6.2. Характеристика методов обучения психологии
Словесные методы обучения, по мнению Пидкасистого П. И., занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы обучения включают: – рассказ, т. е. последовательное изложение каких-либо событий с элементами образности, художественного слова. Например, предпосылки появления комплекса оживления «… посмотрел в глаза, растянул беззубый рот в улыбке …»; – объяснение – изложение при помощи доказательства, установление закономерных связей, умозаключений. Например, особенности памяти детей: первым формируется процесс воспроизведения. Почему? Почему в зависимости от темперамента дети спят по-разному? – беседа – вопросно-ответный метод обучения. Используется при опросе, объяснении, закреплении: а) вводная беседа используется перед изучением курса, раздела, темы. Ее цель – восстановить знания, выявить имеющиеся, выявить отношение, обрисовать перспективы; б) эвристическая, при которой преподаватель подводит студентов к открытию, к восприятию новых знаний; в) обобщающая позволяет обобщить знания по теме или разделу. – учебная дискуссия, при этом методе студенты приобретают знания в процессе спора, при этом не столь важно сформировать знания, сколько формирование умений отстаивать свои взгляды, формулировать мысли. Основные требования к словесным методам: 1. Четкое определение темы и задач, которые будут решены во время проведения занятий. Для этого преподаватель называет тему, дает план, делает выводы.
2. Подготовка учащихся к восприятию разными способами: - словарной работой (понятия «онтогенез», «филогенез» лучше объяснить до начала изложения); - выяснением представлений об изучаемом явлении. 3. Использование проблемных вопросов с целью активизации учащихся. Например. Чем отличаются любопытство от интереса? Ощущение от восприятия? 4. Доступность и убедительность изложения. Это достигается при помощи логично и последовательно расположенного материала, правильности речи, ярких примеров. 5. Правильный выбор индуктивного или дедуктивного изложения. Этот выбор зависит от темы. Например: «Ощущение», «Внимание», «Восприятие» можно излагать дедуктивным методом, а тему «Мышление», «Темперамент» – индуктивным методом. Но это так же зависит от возраста, подготовленности и учащихся и учителя. 6. Учет возрастных особенностей учащихся позволит определить объем материала, выбор способа изложения. 7. Связь изложения с жизнью. Для этого материал программ дополняется фактами из прессы, телевидения, из жизни студентов, города, завода, института и т. д. Наглядные методы обучения психологии основаны на наблюдении за проявлением психических явлений, связаны с восприятием студентами наглядных пособий, с использованием технических средств, в том числе, персональных компьютеров. Кнаглядным методам обучения относятся: демонстрационный эксперимент наблюдение, иллюстрация и демонстрация, словесно-образная наглядность, с помощью которой создаются образы изучаемых явлений. Наблюдение – длительный целенаправленный процесс восприятия определенных объектов. В процессе преподавания психологии (возрастной, детской) имеется много фактов, которые необходимо усвоить при помощи наблюдений. Например, наблюдение за игровой деятельностью детей дошкольного возраста, за ситуативностью поведения детей раннего возраста, за учебной деятельностью школьников, за проявлениями темперамента.
Структура метода наблюдения включает следующие компоненты (как и лабораторно-практическое занятие как форма обучения): 1. Сообщение темы («Ситуативность речи»). 2. Цель (выявить признаки ситуативности речи). 3. Воспроизведение опорных знаний («Что такое ситуативность речи? »). 4. Проведение наблюдения (за детьми) с фиксацией событий, фактов. 5. Анализ фактов, явлений (Какое количество детей проявило ситуативность? ). 6. Вывод (типично ли это для детей 3-х лет? ). Методы иллюстрации и демонстрации близки друг к другу. Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. п. Метод демонстраций связан с показом приборов, опытов, препаратов, а также показ кинофильмов и диафильмов, видео. Такое разделение методов сложилось исторически. Они тесно взаимосвязаны. Показ иллюстраций через кодоскоп– уже демонстрация. Учебное кино стало обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, где можно заказать учебное кино. Методика работы с учебным кино: - предварительный просмотр педагогом; - составление основных вопросов к учащимся; - вычленение фрагментов, которые будут показаны в соответствующий момент занятия; - составление плана заключительной беседы по фильму. Иногда в практике преподавания психологии могут использоваться и художественные фильмы различного содержания. В них могут изображаться особенности работы психолога, ведение переговоров, типы личностей и другие разнообразные проявления психической активности. Методика работы в ними такая же как и с учебным фильмом. Однако стоит отметить, что в данном случае нежелательно использовать фильм целиком, а только отдельные фрагменты. Использование учебного телевидения пока невелико в связи с несоответствием расписания занятий и временем вещания. Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать и повторить передачу, однако специальных передач по психологии мало, поэтому лучше пользоваться видеозаписью фрагментов уроков, поведения людей и т. д.
Демонстрационный эксперимент применяется особенно часто в процессе преподавания общей психологии, как правило, для наглядного подкрепления теоретических положений. Например, при изучении темы «Ощущение» для определения порога ощущений и различений; при изучении темы «Внимание» для определения объема внимания; в теме «Восприятие» при проведении «опыта Аристотеля». Удачно поставленный опыт, эксперимент создает прочную основу познания, так как оказывает сильное эмоциональное воздействие. Место эксперимента в занятии зависит от умения преподавателя, определить это место, от темы, плана занятия. Например, тему «Ощущение» можно начинать с эксперимента «опыт Аристотеля», а тему «Деятельность» можно закончить демонстрацией того, как формируется навык. Требования к демонстрации опытов и наглядных пособий: 1. Оптимальный отбор количества пособий, иначе урок, лекция становится развлекательными. 2. Обеспечение качественной стороны демонстрации. Например, часто студенты, имея установку на эксперимент, могут его испортить, так при изучении порогов ощущений, говорят «тяжесть», когда еще ничего нет на ладони. 3. Разъяснение цели демонстрации опытов, фильмов, пособий, разъяснение их содержания. Иногда бывает полезно предупредить о возможных, отвлекающих факторах, обратить внимание студентов на существенные признаки изучаемых явлений. Например, при просмотре кинофильма «Кризис 3-х лет» студенты обращают внимание на ссоры детей, их крики, плач, забывая о том, что это признаки упрямства, негативизма. 4. Обеспечение ясности и точности восприятия, достигается с помощью объяснений преподавателя, применения вспомогательных средств (схем, таблиц). Четкость восприятия преподаватель контролирует, обращаясь к студентам с вопросами по ходу демонстрации. Характер этих вопросов должен соответствовать сущности наблюдаемых явлений. Например, «Как изменились эмоции, мимика, жесты ребенка? ». Вопросы типа «вам видно? », «вам понятно? » не достигают цели, т. к. учащиеся часто отвечают утвердительно, отчетливо не представляя, что должно быть видно и понятно.
5. Формирование выводов, желательно, самими обучаемыми. 6. Эстетическое оформление демонстрируемых объектов. Метод словесно-образной наглядности состоит в том, что преподаватель при помощи описаний, художественного слова, удачно подобранных выражений создает в сознании учащихся образы психических явлений. В основе практических методов лежит разнообразная практическая деятельность обучаемых. К практическим методам относятся упражнения и тренинги. Упражнения применяются главным образом как метод закрепления и применения знаний, формирования умений и навыков. Упражнением называется планомерно организованное повторение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования. Повторные действия должны удовлетворять определенным требованиям, иначе сформируются неправильные умения или навыки. Например, упражнения на освоение того или иного метода диагностики. Требованиями к методу упражнений являются: 1. Повторение правильных приемов упражнения. Механическое повторение неправильных действий приводит к формированию навыка, который будет мешать верному выполнению действий. 2. Понимание сущности выполняемого упражнения, т. е. знания об упражнении, цели, порядка, правил его выполнения, предполагаемый результат. 3. Наличие контроля и самоконтроля с целью устранения ошибок. 4. Постепенный переход от простых операций к более сложным. 5. Систематическое применение упражнений с целью закрепления навыка, так как навык обладает свойством угасать. Примером упражнений, которые могут быть систематически использованы на занятиях по психологии, является решение психологических задач, позволяющих формировать умение анализировать проявление психики. Упражнения могут быть устные и письменные, индивидуальные и групповые. К творческим упражнениям относится написание сочинений, рефератов, докладов на психологическую тему; к воспроизводящим – многократно повторяющиеся упражнения по предложенному образцу. К методам обучения, выделяемым по логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) относятся: 1. Индуктивный метод, предполагающий начинать обучение с изложения отдельных фактов, демонстрации опыта, наглядных пособий, постепенно подводящий студентов к обобщению, определению понятия. Индуктивный метод полезен в том случае, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Например, перед изложением темы «Ощущение» преподаватель предлагает студентам с закрытыми глазами ощупать незнакомый предмет, называя его признаки, т. е. назвать то, что они ощущают. Слабость индуктивного метода состоит в том, что он требует большего времени на изучение материала, чем дедуктивный, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления, так как студенты опираются на конкретные факты, опыты.
2. Дедуктивный метод предполагает сообщение общего положения, формулы, теории, понятия, а затем их доказательство, объяснение. Данным способом возможно изложение темы «Личность», «Характер», «Способности». Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление, приближен к научному познанию. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выведения следствий из более общих положений. 3. Аналитические методы предполагают следующие приемы: анализ и выделение главного, классификация, определение понятий, аналогия. Как правило, аналитические методы применяются на этапе восприятия и осмысления информации. Например, при изучении темы «Память» необходимо дать определение, описать ее виды, процессы, сравнить с восприятием. На этапе обобщения и применения знаний используются синтетические методы, к приемам которых относятся обобщение, систематизация, конкретизация, доказательства и опровержения. Несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются прежде всего как результат собственных усилий обучаемых. Я. А. Коменский призывал педагогов к изысканию такого способа обучения, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Авторами методов проблемного обученияявляются Махмутов М. И., Лернер И. Я., Матюшкин А. М. Главной целью использования проблемных методов в преподавании психологии является формирование навыков психологического мышления, т. е. умения делать психологический анализ, обобщения, оценивать явления психики. Благодаря проблемному обучению достигаются высокие результаты учебной деятельности студентов, т. к.: - оно обеспечивает большую интеллектуальную активность учащихся, вызываемую познавательной потребностью; - знания усваиваются как общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь. Основными компонентами проблемного обучения являются (Бадмаев Б. Ц. ): 1. Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем или выявленными студентами. Содержанием учебной проблемы – проблемной задачи выступают противоречия между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного – это система познавательных действий, логически подводящих к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений. Например, при подведении к восприятию темы «Воображение» можно создать проблемную задачу: «определите, какое психическое явление возникает в сознании, если Вы слышите или видите: красный, зеленый, стол, береза, прогресс, Северный полюс, Петр I». Студенты называют явления (ощущения, восприятие, мышление …), дают им определение. Проблема возникает со словами «Петр I», «Северный полюс», т. к. к ним не подходит ни одно определение. Это определение студентам необходимо сформулировать. 2. Проблемный вопрос – это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопрос, требующий воспроизведения по памяти, не является проблемным. Например: а) Назовите виды мышления. Какой основной вид мышления дошкольников? б) Почему основной вид мышления дошкольников наглядно-образное мышление? Все проблемные вопросы начинаются словами: «почему», «отчего», «как объяснить», «как доказать». Все не проблемные слова «кто», «что», «когда», «сколько»… 3. Проблемное задание – это учебное задание, составленное методистом, преподавателем, автором учебника. Это, как правило, задание, основанное на выявлении каких-либо явлений в жизни, литературе. Например, пронаблюдайте проявление упрямства, определите его причины. Проблемное обучение начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это психологическое состояние субъекта при его встрече с проблемой, осознаваемое им как интеллектуальное затруднение, мешающее ему в решении познавательной задачи. Условия создания проблемной ситуации: 1. Предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям студентов: быть достаточно трудным, но решаемым благодаря уровню развития мышления и объему знаний. 2. Необходимо учитывать реальный уровень знаний, если их мало или слишком (в данной теме) много, то проблемное обучение невозможно. Например, для вас не является проблемным вопрос «Почему познавательные процессы дошкольников непроизвольны? ». 3. Проблемное задание должно вызвать у обучаемых потребность в получении недостающего знания, т. е. должен появиться интерес как мотив их действий. 4. Если учащийся, попав в проблемную ситуацию, не сумел из нее выйти, то преподаватель должен сам показать пути решения проблемы и указать причины невыполнения задания, приступить к объяснению учебного материала, в котором у учащихся проблемы. В зависимости от степени мыслительной самостоятельности учащихся И. Я. Лернер выделяет следующие методы: 1. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод. Это не проблемные методы. Самостоятельность мышления при данных методах очень низкая, основа данного метода – запоминание. Состоит этот метод в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. В результате объяснительно-иллюстративного метода учащиеся приобретают знания, но у них не формируются умения и навыки. Репродуктивный метод – это деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных знаний и способов деятельности. Положительным в названных методах является то, что благодаря им можно за короткий промежуток времени приобрести большой объем знаний, умений и навыков. В то же время, опираясь на память обучаемых, они не способствуют развитию мыслительных процессов. Следующие три метода направлены на активизацию мыслительной деятельности обучаемых. 2. Проблемное изложение (лекция, рассказ, объяснение) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных доступных студентам формах, противоречиях. Название этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания. Например, излагая тему «Игровая деятельность детей дошкольного возраста», преподаватель задает вопрос: «Является ли игра инстинктивной формой поведения? ». Далее сам подтверждает или отрицает положительный ответ, приводит аргументы, сопоставляет их, делает выводы. Студенты же следят за логикой изложения, контролируют правдоподобность предложенных гипотез, корректность выводов, убедительность доказательств. Цель проблемного изложения (наряду с передачей знаний) – усвоение способа и логики решения той или иной проблемы. Проблемное изложение - шаг к организации частично-поисковой деятельности обучаемых. При проблемном изложении преподаватель пользуется схемами, чертежами, демонстрацией опыта и т. д. 3. Частично-поисковый метод. В целях приближения студентов к самостоятельному решению проблем их необходимо учить сначала выполнению отдельных этапов исследования. В одних случаях учат выделению проблем, предлагая ставить вопросы, в другом предлагают доказать изложенное, в третьих сделать вывод, организовать проверку. Вариантом этого метода является расчленение задачи на серию доступных подзадач, каждая из которых приближается к решению основной задачи. Например, при изложении темы «Темперамент» преподаватель показывает поведение различных людей в одной и той же ситуации и предлагает студентам найти в нем отличительное, после чего студенты в состоянии самостоятельно сделать вывод о том, что такое темперамент. 4. Исследовательский метод – это самостоятельное выполнение опытов, исследования, решения задач и проблем. Исследовательский метод выполняет ряд функций: - учит овладению методами научного познания; - формирует черты творческой деятельности; - дает полноценно усвоенные знания. Сущность исследовательского метода состоит в том, что это способ организации поисковой, творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Решение проблемы предполагает ряд этапов: а) наблюдение явлений и фактов; б) постановка вопросов, создание проблемной ситуации. Не каждый вопрос является проблемным, а только тот, который требует активного размышления; в) выдвижение гипотезы, т. е. предположения о том, каким образом можно решить проблему, какие результаты возможны при этом; определение способа проверки гипотезы и ее подтверждение или опровержение; г) проверка правильности выводов. Например, при выполнении дипломной, курсовой работы студенты обозначают проблему, определяют гипотезу, для ее подтверждения или опровержения создают контрольную и экспериментальную группы, проводят исследования в них, сопоставляют данные, делают выводы. Проблемные методы имеют много положительного: - активизируют познавательную деятельность студентов; - знания усваиваются более прочно и сознательно; - учат применять знания в новой ситуации; - учат практически относиться к фактам действительности. Но проблемные методы имеют и много минусов: - большие расходы времени; - недостаточная эффективность их применения при формировании умений и навыков; - слабая эффективность их применения при изучении принципиально новых тем, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт). Методы интерактивного обучения(В. Я. Ляудис, Б. Ц. Бадмаев). Интерактивным называется обучение, основанное на взаимодействии, взаимоотношениях. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся, а группа учащихся, которые взаимодействуют, спорят, соглашаются, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов больше всего на интеллектуальную активность действует дух соревнования, соперничества, а так же действует психологическое заражение, при котором мысль одного непроизвольно вызывает мысль другого. Во время такого занятия так же возрастает и активность преподавателя, так как ему приходится не транслировать знания, а анализировать часто очень нестандартные высказывания студентов. При этом преподаватель не навязывает свое мнение, но высказывает свой взгляд. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие: 1. Эвристическая беседа («эвристика» → Сократ → нахожу) – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Поэтому этот метод принято называть методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа = эвристическая беседа). Однако эвристическую беседу относят не к проблемным методам, а к интерактивным потому, что в ее результате мыслительный поиск превращается в коллективный. Процесс развертывания эвристической беседы тот же, что и в проблемных методах: создание проблемной ситуации, поиск способов решения, выводы. 2. Дискуссия как метод интерактивного обучения стала применяться в последние годы, когда был снят запрет на собственное мнение. Метод учебной дискуссии – это специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию – нормальный ход занятия. Основными психологическими характеристиками дискуссии являются: а) диалогическая форма речевой активности, в которой идет борьба между разными точками зрения; б) именно столкновение мнений порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных, спорных мыслей. Метод дискуссии используется в основном на семинарских и практических занятиях, когда необходимо студентам высказаться. Например, о роли биологических и социальных факторов в развитии личности. Иногда практикуются и лекции-дискуссии. 3. Метод «мозговой атаки» как метод обучения еще не успел прижиться в практике вузовского преподавания. Само название метода родилось в системе управления и в сфере научных исследований. Смысл этого метода заключается в поиске ответов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий и ассоциаций. Главным правилом этого метода является следующее: не критиковать, не подвергать сомнению любые мысли, даже несуразные. Такая психологическая свобода позволяет вести себя свободно, не бояться оказаться в нелепом положении. В такой ситуации действительно рождаются самые сумасшедшие мысли, которые группируются и подвергаются анализу. Примером такого метода могут быть обсуждение рекомендаций по формированию дисциплины на уроках в классе; рекомендации по воспитанию подростков, о правах детей и родителей и т. д. Высказываются мнения, а в конце анализируются и выбираются наиболее удачные. 4. Метод круглого стола был заимствован из политики. Обычно используется для обсуждения какой-либо проблемы с различных точек зрения. Например, тему «Темперамент» обсуждают психолог, педагог, физиолог. Этот метод можно применять при проведении студенческих научных конференций, посвященных одной проблеме. 5. Метод деловой игры чаще всего используется для обучения управленческой деятельности. Например, зная особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста, «заведующая» должна отобрать игрушки, оформить групповую комнату для детей разного возраста. Эти игры часто называют имитационными, так как они разыгрываются по определенным правилам. Деловая игра может быть проведена и на занятиях по методике преподавания психологии, на которых отрабатываются методические приемы. Например, преподаватель говорит «Вы преподаватель по общей психологии, а все – студенты 1 курса». Смысл состоит в моделировании той деятельности, которой предстоит обучиться. При этом студенты могут по очереди выступать в разных ролях: преподаватель, студенты, учащиеся, дошкольники и т. д. 6. Тренинг – это метод обучения в малых группах, напоминает метод деловой игры. Здесь так же может быть много ролей. Например, тренинг по деловому общению. Таким образом, все активные методы чаще всего вкраплены в виде приемов в разные формы занятий. Большое значение в обучении принадлежит методам стимулирования и мотивации учения (Ю. К. Бабанский). К ним относятся: Методы стимулирования интереса к учению, которые включают: а) метод познавательных игр (кроссворды, головоломки, ребусы, чайнворды, задания из занимательной психологии); б) метод организации учебных дискуссий. Достаточно подробно о них написано в книге «Методы активизации процесса обучения». Сост. Бобрышов С. В. и др.., Ставрополь, 2000. в) анализ жизненных ситуаций. Данный метод формирует профессионально значимые качества психолога – способность анализировать проявления человеческой психики и деятельности; г) создание ситуаций успеха у студентов, испытывающих определенные затруднения. Ситуации успеха создаются путем индивидуальных заданий, доброжелательности, «авансированной» оценки. Радость от успеха дает мощный толчок к усвоению знаний, интересу к учебе; д) методы эмоционального стимулирования. К интеллектуальным эмоциям и чувствам относятся удивление, недоумение, разочарование и др. На эмоциональную сферу обучаемых достаточно большое воздействие оказывают музыкальные произведения, художественное слово, картинки и т. д.; е) создание ситуаций занимательности. Созданию ситуации занимательности способствует сопоставление научных и житейских толкований психических явлений, метод парадоксов. Издана специальная книга А. В. Петровского «Занимательная психология». Другая подгруппа методов стимулирования и мотивации – методы стимулирования долга и ответственности. Методы формирования долга и ответственности в учении совпадают с методами воспитания: а) метод убеждения в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли психологии в развитии общества, межличностных отношений, в развитии предприятий; б) метод убеждения в личной значимости изучения психологии. Особенно трудно с теми, кто не предполагает в дальнейшем работать по специальности. Здесь необходимо показать, как знание психологии поможет достичь более высоких результатов в работе, в получении более высоких разрядов; в) метод предъявления требований реализуется путем ознакомления студентов с порядком изучения психологии, ведения тетрадей, сроков сдачи отчетов о самостоятельной работе и т. д. Метод предъявления требований дисциплинирует, создает деловую атмосферу; г) методы поощрения и порицания самостоятельно не формируют мотивы учения, а только ускоряют или тормозят их проявление. Методами поощрения являются похвала, объявление благодарности, ответственное поручение, привлечение к участию в конференциях и т. д. Методы наказания назвать сложнее, их необходимо применять реже, так как «воспитание, контролируемое поощрением, дает лучшие результаты, чем воспитание, контролируемое наказанием» (А. С. Макаренко). К методам наказания относятся замечание, неодобрение, метод естественных последствий и др. Для определения результатов обучения используются методы контроля и самоконтроля. Подробно о методах и формах контроля будет изложено в специальной теме. Таким образом, в настоящее время существует много методов обучения. Их выбор преподавателем перед каждым занятием зависит от многих обстоятельств: от целей и задач обучения, от возраста обучаемых, от профессионального мастерства преподавателя и т. д. Методы обучения имеют свои функции, т. е. назначение. 1. Образовательная функция методов является основной. Она предусматривает применение таких приемов, которые способствовали бы успешному усвоению учащимися знаний, умений и навыков. Большинство известных нам приемов обучения имеет именно такую направленность. С целью усиления познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в структуру современных методов обучения включены задания для самостоятельной работы, вопросы для размышления, познавательные задачи и вопросы эвристического характера, устное изложение, чтение учебника. 2. Воспитательная функция методов неотделима от образовательной. Она присуща каждому методу обучения. Задача учителя – определить, какими приемами ее лучше всего обеспечить. В процессе обучения формируется мировоззрение. Здесь особенно важны приемы, акцентирующие внимание учащихся на основных идеях, на оценке изучаемых психических и общественных явлений, нравственных качеств и т. д. Методы обучения способствуют организации правильных отношений между учителем и учащимися. Например, как правило, однообразие методов, работа по трафарету подрывают авторитет учителя, вместе с тем снижается интерес к учению и его результатам. Организация самостоятельной работы с постоянной проверкой и оценкой усилий обучаемых, коррекцией их результатов воспитывает у них настойчивость, чувство ответственности. 3. Развивающая функция так же тесно связана с образовательной и воспитательной. Каждый метод имеет возможности развития тех или иных психических явлений и выполняет развивающую функцию при условии его правильного применения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|