Педагогическая культурология в деятельности учреждений искусств и культурно-просветительной работы 5 глава
Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: - приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; - формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности; - создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; - усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; - удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; - регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения. Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить: 1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов; 2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;
3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности; 4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне; 5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры; 6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы. Как научная дисциплина прикладная культурология опирается на фундаментальную (теоретическую) культурологию, на такие ее направления, как философия культуры, аксиология культуры, социология культуры, экономика культуры, семиотика культуры, сравнительная культурология, культурная антропология, историческая культурология, культурное наследие, культурология социальных общностей, этнокультура, культура поселений, народная культура, фольклористика, искусствознание, массовая культура и массовые коммуникации, эстетика как культурология искусства, нравственная культура, экономическая культура, политическая культура, экологическая культура, религиозная культура, культура научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой духовной деятельности.
В рамках культурологии как единой науки о культуре прикладная культурология органично связана с системой человекознания, с такими гуманитарными науками, как философия, история, социология, общая и социальная психология, общая и социальная педагогика, языкознание, филология, семантика, семиотика, этнология, археология, антропология, демография, религиоведение, экономика и др. Методологические и методические принципы прикладной культурологии основываются на закономерностях самореализации творческих потенций личности, опираются на социально-психологические механизмы удовлетворения и дальнейшего возвышения ее духовных интересов и потребностей, строятся на педагогике сотворчества. Области научного знания, составляющие прикладную культурологию, это, в первую очередь: 1) общие основы прикладной культурологии; ее проблемное поле, объект, предмет, закономерности, функции, принципы, средства, методы, формы; субъекты социально-культурной деятельности; категориально-понятийный аппарат, методология и методика исследований социально-культурной сферы; 2) аксиология культурной жизни; закономерности и социально-культурные механизмы формирования ценностных ориентаций и приоритетов социального бытия; методика воспитания эстетического вкуса, избирательного отношения к информации, способности оценивать произведения искусства, критически воспринимать явления псевдокультуры; 3) теория, методика и организация институциональных форм социально-культурной деятельности: методологические основания, социальные функции, цели, задачи, методы и технологии деятельности учреждений и институтов, выполняющих функции просвещения, эстетического и художественного воспитания, организации досуга, охраны и использования памятников истории и культуры; возможности и механизмы трансформации и внедрения исторически апробированных культурных практик в деятельность социокультурных институтов (культурно-просветительных, религиозных, образовательных, воспитательных, реабилитационных, художественно-творческих, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, рекреативно-развлекательных учреждений и организаций);
4) теория, методика и организация неинституциональных субъектов социокультурной жизни: закономерности формирования и функционирования неинституциональных субъектов социально-культурной жизни; условия, технологии и способы оптимизации деятельности самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений и других субъектов культуры; принципы и методы регуляции неинституциональных субъектов социокультурной жизни; 5) методика формирования обыденной (повседневной) культуры; особенности процесса хоминизации, социализации, инкультурации в условиях повседневной профессионально-трудовой, познавательно-образовательной, семейно-бытовой, культурно-досуговой и иных сферах обыденной жизни; формирование санитарно-гигиенической культуры, культуры семьи, быта, образовательной, профессиональной, общественно-политической, досуговой и иных форм традиционной деятельности; 6) проективная культурология: социокультурное проектирование; принципы и приоритеты культурной политики, разработка и реализация социально-культурных программ, изучение, удовлетворение и дальнейшее возвышение духовных интересов и потребностей разных людей и групп населения; организационно-методическое обеспечение социально-культурных процессов; 7) социокультурная адаптация; формирование благоприятной культурной среды; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы, приведение ее в сответствие с современными требованиями; социокультурное аниматорство; благотворительность; организация и поддержка социокультурных контактов; 8) культура общения; формирование коммуникативной культуры информационного общества XXI века: сущность, природа, мотивы, средства и виды общения, специфика делового и неформального общения; мода, этикет, имидж, эстетика движения, речевое общение и речевая культура; культура использования технических возможностей общения, сложившихся на рубеже III тысячелетия;
9) культурология досуга; аксиология досуга; инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга; обеспечение рекреации, лично значимого общения, познавательного, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; развитие художественного, технического и прикладного творчества; празднично-обрядовая культура; экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности; 10) функциональная культура: информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности; взаимосвязь фундаментальных культурологических знаний и уровня их реализации в различных сферах социальной практики. Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии: - профессионально-трудовая деятельность; - системы непрерывного образования; - область семейно-бытовых отношений; - сфера социально-культурной жизни. Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии: - выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации; - разработка федеральных. региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления; - стимулирование инновационных движений в сфере культуры; - управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности; - внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество; - правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения; - использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.
1.4. Культурология и педагогика вовлечения индивида в мир культуры
Философия и культурология конца XX века (А.С.Ахиезер, С.Н.Артановский, Р.Барт, Д.Белл, В.С.Библер, X.Г.Гадамер, П.С.Гуревич, Ф.Джеймсон, Г.В.Драч, Б.С.Ерасов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, К.Леви-Строс, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, А.С.Мыльников, Э.В.Соколов, А.Тоффлер, М.Фуко, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) исходят из того, что культура как порожденная человеком форма бытия включает в себя: сверхприродные качества и способы деятельности человека; многообразие созданных человеком материальных, духовных, художественных ценностей; общение как средство реализации потребности людей друг в друге.
В сверхприродных качествах личности проявляются отличающие ее от других индивидов способности, наклонности, дарования, но в первую очередь эти качества выступают как результат социализации и воспитания. Один человек в итоге жизни может испытать гордость за открытия в науке и выдающиеся результаты практической деятельности, другой – за более скромный вклад в общественное производство или художественное творчество, третий с трудом насчитает отдельные добрые деяния, которые ему удалось осуществить; но каждый из них мог функционировать в человеческом сообществе и общаться с себе подобными лишь потому, что семья, учебное заведение, производственный коллектив, другие социальные институты и вся окружающая культурная среда помогли ему овладеть способами познания, профессиональным мастерством, культурой общения и иными технологиями социальной деятельности. Если общие закономерности становления, развития и функционирования культуры обосновывает фундаментальная (теоретическая) культурология, то механизм инкультурации, методику овладения человеком умениями и навыками сверхприродной культурной деятельности, технологию вовлечения личности в мир культуры раскрывает прикладная культурология. Ханс Георг Гадамер[25], определяя специфику постижения ценностей культуры, указывал на принципиальное отличие этого процесса от процесса усвоения знаний в области естественных наук. В физике, химии, биологии происходит приращение знания; в культуре – непреложно вовлечение в мир ее ценностей. Законы математики можно выучить, явления культуры необходимо пережить. Вильгельм Дильтей образно заметил, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. В процессе социализации система непрерывного образования объясняет формирующейся личности раскрытые нашими предками формулы, теоремы, законы функционирования природной среды. По мере своего развития наука последовательно обогащает эти данные, что позволило только в XX веке породить авиацию, космонавтику, телевидение, атомную энергетику, компьютерную технику и многое другое, изменившее облик нашей планеты. И все это находит конкретное объяснение в точных науках, опирается на обоснованные ими и подтвержденные практикой закономерности. Принципиально иначе складывается формирование гуманитарного знания, вовлечения человека в мир культуры. Гомера, Дж.Боккаччо, М.Сервантеса или У.Шекспира нельзя «объяснить». Опираясь на требования герменевтики (Фр.Шлейермахер, Х.Г.Гадамер), прикладная культурология призвана помочь людям, живущим на рубеже третьего тысячелетия, воспроизвести и реконструировать соответствующую эпоху, понять и интерпретировать авторский замысел и смысл их творений. Шедевры человеческого гения открывают широчайший простор для их толкований. При этом диапазон проявляющихся различий находится в прямой зависимости от их интеллектуальной емкости, оригинальности и глубины. Величие Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Ле Корбюзье или Д.Д.Шостаковича в значительной мере интегрируется в том, что каждый, кто соприкасается с результатами их творчества, наряду с общечеловеческими и национальными ценностями находит в них свое, неповторимое, отражающее только ему присущий социально-культурный опыт. Значение герменевтических принципов понимания, толкования и интерпретации явлений и процессов духовной жизни особенно актуально в условиях существенных изменений политической, экономической и социально-культурной ситуации. К примеру, только в 80-е – 90-е годы двадцатого столетия в общественном мнении россиян произошла явная коррекция оценок творчества К.Маркса, З.Фрейда, П.Филонова, И.Бродского, А.Шнитке и многих других философов, экономистов, культурологов, психологов, писателей, композиторов, художников. И в этой ситуации чрезвычайно актуально требование освободить толкование культурной жизни от идеологических догматов и политических пристрастий, дать право каждой индивидуальности интерпретировать ее на основе своего разума и своих чувств. Вступление человечества в информационное общество XXIвека ставит сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, выработает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур. Переход от техногенной к антропогенной цивилизации предопределяет необходимость познать живую природу, и в первую очередь человека, проникнуть в тайны творческих способностей личности, независимо от ее социальных или профессиональных функций. От человека умелого, владеющего технологией производства, общество XXI века переходит к человеку творящему, человеку-художнику. Этот процесс начинается с формирования предрасположенности ребенка к гармонизации своего опыта, своей деятельности, своих отношений, с воспитания способности целостно воспринимать визуальную, музыкальную и вербальную информацию. Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры. Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизмерять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии. Знакомя человека с достижениями как прошлых поколений, так и современного общества, прикладная культурология формирует в нем собственное субъективное начало, основанное на принятии утвердившихся в культуре традиций, норм, социальных требований. Культура регламентирует поведение и отношения людей, принуждает человека соблюдать определенные нравственные, эстетические, профессиональные и иные принципы жизнедеятельности, но эта регламентация во благо общества и личности, а данная норма принуждения добровольно и активно принимается и разумом, и сердцем. В определенных ситуациях поведение и деятельность человека обуславливается нормами права, религиозным верованием, уставами общественных организаций, правилами внутреннего распорядка трудовых коллективов, воинских частей или учебных заведений. Культура же носит всепроникающий характер и детерминирует поведение индивида во всех сферах жизнедеятельности – от сферы производственно-экономических и общественно-политических отношений до форм самовыражения личности на новогоднем балу, в туристской поездке, на пляже или в интимном супружеском общении. Готовность человека соответствовать требованиям культуры в каждом конкретном виде социальной или семейной жизни предопределяется всей системой его обучения и воспитания, всей жизненной практикой, в процессе которой индивид закрепляет культурологические знания и преобразует их в убеждения, нормы и принципы поведения. А методология и методика решения этой задачи разрабатывается и реализуется прикладной культурологией. Как подчеркивалось выше, развитие человечества на рубеже III тысячелетия связано с переходом от индустриального к информационному обществу, основу которого составит производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, создание планетарной взаимозависимой глобальной экономики, перспективно-долгосрочное планирование, децентрализация экономики и политики, опирающаяся на демократию, самообеспечение и самозанятость. Однако в первую очередь ведущей базой информационного общества XXI века должна стать личность человека, обеспечивающая его успешное функционирование, что соответственно требует от прикладной культурологии разработки и реализации эффективных методик формирования у людей способности жить и творить в рамках этого общества. Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры. Первый этап – хоминизация (овладение индивидом основами человеческого поведения) – включает в себя освоение санитарно-гигиенической культуры, элементарных навыков общения (в первую очередь речи), культуры питания и иных компонентов культуры быта. Второй этап – социализация – находит свое выражение во включении человека в общество посредством формирования у последнего культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей. Третий этап – инкультурация – связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в быт и досуг. Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности – этапа самореализации своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидаюшие возможности, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость. Содержание и технология этих процессов предопределяется прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики. Определяя методологию и методику вовлечения человека в мир культуры, прикладная культурология должна учитывать всепроникающий характер культуры и специфику ее постижения в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и производственных отношений, как правило, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательства формул, теорем, эффективности технологических процессов. Восприятие произведений искусства в первую очередь основывается на эмоциональной сфере, на эстетических чувствах. Однако в целом осознание индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. На научной конференции или при разработке высоких технологий превалирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и логические умозаключения, и эмоциональное восприятие. Как образно отметил Б.В.Раушенбах,[26] целостное – это то, в котором обе составляющие работы головного мозга (и логическая, и нелогическая, основанная на чувствах) гармонично сотрудничают, и человек только в этом случае становится человеком. Индивид, вооруженный только логикой, сродни компьютеру; человек, абсолютно лишенный способности логически мыслить – это что-то близкое к сумасшедшему. Учет специфики культуры требует от прикладной культурологии разработать и внедрить такой механизм инкультурации, который, с одной стороны, обеспечил бы постижение культуры как единого целого, а с другой – позволил бы в разных ситуациях в большей или меньшей мере развивать логическое или эмоциональное восприятие. Для прикладной культурологии принципиальное значение приобретают исследования В.П.Борисенкова, В.Г.Бочаровой, Б.С.Гершунского, В.В.Краевского, З.А.Мальковой, Н.Д.Никандрова, В.С.Шубинского и других теоретиков отечественной педагогики, которые в 60-е – 90-е годы раскрыли основы воспитания человека на всех этапах его жизненного развития, определили взаимосвязь педагогики со смежными науками, обосновали ее роль и место как особой области человекознания и социальной практики, выявили специфику форм научного, художественно-образного и стихийно-эмпирического педагогического сознания. В российской философии и педагогике XX века (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.И.Гессен, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, Н.О.Лосский, Ф.А.Степин, Г.П.Федотов и др.) сложилась концепция, в соответствии с которой цели воспитания в основе своей совпадают с целями формирования культуры как сердцевины становления индивидуальности. Вряд ли правомерно идентифицировать понятия «воспитание» и «формирование культуры личности», однако, включая человека в сложившийся социум, система воспитания в первую очередь обеспечивает вхождение индивида в литературу, искусство, науку, в культуру труда, познания, общения, быта, досуга; пробуждает в нем искру творчества, утверждает потребность прекрасного. И в этом смысле методика воспитания выступает не только как атрибут социальной педагогики, но и как средство реализации целевых установок и принципов прикладной культурологии. Органично связывая между собой цели воспитания и вовлечения формирующейся личности в мир культуры, прикладная культурология опирается на педагогическую культурологию, на выработанные педагогикой и веками оправдавшие себя методы развития духовно богатой и социально-активной индивидуальности, которая обладает исторической памятью, верна сложившимся национально-культурным традициям, владеет способностью воспринимать и создавать ценности культуры во всех сферах жизнедеятельности. Придавая желаемую направленность духовным устремлениям индивида, культурология личности ориентирует его на сформированные веками идеалы, интегрирующие в себе представления о человеческом совершенстве. Весь процесс становления личности и вовлечения ее в мир культуры предполагает постоянное и последовательное стремление к идеалу, однако достичь абсолютного совершенства никому не дано, ибо, потеряв перспективу, общество остановилось бы в своем развитии. Учитывая это, прикладная культурология, обеспечивая реальные процессы хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, концентрируется на нормативных образцах, отражающих сложившиеся в обществе эталоны, на которые равняются и которым стремятся подражать. Каждая культура, каждая эпоха вырабатывает свои идеалы, свои эталоны, свои нормативные образцы. В истории человечества закрепились образы героев Эллады, скандинавских викингов, славянских дружинников, английских джентльменов, японских самураев, американских деловых людей. Наиболее полно нравственные эталоны общества находили свое выражение в литературе. Миллионы и миллионы людей стремились подражать героям Гомера, М.Сервантеса, В.Гюго, Д.Лондона, Д.Голсуорси, Л.Фейхтвангера, А.Сент-Экзюпери. Самый глубокий след в жизни ряда поколений оставили созданные Л.Н.Толстым образы Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их характеры существенно разнятся между собой, но у них, равно как и у иных героев мировой литературы, есть немало общих черт – таких, как трудолюбие, благородство, высокое чувство чести, активная доброта, деловитость, предприимчивость, скромность и т.д.– которые объединяют лучших представителей разных эпох и культур. Попытки создать обобщенный нормативный образец личности как творения культуры и ее творца мы находим в Библии, в Коране, в других энциклопедиях человеческого гения, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных для культуры нравственно-эстетических качеств. При этом на каждом этапе исторического развития сохраняется значимость многих общечеловеческих черт, которые веками передаются из поколения в поколение, и в то же время появляются новые аспекты актуальной культуры, которые отражают требования данного времени. К примеру, в конце XX века в нормативный образец человека, усвоившего принципы современной культуры и культурной деятельности, входят понятия «экологическая безопасность», «компьютерная грамотность» и многое другое, что обеспечивает переход к торжеству информационного общества. Совокупность приемов и способов вовлечения человека в мир культуры, отраженных в прикладной культурологии, в последние годы обогатились оригинальной методикой опоры на духовно-нравственные образцы, аккумулированные в персонифицированных символах культуры. В исследовании А.С.Запесоцкого[27], в частности, убедительно показано, что в условиях принятия человеком идеала влечение к совершенству становится не только внешней целью воспитания, но и внутренним свойством личности, основой духовно мотивированных действий. Действует идентификационный механизм, когда человек равняет себя на избранный идеал, стремится ему подражать в поведении, в деятельности, в отношениях с окружающими. Референтный образ выступает эталоном саморазвития, и чем он духовно богаче, тем эффективнее его культуросозидающее воздействие. Формирование и коррекция общественного сознания – процесс трудный и длительный. Истоки этого процесса коренятся в школе, и это предопределяет приоритетную роль образования в политике любого государства. В школе продуцируется духовный потенциал общества. Здесь закладываются основы интеллектуальных сил, кадровое обеспечение народного хозяйства, характер межличностных отношений. Величие государства в первую очередь предопределяется степенью развитости и качеством его системы образования, и то, что сегодня Россия при глубоком социально-экономическом кризисе остается в числе ведущих держав планеты – это главным и решающим образом детерминировано сложившейся в ней с петровских времен и последовательно совершенствуемой системой народного образования. При этом в менталитете россиян с особой силой проявилась главная особенность отечественной школы, которая всегда была не столько кузницей специалистов, сколько центром духовной жизни, базой обеспечения духовно-ценностной ориентации ее воспитанников. Решая проблемы обновления общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях исторического перехода к новым формам государственности и хозяйствования, нельзя забывать, что сфера образования – зона повышенного риска, т. к. различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями. Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органичных связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры[28]. Именно культура как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях непрерывного образования, от начального, когда формируются основы познавательной культуры, до высших форм постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы. В 80-е – 90-е годы в отечественной педагогике и психологии активно проявила себя идея личностно ориентированного воспитания и обучения[29], сторонники которой исходят из необходимости преобразовать традиционную знаниевую ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностно ориентированное образование. Вряд ли целесообразно, отстаивая методику личностно ориентированного педагогического воздействия, противопоставлять ее сложившейся системе формирования у обучающихся знаний, умений и навыков. Более правомерно обратиться к опыту В.А.Сухомлинского и его единомышленников, которые достаточно успешно сочетали эти стороны единого педагогического процесса. Однако для прикладной культурологии принципиально важно увидеть и реализовать конструктивное ядро этой парадигмы, предполагающей в воспитании и образовании средство становления человека, обретения им своего образа, своей неповторимой индивидуальности и духовности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|