Педагогическая культурология в деятельности учреждений искусств и культурно-просветительной работы 6 глава
Как справедливо подчеркивает Е.В.Бондаревская, цель личностно ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить в человеке человека, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; утвердить в нем человекообразуюшие, социализирующие и культуросозидаюшие качества. Решать эти задачи возможно в условиях перехода от монолога к диалогу, от социального контроля к педагогически стимулируемому саморазвитию, от управления к самоуправлению, от педагогического диктата к освобождению обучающегося для творчества. Сформулированные Е.В.Бондаревской педагогические принципы, по сути, обосновывают сущность педагогической культурологии, реализуют диалоговую концепцию культуры, поднимают педагогическое воздействие от уровня объяснения до взаимопонимания. И это свидетельствует о широких возможностях использования принципов личностно ориентированного воспитания и образования в прикладной культурологии. В отечественной и мировой педагогике девяностых годов XX века[30] все более утверждает себя концепция смены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, которая строится на учете реально проявляемых способностей, наклонностей и дарований. Это, несомненно, сблизит методики, принятые ныне в дидактике и социальной педагогике. Но это не может и не должно привести к пренебрежению спецификой методики социализации и инкультурации. Первая реализует информационную, формирующую, развивающую, активизирующую, обогащающую модели образования, но в основе своей исходит из необходимости включить формирующуюся личность в определенный социум с его ценностями, нормами, принципами, установками, со стандартами, отражающими требования общества к общекультурным, профессиональным, гражданским и иным социально-значимым качествам. Вторая – целиком отталкивается от конкретной личности с характерными ей индивидуальными чертами, используя те приемы и способы, которые наиболее адекватны природе данного индивида. В свете этого будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека XX века, которая органично соединит все конструктивное и перспективное, что сегодня наработано и в системе образования и в комплексе деятельности, обеспечивающей удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулирование развития его творческих потенций, включения его в разнообразные формы культурного творчества.
Постижение культуры, вовлечение индивида в социально-культурное творчество строится на ключевом принципе целостности. Культуру нельзя усваивать по частям. Культурная деятельность базируется на синтезе знания и веры, на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. Это предопределяет методологию и методику формирования культуры личности, сближает прикладную культурологию с магистральным направлением обновления системы образования, которое видится современной отечественной педагогике в движении от вербального, репродуктивно-информационного к эмпирико-диалогическому, от созерцательного к деятельному, культуротворческому, от тематического к проблемно-концептуальному. Наиболее революционной в предполагаемой реформе образования представляется идея замены предметно-дифференцированной системы обучения на интегрированную, основанную на преподавании метадисциплины. Опытно-экспериментальная деятельность в ближайшие годы позволит определить правомерность или недопустимость межпредметной интеграции и синтетических форм обучения естественнонаучным и гуманитарным знаниям, но все, что связано с вовлечением формирующейся личности в мир культуры как единого целого требует адекватной методики и суть ее – в комплексном подходе к раскрытию феномена культуры, к развитию культуросозидающего потенциала каждого индивида, к стимулированию процесса реализации его культурно-творческих возможностей.
Для прикладной культурологии, вырабатывающей ныне механизм вовлечения человека в мир культуры, основанный на использовании взаимодополняющих традиций европейской цивилизации и духовных ценностей Востока, принципиальное значение приобретает опыт наиболее развитых в социально-экономической сфере стран (в первую очередь США, Канады, Японии, стран Западной Европы), где демократические институты государственного и общественного управления обеспечивают сбалансированность национальных и индивидуальных интересов, социальную защиту нуждающихся, гарантированную заботу о наличии у каждого жилья, питания, одежды и других неотложных атрибутов быта; системой контроля и государственного регулирования преодолевают эгоцентризм предпринимателей и создают в стране благоприятный нравственно-психологический климат. Для развития социально-культурной сферы, несомненно, важен опыт США и других экономически развитых стран, где государство реализует десятки национальных и региональных культурных программ, а общественные организации, благотворительные объединения и религиозные общины вкладывают миллиарды долларов в нравственно-эстетическое воспитание детей и социально-культурную гуманитарную поддержку инвалидов и пенсионеров. Немало может дать опыт Японии, сумевший соединить достижения научно-технического прогресса с удивительной верностью своим национально-культурным традициям и непреходящим духовным ценностям. Но более всего для России важен конструктивный опыт Советского Союза, где, несмотря на самую жесткую идеологическую и политическую диктатуру, благодаря усилиям государства, профсоюзов, культурно-просветительных объединений была ликвидирована неграмотность и малограмотность, обеспечена широкая доступность художественных ценностей, десятки миллионов людей были вовлечены в бесплатные формы художественного творчества и спорта, а дети – в систему эстетического всеобуча.
На уровне развития различных стран сказывается наличие полезных ископаемых, благоприятный климат и многие другие факторы. Однако опыт Японии и стран Западной Европы, где испытывается острый дефицит природных ресурсов, но достигнуты выдающиеся успехи в научно-техническом и социальном прогрессе, говорит о том, что богатство культуры способно компенсировать любые негативные факторы, может обеспечить экономическое, политическое и духовное процветание общества даже при отсутствии других благоприятных условий. На протяжении многих веков величие государства определялось богатством его недр, благоприятным географическим положением, развитостью экономической инфраструктуры. На пороге третьего тысячелетия, когда формируется информационное общество, эти факторы уступают место уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования. Как область гуманитарного знания, раскрывающая технологию создания благоприятной культурной среды, вовлечения человека в мир культуры и развития его культуротворческих потенций, прикладная культурология призвана способствовать приведению педагогики и российской школы в соответствие с требованиями антропоцентристской, гуманитарно-ориентированной культуры. Школа XXI века не может быть ограничена рамками обучения определенным наукам. Формализованное образование должно составлять важный компонент школьной деятельности, но школа в целом сможет отвечать стоящим перед ней задачам в том случае, если преобразуется в социальный институт приобщения подрастающих поколений к культуре во всей многогранности этого понятия. Именно школа призвана в ближайшие годы принять на себя основное бремя формирования культуры личности, диапазон которой простирается от способности обеспечить культуру тела до умения выполнять гражданские, нравственные, профессиональные и иные человеческие функции с позиций достижений мировой и отечественной культуры.
В решение этой задачи, естественно, необходимо включить семью, трудовой коллектив, средства массовой информации, учреждения искусств и иные социальные институты, но центром и ведущей базой реализации принципов прикладной культурологии должна остаться школа, т. к. в отличие от иных институтов, наделенных рядом различных функций, последняя концентрирует свое внимание на одной – включении формирующейся личности в мир культуры.
1.5. Массовая культура в системе формирования личности
Вовлечение человека в мир культуры осуществляется всей сложившейся в обществе системой социализации и воспитания, при этом следует учитывать, что, в отличие от предметного, ориентированного и методически инструментированного обучения, культурологическое образование в основе своей носит надпредметный характер. Его объем призван охватить культуру духовную и материальную, высокую и повседневную, национальную и общечеловеческую, современную и простирающуюся к истокам цивилизации, культуру общества, региона, социальной группы, семьи, личности; культуру труда, познания, общения, быта, досуга. Если взять только такую область высокой культуры, как искусство с его разнообразными жанрами, то для достаточно глубокого постижения даже одного из них порой не хватает всей человеческой жизни. В этих условиях культурологическое образование призвано заложить у каждого знание общих закономерностей зарождения, становления, развития и функционирования культуры; раскрыть специфику отдельных компонентов современной культуры; сформировать принципы следования требованиям культуры в различных сферах жизнедеятельности; выработать умения и навыки социально-культурной деятельности в одной или нескольких областях культуры; подготовить человека к социально-культурному творчеству. Многослойность и диалектическое многообразие транснациональных и региональных культурных процессов предопределяет и сложность их отражения в прикладной культурологии, которая призвана донести до человека это духовное богатство. Философские концепции развития духовного мира, равно как сложные процессы, происходящие ныне в музыке, хореографии, изобразительном и иных жанрах искусства, благодаря доступным непрофессионалам информационно-просветительным методикам должны быть осознаны широкими слоями населения и это, несомненно, повысит общий уровень обыденного сознания, поможет преодолеть перекосы массовой культуры, уберечь молодежь от пагубного влияния пропагандируемого с эстрады культа насилия и иных низменных физических инстинктов. Особое значение эти методики приобретают для учителей, социальных педагогов, специалистов культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации, управленцев социально-культурной сферы, которые профессионально призваны стать посредниками между теоретической культурологией и практикой вовлечения людей в мир культуры; обязаны разрабатывать региональные и общенациональные культурные программы, осуществлять культурную политику в соответствии с требованиями гуманизации общества и достижениями науки в области культурологии. Эти методики должны обеспечить преобразование обыденного сознания в научное, поднять уровень культуры домашнего хозяйствования до профессионально-технологической культуры, бытовую мораль – до нравственно-правовой культуры, суеверие – до способности научно осмыслить себя и свое место в окружающей действительности.
Можно по-разному относиться к массовой культуре, можно осознавать что такие явления, как кич, отвращают от подлинной культуры[31], девальвируют восприятие искусства, но нельзя забывать, что благодаря простоте и доступности языка средств массовой информации это транснациональное явление в значительной мере является отправной точкой, с которой начинается вхождение человека в мир культуры, и в этой связи перед прикладной культурологией стоит двуединая задача: - всемерно влиять на качественное совершенствование культурной информации, идущей с рекламы, эстрадных подмостков или транслируемой посредством радио, телевидения и иных средств массовой коммуникации; - видеть в массовой культуре плацдарм, с которого должно начинаться последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей, их восхождение к подлинным высотам отечественной и мировой культуры. Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность культурных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни. Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антропологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры. Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете. В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер. К сожалению, кино, телевидение, иллюстрированные журналы и другие средства массовой информации, равно как реклама или коммерческо-развлекательные учреждения, часто пропагандируют далеко не лучшие образцы культуры и в определенной мере подрывают в массовом создании традиции этнической и национальной культуры. Однако уровень массовой культуры во всей своей противоречивости – это объективная реальность. Ее нужно постигать и по мере возможности совершенствовать. Еще более важно, чтобы человек увидел культуру в единстве многообразия и мог воспринять все лучшее, что способны дать и этническая, и национальная, и транснациональная культуры. Интегративным фактором, способным помочь увидеть это лучшее и утвердить себя в культуре, может стать философия культуры как наука, позволяющая подняться над частностями, осознать национальную идентичность, достичь культурного самосознания. Знание истории, теории, социологии, экономики культуры – непреложное условие усвоения принципов культурной деятельности, но оно не гарантирует того, что человек, познавший закономерности становления, функционирования и развития культуры, следует им в повседневной жизни. Знать о культуре и жить ею – понятия далеко не равнозначные, и в этой связи следует отметить социальную значимость прикладной культурологии, которая раскрывает механизм не только познания культуры, но и интериоризации ее норм и принципов, определяет пути и средства включения индивида в мир культуры, в систему отношений, основанных на высочайших нравственно-эстетический критериях, реализует технологию стимулирования творческих потенций личности, вовлечения ее в систему культуросозидающего творчества. Культуру личности правомерно рассматривать на двух диалектически связанных между собой уровнях. На уровне обыденного сознания проявляется спонтанно сформированная повседневная культура, охватывающая широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта, досуга, в семейной и товарищеской микросреде. Ее диапазон простирается от личной санитарно-гигиенической культуры, культуры сексуальных отношений, культуры питания до культуры чтения, восприятия искусства и воспитания детей. На уровне научного сознания проявляется выработанная в процессе общего, профессионального и культурологического образования высокая культура, которая реализуется в культуре труда и общественных отношений, культуре непрерывного образования и научного поиска, культуре проникновения в мир искусства и создания его ценностей. Границы между этими уровнями культуры весьма прозрачны и подвижны. Немало людей обустраивают свой быт или выполняют родительские функции в соответствие с самыми высокими требованиями эстетики, психологии, педагогики и других наук, составляющих современное человекознание. Равно как многие работают в сфере производства, заседают в органах власти или берут на себя функции оценки произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, не имея необходимого образования и не обладая соответствующим уровнем научного сознания. Можно надеяться, что в XXI веке люди значительно расширят границы проявления высокой культуры и в определенной мере будут руководствоваться ею в личной гигиене, семейно-бытовых отношениях, в сфере досуга и даже в интимной жизни. Но сегодня мы вынуждены считаться с реальностью и признать, что это не достигнуто не только в этих областях человеческого бытия, но в значительной степени там, где культура профессиональной деятельности выступает непреложным условием ее эффективности. Одна из типичных и самых распространенных ошибок многочисленных публикаций по проблемам культуры проявляется в том, чти их авторы, как правило, ограничивают свой анализ высоким искусством, культурой чтения или восприятия телепередач. К этому, в частности, сводит проблему овладения духовным богатством автор одного из первых в области культурологии и, безусловно, конструктивного и полезного учебного пособия «Введение в культурологию» А.И.Арнольдов[32]. Культура постижения культуры, подчеркивает известный философ и культуролог, – это умение не только смотреть, но и видеть, умение не только воспринимать, но и думать, не только знать, но и творить. Однако все эти требования в учебном пособии ограничиваются умениями смотреть, воспринимать, думать и творить лишь в области кино, театра, музыки, изобразительного искусства, телевидения и искусства чтения. Между тем, процесс вовлечения человека в мир культуры предполагает и культуру повседневности, охватывающую весь диапазон жизнедеятельности в сфере труда, познания, быта, досуга, социальных и межличностных отношений – от умения поддерживать культуру тела до способности по достоинству оценивать новые тенденции, проявляющиеся в мировом и отечественном искусстве. Освоение культуры находится в прямой зависимости от эффективности просветительно-образовательной деятельности учебных заведений, от культурологической деятельности средств массовой информации, учреждений искусств, библиотек, музеев, кинотеатров, клубных и иных культурно-досуговых учреждений, от культуросозидающего потенциала семьи и микросреды каждого индивида; однако решающую роль в этом процессе играет собственная ответственность человека за обеспечение своей идентификации с ценностями культуры, за самовоспитание в духе лучших традиций духовной жизни, за самостоятельный поиск своей индивидуальности, своего роста в культуре, органичную связь с судьбами общества, за постоянное самосовершенствование. Б.С.Ерасов в «Социальной культурологии»[33] подчеркивает, что совокупность ценностных ориентаций, снимающих напряженность находящихся на разных полюсах оппозиционных ценностей и преодолевающих крайности, формирует срединную культуру (ядро культуры), в рамках которой достигается взаимная адаптация социальных слоев, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, реализуется симбиоз и синтез разнородных структур, распределяются функции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местное самоуправление. По Б.С.Ерасову, срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или в обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Автор не лишает повседневную жизнь и высоких ценностных ориентаций, но прежде всего видит в ней витальные ценности, физическое благосостояние, культуру питания, внешнего облика, не подтвержденную институциональной регуляции повседневность, в рамках которой складывается стереотипное поведение. Жизнь, тем не менее, признавая право исследователя на типологизацию культурных явлений и процессов, убедительно свидетельствует, что культура едина в своем многообразии. К сожалению, и профессиональное мастерство может быть весьма низкого уровня. И, к счастью, повседневная, лишенная событийности и неординарности культура быта, досуга, межличностных отношений может отличаться подлинной духовностью, соответствовать самым высоким нравственно-эстетическим критериям. Поддерживая в морфологическом строении культуры две ведущие области – обыденную культуру, осваиваемую человеком в процессе социализации в среде проживания, и специализированную культуру, овладение которой предполагает специальное профессиональное образование, Э.А.Орлова[34] выделяет и такую категорию, как массовая культура, которая, занимая промежуточное состояние между этими областями, принимает на себя функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию. Феномен массовой культуры в современной философии, социологии и культурологии связывают с обществом, где производство и потребление приобретает стандартизированный характер, где на политику активно влияют стихийные эмоциональные реакции населения, а широко тиражируемая культура утрачивает свою уникальность. К сожалению, в силу того, что люди чаще всего встречаются с проявлением массовой культуры в далеко не лучших образцах литературы, рекламы, шоу-бизнеса, у многих она ассоциируется с коммерцией и даже явной контркультурой. Нельзя не признать, что в массовой культуре 90-х годов XX века немало слабостей, противоречий и чуждых подлинной культуре явлений. Но это не позволяет нам игнорировать конструктивные стороны массовой культуры, которая приняла на себя важнейшую для общества функцию первичной социализации и инкультурации личности, ее вовлечения в мир прекрасного. Как справедливо пишет Д.С.Лихачев[35], массовая культура, точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана – это массовая культура, которая оплодотворяла и продолжает оплодотворять высокую культуру современности. На рубеже третьего тысячелетия, когда завершается переход от сословной к национальной культуре и широкое развитие получает процесс приобщения людей к общечеловеческим ценностям, массовая культура способствует трансляции социального опыта, ценностных ориентаций, образцов и эталонов сознания и поведения, активно влияет на духовную жизнь общества. А.Я.Флиер[36] попытался детально раскрыть роль и место массовой культуры в современном обществе, выделяя при этом следующие ее проявления и направления: - индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе; - массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания; - средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в «нужном» для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика; - система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т. п. Существенную роль в формировании массового сознания, несомненно, играют: - система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т. п.), формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида; - разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т. п. до систем виртуальной реальности), развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах профессиональной подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях; - всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей «с улицы», что также продолжает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу «реестрового» построения знания. Наиболее широко механизмы массовой культуры проявляют себя в условиях досуга как деятельности личности в свободное время, органично сочетающей рекреацию и дальнейшее духовное или физическое развитие. Именно эта формально не регламентированная деятельность позволяет человеку в полной мере почувствовать свободу от профессионально-трудовых канонов, обязательных учебных планов и программ, непреложных общественных или семейно-бытовых обязанностей, расслабиться, отдохнуть, развлечься, попасть в социально-психологическую ситуацию, максимально способствующую самореализации его творческих потенций. Деятельность в свободное время может быть связана с научными увлечениями, изучением иностранных языков или музыкальной грамоты, постижением вершин литературной, музыкальной или театральной классики, знакомством с шедеврами изобразительного или иного жанра высокого искусства. Но в то же время она может посвящаться просмотру популярных фильмов и телепередач, чтению детективов и женских романов, массовым праздникам, различным видам спорта, танцам, легкой музыке, товарищеским застольям, семейным играм и забавам, общению с природой. В сфере развлекательно-игрового досуга – на дискотеке, эстрадном концерте, клубной встрече, футбольном матче, вечере отдыха, семейных и дружеских торжествах – человек, как правило, не остается только зрителем или слушателем, он активно реагирует на происходящее, свободно выражая свои эмоции. На концерте поп-музыки или спортивных состязаниях порою интереснее смотреть не на сцену или соревнующихся, а в зал, на места публики, где молодежь, заражая друг друга и выплескивая эмоции, самовыражает себя. В условиях свободного времяпрепровождения люди не только воспринимают широко тиражированные и адаптированные для невзыскательной массы населения рекламу и образцы литературы, музыкального, театрального или циркового искусства. Здесь они усваивают принципы и технологию неформального общения, перенимают образ поведения, эталоны одежды, прически, других атрибутов моды, с учетом требований среды формируют свой имидж. Специфика досуга проявляется в том, что здесь встречаешь и высокую, и массовую культуру, границы между которыми подвижны и размыты. Для одних досуг – это опера, симфоническая музыка, музей, классическая литература, попытка писать, ваять, создавать иные творения искусства. Для других – возможность потусоваться, потрястись на танцах, посидеть в кафе, побалдеть у музыкального центра, прочитать модный детектив, посмотреть нашумевший фильм или спектакль, дать волю своим эмоциям на хоккейном матче или концерте рок-ансамбля, продемонстрировать приверженность экстравагантной моде. Один и тот же вид досуга может нести в себе разные начала. Для одних зарубежный туризм – это возможность познать новое, расширить свой кругозор, приобщиться к непреходящим ценностям истории и культуры; для других – обойти побольше магазинов, побывать в «Мулен Руже», насладиться уютной гостиницей и оригинальной пищей. Одни в теннисе или аэробике видят средство обеспечения гармоничного физического развития, другие – дань моде. В коллекционировании можно проявлять и развивать способности к поисковому творчеству, умение атрибутировать и систематизировать оригинальные экспонаты, воспринимать через них историю и окружающий мир, а можно, накапливая те же экспонаты, использовать их как растущие в цене раритеты, которые со временем принесут материальный доход. У кого-то досуговые увлечения живописью порождают великолепные произведения искусства, а у другого его результатом станут лишь мещанские, грубо окрашенные лебеди. Досуг бесконечно разнообразен. Сколько людей – столько моделей досуга, каждая из которых отражает индивидуальные особенности, и в первую очередь общий уровень культуры, который детерминирует интересы, потребности человека и формы их удовлетворения. Право на существование имеет и интеллектуальная дискуссия за товарищеским ужином, и семейное музицирование, и песня под баян на сельской завалинке, и компьютерные игры, и бильярд, и финская баня, и прогулки по парку или лесу, и «подкидной дурак» на пляже. Важно только, чтобы формы проявления высокой и массовой культуры, переплетаясь и дополняя друг друга, способствовали гармоничному развитию личности; чтобы, по мере своего духовного роста человек последовательно поднимался от примитивных к высоким формам досуговой культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|