Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.3. Семинарские и практические занятия по психологии




Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от лат. «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способным к самостоятельным суждениям, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С 17 века эта форма используется в Западной Европе, а с 19 века в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма развивалась, все более реагируя на задачи высшей школы.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам.

Буданов А. В. выделяет следующие задачи семинара:

1. Закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и в самостоятельной работе.

2. Формирование у обучаемых умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, подготовки и убедительности выступлений, логически правильному построению мысли и передачи их вслух.

3. Проверка усвоения программного материала и оценка знаний обучаемых по темам курса.

Виды семинаров (И. В. Горлинский, Б. Ц. Бадмаев):

1. Семинар-беседа (просеминар) применяется на первом этапе обучения. Методика его проведения: преподаватель разбивает вопросы на подвопросы, требующие кратких (2-3 фразы) ответов, и так последовательно раскрывается содержание темы. Студенты в свою очередь задают вопросы преподавателю. В конце подводится итог, обобщение.

2. Тематический, целью которого является научить свободно говорить, обсуждать те или иные вопросы. Каждый студент готовит выступление на 10 минут по всем вопросам.

3. Реферативный, на котором часть студентов готовит рефераты и выступают, а остальные участвуют в их обсуждении.

4. Семинар с докладом – на нем по вопросам назначаются докладчики и содокладчики. Докладчик готовит основной доклад на 40 минут, содокладчики добавляют, расширяют, уточняют, остальные студенты обсуждают содержание выступлений.

5. Монографический – обсуждение той или иной монографии, проводится после чтения монографии по методу круглого стола.

6. Семинар-диспут имеет своей целью развитие мышления. Тема должна быть противоречивой, нестандартной, вызывающей столкновение мыслей. Это самый сложный вид семинара, требующий от преподавателя умения активизировать аудиторию.

7. Семинар-исследование проводится чаще всего в рамках спецкурса. Студентам на группу из 5-7 человек дается проблема, например, выявить особенности эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей. Студенты ее исследуют в литературе и на практике, а затем излагают на семинарских занятиях.

8. Спецсеминар – это тоже семинар исследовательского характера. Однако если семинар-исследование допускает обсуждение на каждом занятии новой темы, то спецсеминар посвящается углубленному изучению одной какой-либо проблемы. Спецсеминар представляет собой серию занятий по одной проблеме. Например, по проблеме одаренных детей. Студенты готовят теоретические доклады, проводят практические исследования, обобщают их и выносят на обсуждение на занятии.

9. Семинар-дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в котором каждый высказывает свою точку зрения. Например, о формировании характера, способностей. При подготовке этого семинара преподаватель называет литературу, в которой излагаются разные точки зрения. Читая ее, студенты определяются в выборе какой-либо одной из них, определяют рациональное или отрицательное в других точках зрения. При проведении такого семинара можно назначить студента на роль ведущего семинара. Он получает все полномочия преподавателя: назначает докладчика, выбирает выступающих, оппонента и рецензента, которые должны показать ошибки, уязвимые места и предложить свой вариант.

Каждый вид семинара имеет свою методику его проведения, о чем коротко было изложено выше. Общими методическими рекомендациями по проведению семинарского занятия являются следующие:

- необходимо определить круг вопросов, подлежащих обсуждению и сообщить их студентам не позднее, чем за неделю до проведения занятия;

- подобрать литературу, доступную студентам и обратить их внимание на те моменты, которые будут обсуждаться на семинаре;

- распределить формы участия студентов: докладчик, содокладчики, индивидуальные сообщения;

- руководить работой семинара: сделать вступительную беседу, уточнить понятия, иллюстрировать их примерами, сделать выводы, оценить степень участия студентов в работе.

Лабораторные занятия по психологии являются необходимым звеном учебного процесса. Они необходимы в курсах общей и экспериментальной психологии.

Цель лабораторных занятий - обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.

Здесь студент практически знакомится с основами экспериментальной психологии, ему прививается профессиональный интерес к эксперименту, он приобретает первые практические навыки проведения опытов, отрабатывает ряд классических методик.

Практическое знакомство с экспериментальными методами психологии содействует более полному и глубокому усвоению психологии как экспериментальной науки.

Лабораторные занятия по психологии можно подразделить на два вида: 1) занятия, проводимые в лабораторных условиях с использованием технической аппаратуры и специального оборудования; 2) проводимые в обычной аудитории.

В лаборатории можно знакомить студентов с особенностями организации и проведения лабораторного эксперимента. Например, ознакомить с иллюзией Шарпантье, исследовать константность восприятия формы, проследить процесс формирования двигательного навыка с помощью аппарата Руппа и др. Разработки таких лабораторных занятий можно найти в пособии Б. М. Сосновского.

Лабораторная работа на разных этапах учебного процесса выполняет различные функции. Например, при изучении нового материала ее целью является иллюстрация изучаемого. Так при изучении темы «Предмет и методы психологии» преподаватель просит нарисовать «Шепотреку», чтобы показать сложность и индивидуальность психики человека.

После изучения той или иной темы лабораторная работа служит закреплению знаний. Например, после изучения темы «Межличностные отношения» лабораторная работа, посвященная социометрическим методам исследования отношений в группе, будет не только формировать умения, но и закреплять знания, полученные на лекции.

Перед изучением темы лабораторная работа может быть использована с целью накопления фактов для последующего осмысления нового материала. Например, перед изучением темы «Воображение дошкольников» можно провести анализ приемов, используемых писателями для создания детских произведений. Это поможет в лучшей степени усвоить особенности воображения детей дошкольного возраста.

На лабораторных занятиях целесообразно предоставить студентам возможность пройти диагностическое обследование с помощью аппаратурных методик, познакомить с работой полиграфа (детектора лжи).

Успешное знакомство с психологическим экспериментом возможно лишь при выполнении определенных правил, которые должны быть доведены до сведения студентов.

1. Необходимо тщательное предварительное ознакомление студента с необходимым вопросами теории, с имеющимися в науке результатами, методикой предстоящего эксперимента, техническим оборудованием и аппаратом математической обработки.

2. В связи со строго лимитированным временем лабораторных занятий студенты должны четко знать и выполнять свои рабочие обязанности. В типовой экспериментальной группе это - экспериментатор, наблюдатель, ассистент, испытуемый.

3. При оформлении и анализе лабораторных работ следует обратить особое внимание на формулирование и аргументацию итоговых выводов. Эти выводы учитываются преподавателем на зачетах или экзаменах.

В обычной аудитории можно проводить лабораторные занятия, которые не требуют специального оборудования. Это работа в основном с диагностическими тестами, для которых достаточно наличия текстов заданий и бланков для ответов.

Здесь отрабатываются навыки постановки диагноза, обработки и интерпретации индивидуальных и групповых результатов.

Задачей преподавателя является обеспечение понимания студентами всех этапов диагноза и своевременный контроль уровня этого понимания у каждого студента. Это можно обеспечить лишь при небольшом количестве студентов в группе, поэтому для проведения лабораторных занятий учебная группа (25 чел. ) должна делиться пополам.

На аудиторных лабораторных занятиях обычно выполняются и различные упражнения при обучении психологов профессиональным навыкам (консультирования, делового взаимодействия, терапии и т. п. ). Например, работа в парах, техники «пустой стул», «групповой портрет», «групповая лепка» и др.;

На лабораторных занятиях целесообразно организовывать учебные демонстрации и опыты. Демонстрация - это показ преподавателем фрагментов экспериментов, иллюстрации психологических закономерностей, связей между явлениями и т. д.

К демонстрациям можно отнести:

- эксперимент Д. Н. Узнадзе с возникновением установки; иллюстрации иллюзий;

- просмотр фрагментов учебного фильма;

- театрализация (например, «Четверо в театре»: четыре студента демонстрируют поведение людей четырех темпераментов: холерика, сангвиника и меланхолика, опоздавших на представление. Студенты должны узнать, кто есть кто, и объяснить свой выбор).

Опыт предполагает выполнение определенного действия самими студентами с целью убедиться в достоверности явления.

К опытам можно отнести:

- опыт на установление различий между ощущениями и восприятиями (одного студента просят вытянуть руку ладонью вверх и закрыть глаза. Движения ладонью запрещается. Затем на ладонь преподаватель кладет какой-то небольшой предмет и просит студента сказать, что он чувствует. Студент обычно фиксирует только отдельные свойства предмета: легкий, холодный... После этого разрешается ощупать предмет, не открывая глаз, и сказать, что за предмет в его руке. Предмет теперь называется целостно: ключ, монета... ).. На основании опыта делается вывод о различиях ощущений от восприятий;

- опыт на воображение: студентам предлагается представить циферблат часов, где стрелки показывают 22 минуты седьмого, затем мысленно поменять стрелки часов местами и определить, который час;

- опыт, иллюстрирующий эффективность коллективного мышления;

- игру «Разгадывание ситуаций». Это популярная студенческая игра. Ведущий (преподаватель) дает краткое описание ситуации, которое не позволяет сразу определить суть. Студенты должны разгадать ее. Можно задавать ведущему уточняющие вопросы, но так, чтобы ответ можно было бы дать только «да» или «нет». Чем внимательнее студенты слушают вопросы друг друга, тем быстрее они разгадывают ситуации;

- опыт Аристотеля: студентам предлагается скрестить средний и указательный пальцы и между кончиками пальцев положить маленький хлебный шарик, круглую резинку, карандаш или просто прикоснуться этими скрещенными пальцами к кончику своего носа. У студентов возникнет представление, что они прикасаются к двум разным предметам, двум шарикам, двум карандашам, двум носам. Эта иллюзия возникает потому, что раздражаются две точки, которые на практике не работают вместе.

Практические занятия и практикумы в основе своей имеют практические методы и близки к лабораторным занятиям. Их особенность в том, что они имеют повторительный, обобщающий характер, проводятся после изучения целого раздела, курса. Проводятся они в стенах учебного заведения или вне его. Например, изучение особенностей мотивации учебной деятельности, особенностей общения школьников выполняются студентами под руководством преподавателя в какой-либо школе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...