Педагогическая культурология в деятельности учреждений искусств и культурно-просветительной работы 4 глава
Кто-то усваивает лишь самые элементарные основы культуры, кто-то достигает энциклопедических знаний и подлинных высот интеллектуально-эстетического творчества, но специфика цивилизованного общества проявляется в том, что каждый рожденный на земле индивид в большей или меньшей мере становится субъектом социально-культурной деятельности. Третье направление, обеспечивающее связь эпох, преемственность культуры и передачу ее достижений из поколения в поколение, выразилось в деятельности музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры, исторической памяти, национально-культурного наследия. Четвертое, ориентированное на распространение ценностей культуры, относится к деятельности лекторов, экскурсоводов, работников средств массовой информации и различных форм культурно–просветительной деятельности. В первую очередь оно объединило людей, получивших право носить высокое звание Учитель и посвятивших себя решению сложнейшей задачи руководства процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений мировой и отечественной культуры: - педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации; - социальных педагогов, осуществляющих регулирование многоаспектных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде. Пятое направление, концентрирующееся на дальнейшем развитии культуры, обогащении ее содержания, расширении форм ее проявления и представленное, в первую очередь, менеджерами социально–культурной сферы, приняло на себя организационно–посреднические, административно–управленческие и психолого–педагогические функции стимулирования познавательно–образовательной, художественно–творческой, развлекательно–игровой, спортивно–оздоровительной и иных видов активности в области культуры.
Любое из приведенных направлений социально-культурной деятельности органически взаимосвязано с остальными, составляя единый культурный процесс. Однако у каждого из них своя специфика, свой предмет, своя методика, своя история развития. Одни направления, такие, как создание ценностей культуры или функционирование образовательных учреждений, обеспечивающих их освоение, появились вместе с цивилизацией и утвердили себя как непреложные компоненты жизни любого общества. Другие – такие, как организация социально-культурной деятельности, – относительно молоды и лишь сегодня отрабатывают свои категориально–понятийный аппарат, принципы, механизмы и технологии. Перечисленные выше аспекты социально–культурной деятельности далеко не исчерпывают все ее многообразие, и совершенно естественно, что эта форма духовной жизни вызывает интерес философии, социологии, социальной психологии, педагогики, этнологии, семиотики, экономики, теории управления и ряда других наук. Однако интегральное решение проблемы роли и места социально-культурной деятельности в жизни человека и общества оказалось возможным осуществить лишь в настоящее время благодаря завершению многовекового процесса становления единой науки о культуре – культурологии, которая призвана обеспечить комплексное осмысление закономерностей происхождения, развития и функционирования современной культуры, раскрытие структуры и специфики духовного производства и воспроизводства, разносторонний анализ созданных и создаваемых национальных и общечеловеческих ценностей.
В рамках этой научной дисциплины, сегодня развивается фундаментальная, теоретическая культурология, которая концентрируется на обосновании общих закономерностей возникновения, становления и функционирования культуры, и прикладная культурология, призванная раскрыть социальные технологии создания благоприятной культурной среды, приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры. Прикладная культурология исходит из необходимости раскрытия механизма формирования в каждом человеке повседневной, практической культуры, которая обеспечивает самоконтроль социального бытия, утверждает культуру труда, познания, быта, досуга, семейных отношений, делового и неформального общения. Развитие прикладной культурологии в условиях современной России предопределено, в частности, и кризисной социально-культурной ситуацией, которую переживает наше общество. Сфера культуры оказалась еще менее подготовленной к переходу на новое качество духовной жизни, чем экономика или социология, и это породило ряд негативных процессов, нанесших существенный урон обществу и государству. Мы провозгласили лозунг возрождения российской культуры, но, не конкретизировав ни содержание, ни методику решения этой задачи, практически в течение ряда лет не добились никакого прогресса. Мы попытались широко открыть двери зарубежным образцам культуры, но в условиях полной незащищенности национально-культурного достояния России в них мутным потоком хлынули не шедевры искусства Запада и Востока, а отвергнутые в Америке, Западной Европе и Юго-Восточной Азии образцы псевдокультуры. Отказавшись от диктата атеизма, мы ударились в противоположную крайность, стремясь возложить на церковь социально-культурные функции, которые она в силу своей природы и ряда субъективных факторов не в состоянии реализовать. Наконец, справедливо отвергая тоталитарные принципы руководства культурой в годы советской власти, мы попытались перечеркнуть и несомненно прогрессивное, что было связано с ликвидацией неграмотности и малограмотности, развитием художественной самодеятельности, широкой общедоступностью духовных ценностей для всех граждан страны.
Практика, тем не менее, убедительно показала, что самого факта предоставления широких свобод во всех формах духовной жизни для подлинного развития социально-культурной деятельности явно недостаточно. В дополнение к свободе и демократии государство и общество должны выработать и реализовать систему организации духовной жизни, которая: - обеспечила бы создание, функционирование и последовательное обновление культурной среды и инфраструктуры социально-культурной сферы, отвечающей требованиям информационного общества XXI века; - опиралась на профессионально подготовленных специалистов, владеющих методикой вовлечения разных групп населения в мир культуры и обладающих способностью возглавить процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры: - всесторонне стимулировала формирование высоких духовных интересов и потребностей людей и способов их удовлетворения, развитие социально-культурной активности, проявление культуры труда, познания, общения, быта и досуга. Социально-ориентированная культурная политика, утверждения культуры во всех сферах жизнедеятельности, подготовка специалистов социально-культурной сферы, создание благоприятной культурной среды, нравственно-эстетическое воспитание и формирование умений и навыков культурной деятельности у подрастающих поколений опираются на философию, социологию, психологию, педагогику, теоретическую культурологию, другие направления гуманитарного знания, но ведущей дисциплиной, обеспечивающей научное осмысление этих процессов, выступает прикладная культурология. Это направление науки и социальной практики приняло на себя разработку методологии, методики и организации социально-культурной деятельности, раскрытие механизма изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовных интересов и потребностей людей, обоснование технологии вовлечения человека в процесс освоения и воссоздания ценностей культуры, в социально-культурное творчество.
Целевая установка прикладной культурологии – вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляет социально-культурная деятельность, а методика осуществления поставленной цели строится на принципах социальной педагогики, на технологии педагогики сотворчества. Как наука о культурных процессах, закономерностях их протекания и механизмах регулирования, прикладная культурология обращена к практической, повседневной культуре, обеспечивая устойчивую регуляцию социально-культурного бытия в сфере труда, познания, общения, семейных отношений, социального, технического, художественного творчества, досуга, иных областей жизнедеятельности. Она призвана придать нравственно–эстетический смысл изучаемым на разных этапах обучения наукам, а в условиях профессиональной деятельности – раскрыть ее социально–культурные аспекты. Она может и должна способствовать выявлению приоритетов национально-культурного развития, стимулировать решение многих других задач совершенствования социально-культурной практики. Однако реализация культуросозидающего потенциала прикладной культурологии находится в прямой зависимости от ее способности ориентироваться на эталоны и идеалы самых высоких достижений общечеловеческой и отечественной культуры, в повседневной жизни реализовывать ведущие концепции фундаментальной (теоретической) культурологии, которая, в свою очередь, интегрирует достижения философии, этнографии, антропологии, филологии, семиотики, социологии; истории художественной, религиозной, экономической, политической, нравственной, правовой, экологической, физической культуры и других наук, изучающих кардинальные проблемы культуры на современном этапе развития цивилизации, постигающие непреходящие ценности человечества. Прикладная культурология строится на обоснованной фундаментальной культурологией классификации функций культуры (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Э.В.Соколов) и вытекающих из них направлениях социально-культурной деятельности: на идее многообразия и обеспечения диалога и взаимовлияния культур (С.Н.Артановский, С.Н.Иконникова, Э.А.Орлова), на концепции эволюционизма (Э.Тайлор, Л.Морган), диффузионизма (Ф.Ратцель, Т.Хейердал и др.), на принципах социодинамики культуры (М.Вебер, П.Сорокин), на теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, В.Шубарт) как методологической базе дифференциации и интеграции современных технологий вовлечения разных групп населения в мир культуры.
Принятые прикладной культурологией механизмы культурно-просветительной деятельности и методика стимулирования социально-культурного творчества опираются на раскрытые в русской философии и культурологии концепции сохранения и дальнейшего обогащения традиций духовной жизни и духовного наследия россиян (Н.Я.Чаадаев, В.О.Ключевский, В.С.Соловьев, П.Н.Милюков. Н.А.Бердяев, Д.С.Лихачев и др.); на этнических концепциях культуры и игровых формах социально-культурной деятельности (И.Хейзинга, Э.Берн); на разработанной в философии, психологии и фундаментальной культурологии концепции формирования духовного мира человека и личностно ориентированного процесса приобщения индивида к культуре (Э.Фромм, З.Фрейд, С.Л.Франк, В.В.Розанов, Л.Карсавин, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.); на обоснованной в современной философии, этнологии и семиотике теории развития празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности (Э.Кассирер, К.Леви-Строс, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Л.Уайт, Ю.М.Лотман). Дифференциальная культурология, ее требования учета специфики формирования культуры различных социальных общностей (половозрастных групп, профессий, классов, сословий, других слоев населения), равно как культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) стали основой дифференцированного подхода к отбору методики приобщения разных групп населения к достижениям мировой и отечественной культуры. Принципиальное значение для прикладной культурологии приобрели концепция реализации нравственно-эстетического потенциала культуры в философии И. Канта; методология использования художественной культуры как средства духовного развития личности (А.Я.Зиев, М.С.Каган, Ю.В.Петров, К.Б.Соколов, Ю.У.Фохт-Бабушкин); традиции народной культуры, разработанные Институтом художественного образования Российской Академии образования, методики эстетического воспитания средствами искусства (фольклор, театр, кино, изобразительное искусство и т. п.). Существенную роль в научном осмыслении социально-культурной деятельности сыграл закон приоритетности культуры в общественном развитии (С.С.Аверинцев, А.И.Арнольдов, В.С.Библер, М.Вебер, Э.В.Ильенков, Э.С.Маркарян, Х.Ортега-и-Гасет, А.Швейцер, К.Ясперс), который способствовал разработке эффективного механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения. Для проективной культурологии и определения ориентиров культурной политики существенное значение приобрели прогностические концепции культуры конца второго – начала третьего тысячелетия (О.Тоффнер, Ж.Дюмазедье, Ф.Фукуяма, И.В.Бестужев-Лада и др.). Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества, вступающего в третье тысячелетие, обеспечить: - научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности; - осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере; - эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов; - разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций; - передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта; - обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики. Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется: - в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно-оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы; - в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение; - в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций; - в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества. Ценности культуры, утверждаемые средствами прикладной культурологии, отражают богатство и многообразие культуросозидающей деятельности человека и широту критериев ее оценки. Это: - витально-биологические ценности, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности, внешности; - социальные ценности, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейно-бытовой сфере; - политические ценности, закрепляющие свободы, права и обязанности гражданина; - моральные ценности, вытекающие из принятого в обществе кодекса чести; - эстетические ценности, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии; - научные ценности, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания; - религиозные ценности, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра. Приведенные выше ценности могут носить характер общечеловеческих, национальных, религиозных, групповых, личностных; могут одновременно удовлетворять и общечеловеческим, и национальным, и любым иным критериям. Механизм их усвоения, естественно, учитывает специфику определенных ценностей, но во всех случаях он должен строиться на технологии, органично соединившей в себе методы формирования общественного сознания (информирование, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение) и методы вовлечения в социально-культурную деятельность, посредством которой знания преобразуются в убеждения, нормы и принципы поведения. Если культуру рассматривать как систему надбиологических программ человеческой деятельности, которые включают в себя идеалы, мировоззренческие ориентации, верования, предписания, нормы поведения, образцы деятельности, и в первую очередь совокупность знаний о мире, обществе, макро- и микросреде, основах наук, ценностях искусства и других компонентах, составляющих социально-исторический опыт человечества, то прикладная культурология призвана обосновать и реализовать методы, технологии, механизмы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации индивида, вовлечения его в социум и мир культуры. В этой связи правомерно утверждать фундаментальную зависимость современной цивилизации от эффективности прикладной культурологии какобласти научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры начала третьего тысячелетия. Конкретизируя роль прикладной культурологии в решении этой проблемной задачи, в первую очередь, целесообразно видеть ее: - в обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее – самого человека; - в раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства; - во внедрении эффективных методик формирования способности человека включиться в процесс непрерывного образования, постичь информационные технологии XXI века, познать себя, реализовать свои творческие потенции. Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретает гуманистическая философия Альберта Швейцера[22], который видел в культуре «совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов». Несущая конструкция, стержень культуры по А.Швейцеру – в ее нравственном содержании. Прогресс культуры находится в прямой зависимости от возрождения и постоянного совершенствования ее нравственного характера и в непреложном формировании в рамках современной культуры жизнеутверждающего мировоззрения, которое включало бы в себя нравственно-эстетические, экологические и космические императивы. Следует заметить, что А. Швейцер говорил об экологии и космическом мышлении задолго до прорыва в космос Ю.Гагарина и чернобыльской катастрофы, подобно В.И.Вернадскому, обогнав мышление современников по крайней мере на столетие. Столь же прогрессивна и швейцеровская методология вовлечения человека в мир культуры, исходящая из того, что «способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя ее, зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным существом». Эта позиция в значительной мере перекликается с концепцией П.Тейяра де Шардена[23], которая, опираясь на веру в творческие и познавательные (рациональные) способности человека, определяет культуру как явление, возлагающее на человека ответственность (любовь) за отношения с окружающей природой и людьми (дух Земли), за развитие духовности. Значимость прикладной культурологии как средства научного обеспечения процесса вовлечения человека в мир культуры проявляется уже на стадии определения самого понятия культуры. Э.С.Маркарян[24], к примеру, подчеркивает, что культура – это «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Выработать эти механизмы и обосновать их эффективность и призвана прикладная культурология. Механизм постижения ценностей культуры взаимосвязан со спецификой сложившейся культурной среды, с уровнем развития средств трансляции этих ценностей, с особенностями восприятия тех или иных явлений и процессов культуры. Непреложным условием усвоения определенных ценностей или способов культурной деятельности должно быть, как минимум, их наличие в окружающей микросреде. Не будь в детстве общения с пианино, скрипкой или виолончелью, не было бы в истории отечественной и мировой музыкальной культуры феномена С.Рихтера, Д.Ойстраха или М.Ростроповича. Чтобы оценить и полюбить музыкальное искусство, нужно не раз ощутить магию оперного или балетного спектакля, погрузиться в волшебный мир симфонического оркестра, почувствовать восприятие прекрасного теми, кто сидит рядом с тобой в оперном театре или зале филармонии. И в этой связи нельзя не отметить, что ущербность нашей системы эстетического воспитания во многом связана с тем, что миллионы и миллионы россиян за всю свою жизнь ни разу не общались с подлинными образцами высокого искусства, не познали его сами и не могли передать эстафету художественной культуры своим детям. Постигая ценности культуры, человек в первую очередь усваивает наиболее простое, доступное, вызывающее ассоциации. На экране телевизора, по радио, в магазине, в рекламе, из окон домов люди постоянно видят и слышат далеко не лучшие образцы зарубежной поп-музыки, одежды, прически, поведения. В то же время с шедеврами музыки, с оперными певцами, с русскими народными ансамблями песни и пляски мы встречаемся на телеэкране не так часто. И надо ли в этой ситуации удивляться тому, что современная молодежь не воспринимает многие традиционные формы национальной культуры, не в состоянии по достоинству оценить ее подлинные шедевры? На процессе усвоения культуры явно отрицательно сказывается и так называемая «кнопочная» методика проведения домашнего досуга, когда человек, оперируя телевизором, компьютером, приемником, музыкальным центром или иными атрибутами современных средств информации, лишает себя творческого процесса чтения, обмена письмами, а главное, проявления социально-культурной активности. Одна из узловых и наиболее сложных задач прикладной культурологии связана с формированием у разных групп населения, и в первую очередь молодежи, системы ценностных ориентаций. Специфика общечеловеческих, национальных, региональных или иных ценностей культуры проявляется в том, что они интегрируют в себе не только необходимое, но и желаемое, не только нормы, но и идеалы, которыми живет данное общество. Ценности культуры нельзя навязать силой. Добро, любовь или дружеские отношения могут быть результатом только свободного, активного, интериоризированного, личностно осмысленного выбора. Эти ценности нельзя заставить принять или отвергнуть, они должны быть восприняты сердцем, а это предопределяет необходимость сделать стержнем вовлечения человека в мир ценностей культуры методику воздействия на его эмоциональную сферу. Сверхзадача прикладной культурологии – превратить ценности культуры из «вещи в себе» в «вещь для нас», реализовать созидающий потенциал культуры, сделать его доступным каждому человеку. Средствами решения этой задачи выступают система непрерывного образования; просветительная деятельность телевидения, радио, периодической печати, учреждений культуры; различные формы любительского творчества и т. д. и т. п. В последние десятилетия все более существенную роль в обеспечении общедоступности ценностей культуры и вовлечении людей в процесс их освоения играет туризм. В США ныне функционирует около 160 тысяч федеральных туристических центров, с помощью которых свыше 280 млн. человек (значительно больше общей численности населения, способного осуществлять туристические поездки) ежегодно знакомятся с национальными парками, музеями, архитектурными ансамблями, с иными достопримечательностями страны. Подобная система освоения достижений национальной и мировой культуры средствами туризма сложилась в Германии, Японии, Великобритании, Франции, других экономически высокоразвитых странах. Еще большую роль в посредничестве между индивидом и культурой сегодня играют технические средства информации, способные донести шедевры человеческого гения персонально до конкретного человека, превратить его повседневный досуг в фактор оптимального сочетания рекреации и духовного обогащения личности. Степень освоения куль-туросозидающего потенциала досуга на рубеже третьего тысячелетия превращается в один из ведущих показателей цивилизованности страны, ее соответствия требованиям формирующегося информационного общества. Одна из ведущих сфер прикладной культурологии связана с экологией отечественной культуры, с сохранением и дальнейшим развитием культурной среды, несущей в себе неповторимые черты духовности, созидания, толерантности и милосердия. Средствами экологического просвещения и вовлечения людей в социально-культурную деятельность прикладная культурология призвана: - помочь россиянам осознать значимость их историко-культурного наследия, непреходящих ценностей памятников истории и культуры, музеев, заповедников, мемориальных зон, связанных со знаменательными событиями отечественной истории, с памятью о выдающихся деятелях науки и культуры, с достижениями архитектуры, строительства, садово-паркового творчества; разносторонне раскрыть огромный вклад российской литературы и искусства в мировую цивилизацию; - формировать у всех групп населения эстетическое восприятие природной среды, осознанную потребность обеспечить ее сохранность и гражданскую ответственность за передачу ее новым поколениям; - на примере Палеха, Гжели, Хохломы, Мстёры, уральских самоцветов, каслинского чугунного литья, вологодских кружев, сибирской резьбы по дереву и иных шедевров прикладного искусства проиллюстрировать богатство и разнообразие традиционного народного творчества, вызвать интерес к нему у подрастающего поколения, которое должно усвоить, сохранить и придать современный колорит этой форме социально-культурной деятельности; - способствовать широкой пропаганде национально-культурного наследия, привлекать разные группы населения, и в первую очередь молодежь, к изучению и постижению фольклорного искусства и празднично-обрядовой культуры народов России, к активному участию в их дальнейшем развитии; - донести до сознания подлинное богатство русского языка как языка межнационального общения народов России и носителя их лучших духовных традиций; - реализовать систему последовательного формирования языковой культуры средствами массовой информации, непрерывного образования, искусства, культурно-досуговой деятельности, рекламы, семейного воспитания; - показать особую роль православной, мусульманской и иных церквей в создании, сохранении и распространении ценностей культуры, в утверждении атмосферы веротерпимости и уважения духовной свободы каждого россиянина, в объединении усилий различных религиозных конфессий в решении стоящих перед обществом социально-культурных задач; - помочь в полной мере осознать необходимость сохранить исторически сложившиеся завоевания российского общества в создании разветвленной сети культурно-просветительных учреждений, в осуществлении эстетического всеобуча детей и молодежи, в обеспечении общедоступности ценностей культуры, в вовлечении разных слоев населения в социально-культурную деятельность, в возникновении и развитии движения благотворительности в сфере культуры, в социальном признании специалистов и общественных организаторов культурного творчества. Становление прикладной культурологии как научной дисциплины находится на начальном этапе. Потребуется немало лет, чтобы с достаточной достоверностью и четкостью сформулировать ее методологические основы, отработать исходный категориально-понятийный аппарат, уточнить структуру, добиться принятия в научных кругах и признания в общественном сознании. Однако анализ совокупного опыта вовлечения различных групп населения в мир культуры и обобщение данных осуществленного нами теоретико-эмпирического исследования позволяют уже сегодня раскрыть ее сущность, выявить ее роль и место в системе гуманитарных наук, определить ее объект, предмет, цели, задачи, обосновать области научного знания и ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики находится на стыке фундаментальной культурологии с другими областями социально-гумани-тарных наук, и в первую очередь педагогики, что позволяет, используя методики этих дисциплин в единстве с оригинальными культуросозидающими технологиями, вырабатывать теоретические концепции и практические рекомендации, направленные на совершенствование условий формирования и развития субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества, человечества), на оптимизацию процессов хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности. Прикладная культурология – отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности. Объект прикладной культурологии – человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет прикладной культурологии – процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|