Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.4. Урок по психологии




 

Основной формой обучения психологии в школе и средних специальных учебных заведениях является урок. Типология и структура, качественное своеобразие урока определяются его целями и содержанием, методами, особенностями учителя и учащихся.

Существуют разные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии урока.

В основу были положены способы проведения уроков, т. е. методы обучения (Ф. М. Кирюшкин), и выделялись кино-уроки, уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий. И сейчас мы употребляем эту классификацию, когда говорим «Сегодня у меня кино-урок».

Вторая классификация по содержанию материала: уроки математики, уроки русского языка, уроки общей, детской, возрастной психологии и т. д.

На основе анализа процесса обучения (С. В. Иванов):

а) вводный урок;

б) урок первичного ознакомления с материалом;

в) усвоения новых знаний;

г) применение полученных знаний;

д) урок формирования навыков;

е) закрепления, повторения, обобщения;

ж) контрольный урок;

з) комбинированный (синтетический, смешанный) урок.

Близка к предыдущей классификации классификация по основной дидактической цели, наиболее употребляемая в настоящее время (М. И. Махмутов). В ней выделяются:

а) комбинированные или смешанные уроки;

б) уроки по ознакомлению с новым материалом;

в) уроки закрепления знаний;

г) уроки обобщения;

д) уроки формирования и закрепления умений и навыков;

е) контрольные уроки.

Уроки имеют самое разнообразное построение, их нельзя строить шаблонно, по единой, раз установленной схеме. Но, несмотря на гибкость каждого урока, возможно выделить в уроке следующие основные элементы (Ю. Б. Зотов, Г. Д. Кириллова):

1. Формулировка темы занятия;

2. Цели и их мотивирование;

3. Проверка домашнего задания;

4. Изложение нового;

5. Закрепление новых знаний путем тренировочных упражнений;

6. Повторение изученного в виде беседы;

7. Проверка и оценка знаний;

8. Подведение итогов;

9. Домашнее задание;

10. Два организационных момента: в начале и в конце.

На каждом уроке присутствуют не все названные элементы. Сочетание этих элементов называется структурой урока. Структура зависит от типа урока, от темы, от умений учителя.

Например, комбинированный урок имеет несколько целей: проверить знания, закрепить их, дать новый материал и закрепить его, повторить пройденный, обобщить его. Отсюда и структура его может быть такой:

1. Проверка домашнего задания, закрепление знаний.

2. Изложение нового материала.

3. Закрепление новых знаний.

4. Повторение пройденного материала, его обобщение.

5. Задание на дом.

Структура урока – творчество учителя, только учитель определяет, где давать и проверять знания, где их закреплять и обобщать. Главное, чтобы структура урока, выбранная учителем, была оправданной, чтобы позволяла повышать эффективность обучения. Хороший урок – дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения урока во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен отвечать урок. Требования определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Общие требования к уроку можно разделить на три группы.

Дидактические требования(В. А. Онищук):

1. Четкое определение образовательных задач урока, а так же места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся. Сейчас широко распространен опыт передовых школ по формулированию целей и задач на специально подготовленных стендах «Что сегодня на уроке», где указывается, что и на каком уровне учащиеся должны усвоить и применить на практике, какие вопросы и задачи должны решить.

2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся. Это требование часто нарушается: у одних преподавателей остается много свободного времени, и они лихорадочно ищут, чем заполнить урок, другие отбирают чрезвычайно много материала и не успевают его изложить.

3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

4. Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения.

Воспитательные требования к уроку:

1. Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала.

2. Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью.

3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями.

4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

5. Соблюдение учителем педагогического такта.

Организационные требования к уроку:

1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.

2. Организационная четкость проведения урока.

3. Создание гигиенических условий.

4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обучения.

В настоящее время ведется большая работа по повышению эффективности урока. Ю. К. Бабанским, В. А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока:

1. Нацеленность урока на конечный результат. Эффективным можно считать лишь тот урок, который обеспечивает успешное решение всего круга задач образования, воспитания и развития учащихся, определяемых возможностями программы, потребностями общества и реальными учебными возможностями учащихся.

2. Повышение роли урока в воспитании учащихся, в формировании у учащихся научного мировоззрения, личностных качеств, дисциплинированности, ответственности.

3. Совершенствование методов обучения. Необходимо расширить круг методов обучения, применяемых учителем. В настоящее время важно формировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания, поэтому актуальны методы самостоятельной работы. Усилению практической направленности обучения способствуют практические методы. Использование методов контроля позволит своевременно устранять недочеты в знаниях учащихся, вносить в них коррективы. Каждый метод в лучшей степени решает ту или иную задачу, использование разнообразных методов позволит более эффективно решить учебно-познавательные задачи.

4. Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения, чтобы устранить перегрузку учащихся. Выделение главного способствует повышению качества знаний и умений школьников, развивает мышление учащихся, т. к. выделение главного всегда связано с анализом материала, сравнением, обобщением, классификацией.

5. Оптимизация домашнего задания. Оно не должно увеличивать нагрузку учащихся, поэтому важно повышать обучающую роль урока, основное учить на уроке.

6. Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся. Он способствует проверке усвоения учащимися материала, стимулирует систематическую работу, выявляет типичные ошибки и затруднения школьников.

7. Повторение материала на уроке – условие прочного усвоения знаний. Большое значение имеет межпредметное повторение.

Таким образом, урок является основной формой обучения школьников и учащихся средних специальных учебных заведений. К уроку предъявляется много требований, направления его совершенствования безграничны.

Неотъемлемой частью учебного процесса в каждом учебном заведении выступает самостоятельная работа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...