Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2. Методические особенности преподавания прикладной психологии




5. 2. Методические особенности преподавания прикладной психологии

 

Курсами прикладной психологии являются возрастная, педагогическая, юридическая, медицинская, военная и другие отрасли психологии. Особенности преподавания названных дисциплин достаточно подробно описаны Бадмаевым Б. Ц.

Общими методическими рекомендациями для изучения всех курсов могут быть следующие (Леденева Ю. Е., Шиянова Т. И. ):

1. Все психические явления рассматриваются психологией как отражение действительности. Например, ощущение, восприятие, память, эмоции – это отражение окружающего мира, его свойств, отношений, отношений к нему. Для удобства запоминания определений в курсе общей психологии полезно начинать любое понятие со слов – «… это отражение» (ощущение – отражение признаков, восприятие – отражение предмета в целом, мышление – отражение связей и т. д. ). Отражая мир в процессе деятельности, человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира, об их свойствах и качествах, связях и отношениях между ними. Отражение действительности носит активный характер, оно происходит в процессе его деятельности изменяющей и преобразующей окружающее. Все, что познает человек, преломляется сквозь призму его индивидуальных особенностей, накопленного им опыта и знаний. В процессе психической деятельности в сознании человека формируется субъективный образ объективного мира.

2. Психика есть свойство особым образом организованной материи – мозга. Данные научных исследований, клинические наблюдения неопровержимо доказывают правильность этого положения. В основе психических явлений лежит рефлекторная деятельность мозга, которая возникает под воздействием внешней среды. Рефлекторная деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию организма на воздействие извне. Регулирующая роль психики, обусловленная усложнением строения и функций нервной системы, возрастает в процессе эволюции. В последнее время появилось много работ, доказывающих существование души, загадочных явлений психики. И не стоит забывать, что огромное количество известнейших ученых – физиков, математиков, и даже физиологов, занимавшихся проблемами мозга, верили в существование Бога. Одно не исключает другого.

3. Вся психическая деятельность человека причинно обусловлена. Она вызывается воздействиями внешней среды и внутренним состоянием личности, отвечающей на эти воздействия. Мысли и чувства человека, все его действия и поступки обусловлены его предшествующим опытом, условиями среды и воспитания. Чтобы объяснить их, нужно знать мотивы его поступков. Понять причины, вызвавшие психические явления, можно только зная, в каких условиях человек рос, какие люди его окружали, каковы его отношения с ними.

4. Все психические явления рассматриваются в их развитии. Это положение относится к развитию психики животных, историческому развитию сознания человека и развитию психики ребенка. Развитие есть всегда качественное изменение, возникновение нового. Особенно важно это выделить в курсе «Возрастная психология». Изучая тот или иной период необходимо выделить главные новообразования данного возраста, условия и последовательность их возникновения.

5. Новые психические действия, явления формируются в деятельности. В курсе «Педагогической психологии» важно показать, как изменяется деятельность человека, влияние различных видов деятельности, в том числе и обучения, на психическое развитие личности. Особое значение приобретает вопрос о ведущей деятельности, интериоризации и экстериоризации.

6. Каждое психическое явление должно рассматриваться в его целостности. Психология человека есть психология целостной личности. Все стороны личности взаимосвязаны. От направленности личности зависит мотивация ее деятельности, способность к целенаправленным волевым действиям, развитие внимания зависит от формирования волевых черт в характере, от характера зависит проявление темперамента т. д.

7. Теоретические психологические знания должны быть связаны с практической педагогической деятельностью.

Основное место в курсе психологии в педагогических учебных заведениях занимает возрастная и педагогическая психология. Знания особенностей психики того или иного возраста, закономерностей ее развития даются на основе знаний об общих закономерностях психической деятельности. Часто изучение психологии становится для будущих педагогов самоцелью: изучают, чтобы сдать экзамен или потому, что интересно, что можно познать себя. Даже практические работники часто не знают, как объяснить с позиций психологии применение того или иного приема воспитания детей.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Каковы особенности преподавания общей психологии?

2. Назовите основные особенности преподавания истории психологии?

3. Чем отличается преподавание теоретической психологии от практической?

4. Каковы особенности преподавания прикладной психологии?

5. Разработать ближайшие и дальние, общие и частные цели обучения учащихся по общей психологии (истории психологии, педагогической психологий и пр. ).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...