вытолкнуть воздух из грудной клетки. Существует два типа дыхания. Первый - верхнерёберное или просто реберное дыхание. При нем действует только верхняя часть груди и лёгких, и, следовательно, в лёгкие входит лишь небольшое количество воздуха. Этот способ дыхания часто можно наблюдать у детей, и он нормален для них, но такое дыхание не позволяет делать ни глубоких вздохов, ни глубоких выдохов. Вспомните, как дышит ребенок, когда спит. Это и есть реберное дыхание.
Поскольку сила звука и вообще способность внятно произносить что-то зависит от хорошего полноценного выдоха, реберного дыхания оказывается недостаточно, при работе по развитию речи обязательно уделяется внимание тренировке другого типа дыхания, которое сопровождается сильным полноценным выдохом. Второй тип дыхания - нижнерёберное или диафрагмаль-ное. При диафрагмальном вдохе диафрагма выгибается и, напирая на брюшные мышцы, расширяет объем легких, впуская в них воздух, а при выдохе наоборот уплощается, надавливая на легкие, и заставляет воздух покинуть их. Помните, как мы переводим дух? Это и есть диафрагмальный вдох и выдох. Обычный человек не замечает, как меняется его дыхание при произнесении слов, поскольку он с детских лет нормально мог регулировать свое дыхание. А вот ребенку с синдромом Дауна часто необходима специальная тренировка диафраг-мального выдоха и, соответственно, так называемого речевого дыхания. Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении тела, а тело расслабляется лучше всего, когда человек лежит. Первое время упражнения нужно проводить, лёжа на спине. Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Всё нацелено на то, чтобы научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Суть в том, что нужно, чтобы ребенок почувствовал свое естественное дыхание при говорении - вдох носом, выдох ртом. Именно эти упражнения, тренирующие правильный речевой выдох, и надо усвоить нашим детям. Они сначала проводятся в положении лежа, затем, по прошествии времени и какого-то количества занятий, - сидя и стоя, а потом и в движении. Ожидать от маленького ребенка, что он выполнит инструкцию типа: «Вдохни носом, выдыхай ртом» - не стоит, поэтому в этих упражнениях мы сможем опираться на подражательные
способности малыша. Важно показать ему, что надо сделать, причем показать очень наглядно, сохраняя при этом приветливость и помня о том, что дыхание можно только почувствовать! Будет лучше всего, если вы будете играть с ребенком, чтобы ему было интересно происходящее, а попутно давать точные и короткие комментарии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|