7.4. Урок по психологии
Основной формой обучения психологии в школе и средних специальных учебных заведениях является урок. Типология и структура, качественное своеобразие урока определяются его целями и содержанием, методами, особенностями учителя и учащихся. Существуют разные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии урока. В основу были положены способы проведения уроков, т. е. методы обучения (Ф. М. Кирюшкин), и выделялись кино-уроки, уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий. И сейчас мы употребляем эту классификацию, когда говорим «Сегодня у меня кино-урок». Вторая классификация по содержанию материала: уроки математики, уроки русского языка, уроки общей, детской, возрастной психологии и т. д. На основе анализа процесса обучения (С. В. Иванов): а) вводный урок; б) урок первичного ознакомления с материалом; в) усвоения новых знаний; г) применение полученных знаний; д) урок формирования навыков; е) закрепления, повторения, обобщения; ж) контрольный урок; з) комбинированный (синтетический, смешанный) урок. Близка к предыдущей классификации классификация по основной дидактической цели, наиболее употребляемая в настоящее время (М. И. Махмутов). В ней выделяются: а) комбинированные или смешанные уроки; б) уроки по ознакомлению с новым материалом; в) уроки закрепления знаний; г) уроки обобщения; д) уроки формирования и закрепления умений и навыков; е) контрольные уроки. Уроки имеют самое разнообразное построение, их нельзя строить шаблонно, по единой, раз установленной схеме. Но, несмотря на гибкость каждого урока, возможно выделить в уроке следующие основные элементы (Ю. Б. Зотов, Г. Д. Кириллова):
1. Формулировка темы занятия; 2. Цели и их мотивирование; 3. Проверка домашнего задания; 4. Изложение нового; 5. Закрепление новых знаний путем тренировочных упражнений; 6. Повторение изученного в виде беседы; 7. Проверка и оценка знаний; 8. Подведение итогов; 9. Домашнее задание; 10. Два организационных момента: в начале и в конце. На каждом уроке присутствуют не все названные элементы. Сочетание этих элементов называется структурой урока. Структура зависит от типа урока, от темы, от умений учителя. Например, комбинированный урок имеет несколько целей: проверить знания, закрепить их, дать новый материал и закрепить его, повторить пройденный, обобщить его. Отсюда и структура его может быть такой: 1. Проверка домашнего задания, закрепление знаний. 2. Изложение нового материала. 3. Закрепление новых знаний. 4. Повторение пройденного материала, его обобщение. 5. Задание на дом. Структура урока – творчество учителя, только учитель определяет, где давать и проверять знания, где их закреплять и обобщать. Главное, чтобы структура урока, выбранная учителем, была оправданной, чтобы позволяла повышать эффективность обучения. Хороший урок – дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения урока во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен отвечать урок. Требования определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Общие требования к уроку можно разделить на три группы. Дидактические требования(В. А. Онищук): 1. Четкое определение образовательных задач урока, а так же места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся. Сейчас широко распространен опыт передовых школ по формулированию целей и задач на специально подготовленных стендах «Что сегодня на уроке», где указывается, что и на каком уровне учащиеся должны усвоить и применить на практике, какие вопросы и задачи должны решить.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся. Это требование часто нарушается: у одних преподавателей остается много свободного времени, и они лихорадочно ищут, чем заполнить урок, другие отбирают чрезвычайно много материала и не успевают его изложить. 3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 4. Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения. Воспитательные требования к уроку: 1. Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала. 2. Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью. 3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями. 4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся. 5. Соблюдение учителем педагогического такта. Организационные требования к уроку: 1. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2. Организационная четкость проведения урока. 3. Создание гигиенических условий. 4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обучения. В настоящее время ведется большая работа по повышению эффективности урока. Ю. К. Бабанским, В. А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока: 1. Нацеленность урока на конечный результат. Эффективным можно считать лишь тот урок, который обеспечивает успешное решение всего круга задач образования, воспитания и развития учащихся, определяемых возможностями программы, потребностями общества и реальными учебными возможностями учащихся. 2. Повышение роли урока в воспитании учащихся, в формировании у учащихся научного мировоззрения, личностных качеств, дисциплинированности, ответственности.
3. Совершенствование методов обучения. Необходимо расширить круг методов обучения, применяемых учителем. В настоящее время важно формировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания, поэтому актуальны методы самостоятельной работы. Усилению практической направленности обучения способствуют практические методы. Использование методов контроля позволит своевременно устранять недочеты в знаниях учащихся, вносить в них коррективы. Каждый метод в лучшей степени решает ту или иную задачу, использование разнообразных методов позволит более эффективно решить учебно-познавательные задачи. 4. Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения, чтобы устранить перегрузку учащихся. Выделение главного способствует повышению качества знаний и умений школьников, развивает мышление учащихся, т. к. выделение главного всегда связано с анализом материала, сравнением, обобщением, классификацией. 5. Оптимизация домашнего задания. Оно не должно увеличивать нагрузку учащихся, поэтому важно повышать обучающую роль урока, основное учить на уроке. 6. Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся. Он способствует проверке усвоения учащимися материала, стимулирует систематическую работу, выявляет типичные ошибки и затруднения школьников. 7. Повторение материала на уроке – условие прочного усвоения знаний. Большое значение имеет межпредметное повторение. Таким образом, урок является основной формой обучения школьников и учащихся средних специальных учебных заведений. К уроку предъявляется много требований, направления его совершенствования безграничны. Неотъемлемой частью учебного процесса в каждом учебном заведении выступает самостоятельная работа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|