Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Методы обучения психологии




ГЛАВА 6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Проблема методов обучения в современной дидактике

 

Совершенствование процесса обучения практическими работниками осуществляется в основном за счет методов обучения, т. к. содержание определено государственными документами, и места для творчества в нем остается мало. Благодаря научно-исследовательским институтам и работающим творчески преподавателям в настоящее время имеется большое число методов обучения. Иногда в дидактике стала появляться фраза «кризис методов обучения». На самом деле кризиса методов обучения нет, идет естественное расширение представлений о них. Но в связи с этим возникли следующие проблемы.

Во-первых, нет единого определения метода обучения, в то время как от определения зависит организация обучения.

Например, если педагог ориентируется на определение «методы – это способы передачи и усвоения знаний» (П. Н. Груздев), то нет необходимости заботиться о развитии обучаемых. При определении «методы – способы организации познавательной деятельности обучаемых» (С. П. Баранов) преподаватель продумывает, прежде всего, мотивацию учащихся, методы учения, организовывает самоконтроль со стороны обучаемых, но так как в определении ничего не сказано о результатах обучения, то нет острой необходимости о них заботиться.

Более точным является следующее определение: «методы – способы совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач» (П. И. Пидкасистый).

В состав каждого метода в качестве элементов входят приемы обучения. Методы и приемы находятся в тесной диалектической взаимосвязи: каждый метод в определенных условиях становится приемом того или иного метода и наоборот. Например, учебное кино о детской конформности является методом, а приемами беседа, объяснение, при изучении же свойств восприятия методом являются объяснение, а его приемом – наглядная демонстрация.

Объяснение при изложении темы «Закономерности психического развития» - метод, а при организации лабораторно-практического занятия по теме «Внимание» - прием.

Структура каждого метода предусматривает относительно устойчивый состав определенных приемов, необходимую последовательность их использования. Например, практический метод при изучении зависимости скорости формирования навыка от осознания результатов деятельности включает такие приемы как объяснение, демонстрация, самостоятельная деятельность обучаемых, подведение итогов, обобщение.

Проблемно-поисковые методы включают в себя следующие приемы:

- приемы создания проблемных ситуаций (проблемных вопросов, задач, опытов);

- приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций (высказывание предположений);

- приемы доказательств учебных гипотез (сравнение, рассуждение и т. д. );

- приемы формирования учебных выводов.

Вторая проблема методов обучения заключается в том, что на практике, в процессе обучения предпочтение отдается тому или иному методу. Однако ни один метод не в состоянии решить весь комплекс учебно-воспитательных задач. Каждый метод имеет и плюсы, и минусы, т. е. в лучшей степени решает ту или иную задачу и в меньшей – другую.

Требование к методам обучения психологии обусловлены:

а) содержанием курса, его высокой научностью. Это требует усиления методов теоретического познания, в частности вооружения обучаемых методами логического мышления (сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования);

б) требованием времени, а именно потребностью в людях способных к самостоятельному творческому решению дел. Творчество и самостоятельность формируются при использовании таких методов как работа с учебником, словарем, таблицами, карточками, решение психологических задач и т. д.;

в) из двух предыдущих требований вытекает необходимость использования разнообразных методов, однообразие снижает интерес к учению.

Третья проблема методов обучения в большей степени теоретическая: нет единой классификации методов обучения. Самой распространенной является по источнику знаний, характеру передачи и усвоения знаний (С. И. Перовский, Е. И. Голант, Н. И. Сорокин): словесные, наглядные, практические.

В зависимости от основных дидактических задач, выполняемых на данном этапе обучения (М. А. Данилов, Б. П. Есипов): методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.

В соответствии с характером познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический.

Махмутов М. И. предложил классификацию, в которой сочетаются методы преподавания с методами учения: информационно-сообщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый.

Классификация методов обучения по Ляудис В. включает методы:

- программированного обучения;

- проблемного обучения;

- методы интерактивного (коммуникативного обучения).

К методам интерактивного обучения относятся эвристическая беседа; метод дискуссий; «мозговая атака»; метод «круглого стола»; метод «деловой игры»; конкурсы практических работ с их обсуждением.

В последнее время находит признание классификация Ю. К. Бабанского, который выделяет группы методов в зависимости от компонентов деятельности. В деятельности выделяется три компонента: организационно-действенный, стимулирующий и контрольно-оценочный. Отсюда целостный подход к деятельности предполагает существование трех больших групп методов обучения:

а) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (благодаря им личность обеспечивается учебной информацией);

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечивается познавательная, волевая и эмоциональная активизация);

в) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Каждая из трех групп включает взаимодействие учителя и учащегося.

Разделение методов на группы условно, так как они взаимодействуют. Например, контроль имеет обучающую функцию, так как во время опроса учащиеся глубже осознают те или иные связи. Методы стимулирования так же содействуют обогащению знаний (например, познавательные игры).

Чтобы описать группу методов организации и осуществления учебно-познавательных действий, необходимо опереться на положение диалектического материализма о том, что познание объективной реальности должно сочетать в органическом единстве созерцание, абстрактное мышление и практику, чувственное и рациональное, конкретное и абстрактное, индуктивное и дедуктивное. Вот почему в этой группе методов обучения можно выделить следующие подгруппы:

1. Методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации, т. е. перцептивные методы:

- методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (сокращенно-словесные методы: рассказ, лекция, беседа, объяснение);

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрации);

- методы передачи учебной информации посредством практических действий и тактильного восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и т. д. );

2. Методы, характеризующие логику передачи и восприятия учебной информации, которые разделяют на индуктивные и дедуктивные или аналитические и синтетические. Данные методы ориентируются на логику раскрытия содержания, на развитие мышления школьников и студентов;

3. Методы, отражающие степень самостоятельности и творческой активности учащихся. Среди них выделяют репродуктивные (т. е. основа – запоминание учениками сообщаемой информации) и проблемно-поисковые (предполагают создание учителем проблемных ситуаций, активное размышление учеников и на этой основе самостоятельное продвижение их в усвоении новых знаний).

4. Методы управления учебной работой: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы, к последним относятся самостоятельная работа с книгой, письменная работа, лабораторная, выполнение трудовых заданий.

Группу методов стимулирования и мотивации учения Ю. К. Бабанский подразделяет на две подгруппы:

1. Методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций новизны, занимательности, апперцепции, опоры на жизненный опыт);

2. Методы стимулирования долга и ответственности (убеждения в значимости учения, поощрения и порицания недостатков учения, предъявление требований).

Группа методов контроля и самоконтроля включает:

1. Методы устного контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены, программированный опрос);

2. Методы письменного контроля (письменные работы, письменные зачеты, письменные экзамены, программированные письменные работы);

3. Методы лабораторно-практического контроля (контрольные лабораторные работы, методы машинного контроля).

Большинство исследователей проблемы методов обучения приходят к выводу, что в любом акте деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы проникают друг в друга. И если мы говорим о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе.

Если основной задачей данного урока является передача фактов, ведущую роль занимает беседа или рассказ с репродуктивным и индуктивным методом.

Если же основное внимание на данном этапе урока должно быть уделено развитию навыков поисковой деятельности учащихся, то в качестве основных выступят проблемно-поисковые, которые будут реализовываться с помощью словесных, наглядных или практических, а так же индуктивных или дедуктивных.

Применяющиеся в учительском обиходе выражение «Я избрал такой-то метод обучения» практически означает, что избрано определенное сочетание методов, в котором основную роль играет один из них.

В заключение о классификации можно сказать, что данная система методов не просто соединяет ранее известные подходы, а обеспечивает целостное описание известных дидактике методов обучения. В данной классификации в единстве рассматривается весь учебный процесс – организация учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и контроль; за основу берется решение не одной какой-то задачи, а обеспечивается решение всего круга задач развития личности; показаны связи между методами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...