Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.2. Лекция и ее виды и особенности




 

Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной школы лекцию часто называют «горячей точкой». Слово лекция происходит от латинского «lection» - чтение. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым подразумевал «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». И поэтому он советовал лекторам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика М. В. Остроградского. Михаил Васильевич придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и методы доказательства по новой теме. Лекция заканчивалась выводом и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность маститых ученых.

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом». Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

С середины 19 в. по мере роста научных знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться в том случае, если лектор владеет новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекций, подчеркнув, что живое слово – это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлевает наиболее существенные стороны предмета и не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

Чтение лекций поручается высокопрофессиональным специалистам (старшим преподавателям, доцентам, профессорам). Ежегодно преподавателями читается множество лекций, имеющих своеобразие в подаче учебного материала.

Функции лекций(Б. Ц. Бадмаев, А. М. Столяренко):

1. Информационная функция. Лекция информирует студентов о достижениях науки, раскрывает особенности каждой темы или знакомит с отдельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас. Лекция – это источник адаптированной для студентов научной информации, преподносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание того, что они услышали на лекции.

Преподаватель, излагая лекцию, выражает отношение к ее содержанию, высказывает свою точку зрения, при необходимости повторяет дважды какое-либо определение, отвечает на вопросы. Поэтому невозможно сделать звуковые записи лекций и транслировать их при помощи технических средств обучения.

2. Ориентирующая функция. Лекция ориентирует в научной литературе (список литературы), но не только и не столько ссылкой на книги и на авторов, а показом генезиса теорий, идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, какими объективными потребностями были обусловлены, и в каком источнике их можно детально изучить.

3. Разъясняющая функция предполагает не только раскрытие смысла термина, но и формирование понятия в сознании студента. Например, такими понятиями являются «интериоризация», «избирательность восприятия» и т. д.

4. Убеждающая функция осуществляется, прежде всего, через доказательность утверждений лектора. Студенты часто верят преподавателю, но это не значит, что они убеждаются. Доказательность стоит на первом месте среди других признаков хорошей лекции (логичность, информативность, научность, связь с жизнью и т. д. ).

Некоторые авторы выделяют еще увлекающую, воодушевляющую функцию. Лекция должна быть увлекательной и интересной, что стимулирует студентов к изучении научного материала.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения материала. В их контраргументах есть доля истины и над ними стоит подумать (недостатки лекции).

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельность мышления. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора.

Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

- при отсутствии учебников по складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;

- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые разделы его устарели;

 - отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

- по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции и лекция необходима для их объективного освещения.

Преимущества лекции:

1. Творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное воздействие.

2. Лекция – экономный способ получения в общем виде основ знаний.

3. Лекция активизирует мыслительную деятельность, если она внимательно прослушана и хорошо понята.

В дидактике высшей школы появилось много классификаций лекционных форм обучения:

- по месту в учебном процессе выделяются: вводная, академическая (базисная, тематическая), итоговая или заключительная лекции;

- по основным функциям в учебном процессе (сюда могут быть отнесены и названные выше лекции) определяются установочная и обзорная лекции. Цель установочной лекции – дать установку студентам на самостоятельное изучение материала, чаще при заочном обучении (с какой литературой, как работать, на что обратить внимание, в каком разделе психологии использовать). Обзорная лекция (консультация) читается, как правило, перед экзаменами. Ее цель обобщить знания, обратить внимание студентов на те или иные вопросы, проанализировать типичные затруднения;

- по основному методу изложения материала: информационная, объяснительно-иллюстративная, проблемная, визуализация, лекция с запланированными ошибками, лекция вдвоем, лекция-пресс-конференция, лекция беседа.

Вводная лекция ориентирует студентов на изучение дисциплины. В ней раскрываются задачи, методы дисциплины, ее связь с другими науками. По словам Буданова А. В., лектор в нее должен «вмонтировать» весь курс, чтобы создать у обучаемых представление о содержании, которое предстоит изучить.

Академическая лекция – традиционная. Ее цель – дать фундаментальные знания и развитие личностных качеств. Она имеет четкий план, строгую логику изложения, выводы. В основном это монолог преподавателя.

Итоговая лекция читается в конце курса, ее цель обобщить, подчеркнуть, выявить упущения и их исправить.

Информационная лекция есть способ передачи готовых знаний через монологическую форму общения. Отношение к ней в педагогической среде вуза неоднозначно. Ее и полностью отрицали, и признавали как единственную, и сокращали в учебном плане.

Проблемная лекция, на которой процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С ее помощью достигается решение трех основных целей: усвоение теоретических знаний; развитие теоретического мышления; развитие интереса к содержанию предмета и науки.

На проблемной лекции включение мышления осуществляется с помощью проблемной ситуации еще до того, как студенты получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционной же лекции наоборот, вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно упражняться.

Проблема – это противоречие между известным и тем новым, что необходимо освоить. Без определенного уровня известного разрешение проблемной ситуации невозможно. Например, при изучении темы «Развитие воображения дошкольников» создается проблемная ситуация о мальчике, который рисовал мамонта, баобаб, синюю птицу. При этом преподаватель задает вопросы: «Как называется эта форма воображения? Как должен поступать воспитатель? »

Основными компонентами проблемной лекции являются те же элементы, что и в проблемном методе:

- создание проблемной ситуации;

- выдвижение гипотезы;

- показ или поиск способов решения проблемы;

- выводы.

При этом преподаватель обращается «за помощью» к студентам, может разгореться дискуссия. Средством управления мышления студентов на проблемной лекции являются – проблемные вопросы, которые направлены в сторону будущего, в сторону нового знания и информационные вопросы, которые ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся у студентов знания, они направлены в прошлое, к известному. Например, каковы особенности детского воображения? (проблемный вопрос); каковы виды воображения? (информационный вопрос).

Проблемные лекции активизируют деятельность студентов, способствуют их профессиональному росту.

Лекция-визуализация – возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию материала, но и позволяет глубже проникнуть в сущность познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий – левого, отвечающего за логику, и правого, отвечающего за образно-эмоциональное восприятие информации.

Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демострационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, чертежи, рисунки и т. д. ). Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

 - обеспечить усвоение новой информации;

 - обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

- демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

 - натуральные (например, написанные лекции);

- изобразительные (слайды, видео, рисунки, фото);

- символические (схемы, таблицы).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения.

Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком и т. п. Необходимо, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

- актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

- создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств;

- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

- вырабатывается наглядное представление о культуре диалога, дискуссии, способах ведения совместного поиска и принятия решений;

- выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляется ряд требований:

 - у них должна быть профессиональная и личностная совместимость;

 - они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;

- они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

- активизировать внимание студентов;

- развивать их мыслительную деятельность;

- формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов.

Подготовка преподавателя к лекции заключается в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и предъявляет их в конце лекции, но объявляется о них вначале. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать их в конспекте и сообщить в ее конце. На разбор ошибок отводится 15-20 минут. Даются правильные ответы. Нередко студенты замечают не столько психологические ошибки, сколько речевые. Эта интеллектуальная игра создает ситуацию доверительности. Лекция с запланированными ошибками способна выполнить не только стимулирующую, но и контрольную функции. Этот вид лекций вызывает много споров, среди которых главный аргумент: студенты могут усвоить ошибочную информацию. Поэтому ее лучше читать после того, как усвоены основные понятия темы, раздела.

Лекция – пресс-конференция заключается в том, что, назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию. Затем читает лекцию, в процессе которой раскрывает ответы. Сложность в том, что часто студенты не могут грамотно сформулировать вопросы. Это служит для преподавателей информацией об уровне подготовки студентов, включенности в учебный процесс. Сложность в том, что она требует высокого уровня знаний в смежных науках, так как студенты не всегда могут дифференцировать вопросы. Например, при чтении лекции по теме «Развитие речи дошкольников» студенты сводят вопросы к методике развития речи («Как научить читать? » и т. д. ).

Доказательность осуществляется через достаточное количество достоверных фактов и логичность изложения. Логическое доказательство – это такое рассуждение, в процессе которого одна мысль обосновывается с помощью других.

Всякое логическое доказательство состоит из трех частей: тезиса, который нужно доказать; доводов, с помощью которых этот тезис обосновывается и демонстрации, т. е. показа последовательности связи мыслей, вытекающих с неизбежностью друг из друга и приводящих, в конечном счете, к выводу.

Условия проведения интересной лекции:

1. Осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки. Этот момент наступает тогда, когда студент понимает значимость этих знаний для себя, для своей будущей профессии, для общения с друзьями.

2. Осознание аудиторной новизны излагаемого материала. Как правило, все темы лекций по психологии новы.

3. Побуждение и стимулирование работы мышления слушателей-студентов (через проблемные ситуации).

4. Убежденность, профессионализм преподавателей.

Отбор содержания лекции – очень важная работа преподавателя. Невозможно вложить в лекцию весь объем знаний по данной проблеме, поэтому нет необходимости стремиться к раскрытию всех вопросов лекции.

Как правило, и начинающий и опытный преподаватель допускают ошибку: чем больше у них знаний, тем настойчивее они хотят их вложить в лекцию. Происходит перегрузка информацией, страдает и техника чтения лекции («скороговоркой»). Поэтому часть материала преподаватель излагает, а по остальным вопросам может отсылать студентов к литературе.

Основным принципом отбора материала для лекции является целеполагание, когда материал отвечает поставленной преподавателем цели и позволяет достичь ее, т. е. целесообразен. Отбираемый материал должен служить решению конкретных задач, позволяющий достичь общей цели лекции.

Вторым принципом отбора содержания лекции можно назвать учет уровня подготовки студентов.

Для первых курсов радом приемов лектор может облегчить первокурсникам восприятие и усвоение лекционного материала:

1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

2. При любой возможности необходимо показывать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых психологических знаний в будущей практической деятельности.

3. Необходимо предусмотреть, какие научные понятия ввести в учебный предмет и как их объяснить. Например, обязательно объяснить понятия «доминанта», «направленность и сосредоточенность», «обобщенное и опосредованное» и т. д. Формирование понятий представляет собой особую педагогическую задачу, выходящую за пределы простого объяснения смысла слов. Процедура формирования понятия складывается из следующих действий преподавателя, выполняемых совместно со студентами: 1)выделение существенных признаков понятия из определения, 2) подведение под понятие различных предметов: распознавание их признаков, необходимых и достаточных для отнесения их к данному понятию, 3) выведение следствий – процесс, обратный действию подведения под понятие: когда уже известно, что объект относится к данному понятию, решается обратная задача – выявление у него тех существенных признаков, которыми он должен обладать, если относится к данному понятию. Эта процедура громоздка и поэтому не всегда осуществима в рамках лекционного времени, но обязательно организуемая на семинарских занятиях. Однако разъяснение содержания дефиниций должно присутствовать, иначе все дальнейшее изложение темы может быть неэффективным.

4. Нужно предотвратить ошибочное, житейское понимание отдельных терминов, дать им научное толкование. Например, «темпераментный человек», «деятельность – работа», « ощущение радости» и т. п.

5. Максимально использовать в процессе чтения лекций наглядные пособия и технические средства обучения.

6. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В тоже время лектор не может снижать темп изложения до диктовки.

7. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым, направляя на самостоятельную работу.

8. Эффективной является комбинация монологического и эвристического метода изложения лекционного материала.

Лектор постепенно усложняет свои лекции по содержанию, форме. Студенты старших курсов, начиная с третьего, приобрели достаточный опыт восприятия и конспектирования лекций. Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение носит проблемный характер, исключающий упрощение.

Чтение лекций для заочников имеет свою специфику и требует высокой квалификации и педагогического опыта. Лекционный курс сокращен в объеме, поэтому он должен носить установочный или обзорный характер и иметь свою методику.

Преподаватель должен ставить перед собой следующие цели:

1. Дать общее представление о проблематике научной дисциплины.

2. Концентрировать главное внимание не на фактологии, а на методологии изучаемого предмета.

3. На основе анализа узловых проблем дать цельное представление о закономерностях развития науки в области изучаемой дисциплины.

4. Дать указания по основной методологической и специальной литературе, учебникам и учебным пособиям.

5. Направить самостоятельную работу студентов-заочников путем методических советов и рекомендаций.

Читать лекции заочникам необходимо поручать опытным преподавателям.

Чтение лекции – это не простой пересказ написанного конспекта, это умелая адаптация его к возможностям, уровню подготовленности студентов.

При чтении лекции:

а) Студентам сообщается тема лекции, ее цель и демонстрируется ее теоретическая или практическая значимость. Например, тема «Способности». Цель: усвоить понятие «способности», их виды, способы формирования. Мотив: благодаря способностям человек легче овладевает деятельностью, выполняет ее быстрее и качественнее.

б) Сообщается план лекции. На первую лекцию выносится 2-3 вопроса, отражающие глобальные проблемы, большие вопросы. Если тема большая то студентам сообщается, что она рассчитана на два занятия.

в) Сообщается литература, основная и дополнительная, указывается основной учебник.

г) При изложении материала реализуются все основные принципы обучения:

- научность (история, терминология, современное состояние);

- систематичность (последовательно от простого к сложному);

- развивающий характер (опора на мышление);

- связь с практикой.

Чтение лекции предполагает свободное владение преподавателем материалом, пользование конспектом рекомендуется для цитирования.

д) Окончание каждого вопроса и лекции в целом завершается выводами, обобщениями.

е) На лекции отводится время для вопросов студентов.

Материал, изложенный на лекции, уровень его осознания и усвоения, коррекция неточностей, осуществляется на семинарских занятиях и практических занятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...