Глава 15. В тени аддонов
Глава 15 В тени аддонов
Так получилось, что кинематограф стал видом искусства, вызывающим у зрителя максимальное сопереживание художественному действию, заметно опережая в этом и театр, и живопись, и музыку. Достаточно вспомнить, как при просмотре фильмов или анимационных лент дети пытаются погрузиться в мир происходящего на экране, используя для этого либо игрушечное оружие, либо кукольные «артефакты». Именно на этом стремлении строится инновация последних лет, а именно попытка создать интерактивный кинематограф, формирующий иллюзию того, будто бы зритель может определять ход сценического действия. Всё это в свою очередь становится созвучным компьютерным играм, которые как раз и есть специфический игровой и отчасти драматической акт, контролируемый человеком. Казалось бы, при чем здесь нуар? Дело в том, что именно нуар стал тем жанром, в котором впервые был использован прием, именуемый «субъективная камера». В моду он стал входить после фильма Фрица Ланга «М – город ищет убийцу» (1931). За безумным детоубийцей последовали преступники и авантюристы из лент Альфреда Хичкока. Однако на самом деле первым фильмом, целиком снятым «субъективной камерой», была нуар‑ лента «Леди в озере» (1947). Это была одна из экранизаций романов Рэймонда Чандлера, где главным действующим лицом был Филипп Марлоу. Режиссер Роберт Монтгомери не только использовал повествование закадровым голосом, но и за исключением трех эпизодов, когда Марлоу обращается непосредственно к зрителям, показал весь фильм в буквальном смысле глазами главного героя, когда публика видит то же самое, что и Марлоу. Надо сказать, что Чандлер и как писатель, и как создатель весьма известного персонажа Филиппа Марлоу был против этого приема. Впрочем, киностудия (фильм снимался на MGM) утверждала, что это будет «революционный подход», который произведет переворот во всем кинематографическом производстве. В то же самое время «субъективная камера» была использована более удачно и интересно в другом нуаре – картине Делмера Дэйвса «Черная полоса» (она вышла на экраны также в 1947 году). Первая часть фильма являет собой действие, показанное зрителю глазами главного персонажа – Винсента Перри, которого играл Хамфри Богарт. Весьма примечательно, что полностью лицо Хамфри Богарта можно увидеть только на 62‑ й минуте фильма, после того как его герой снимает бинты и смотрится в зеркало. Все предшествующие сцены с героем показаны либо с его точки зрения, либо таким образом, что его лицо скрыто тенями или бинтами.
Как видим, именно нуар активно использовал субъективную камеру, тем самым вольно или невольно определив суть некоторых компьютерных игр. На самом деле взаимоотношения кинематографа и геймерского мира нельзя назвать исключительно удачными. Экранизации компьютерных игр, как правило, провальные, попытка перенести кинематографическое действие в игровое пространство тоже не всегда была успешной. Впрочем, нуар, обладающий не только сюжетными, но и ярко выраженными визуальными особенностями, стал приятным исключением. Он весьма крепко прописался в игровом мире, чему и будет посвящена данная глава. Есть у компьютерного нуара свой несомненный лидер, так сказать, некоронованный монарх. Это трилогия о злоключениях измученного жизнью детектива Макса Пейна. Отнюдь не случайно обозреватели назвали это творение игрой‑ фильмом. Более того, как и положено качественному нуару, в игре сюжет совершенно не совпадает с фабулой и действие начинается с конца, причем игрок догадывается, что бо́ льшая часть персонажей «уже мертва». Но он понятия не имеет, почему это произошло. Макс Пейн как игровой персонаж – бывший детектив, который после гибели семьи перебрался в отдел по борьбе с наркотиками. Он расследует в течение нескольких лет дело о новом смертоносном наркотике, известном как «Валькирия». В итоге ему удается подобраться слишком близко к производителям этой страшной смеси. Дабы не дать правде выплыть на свет, бедолагу подставляют, после чего за ним начинает охотиться весь город: от полицейских до организованной преступности. Главный герой рассказывает свою историю, которая показывается либо через комикс‑ вставки между эпизодами, либо во время самого игрового действия. Например, в одном из клубов характерный для нуара закадровый голос сообщает: «На полу были разбросаны клочки окровавленной бумаги». И только сам игрок должен их собрать, чтобы Макс «вспомнил», что же на них было написано, то есть предлагается погрузиться в чужую память. Как отмечала критика: «Какие‑ то мелочи еще могут варьироваться, но главные составляющие неизменны в каждом прохождении. Игра предлагает нам общую картину, но без мелких деталей: писем, звонков, любопытной информации, которую нужно отыскать самому, чтобы почувствовать себя частью происходящего».
Крутые парни из нуара перешли в компьютерные игры. Кадр из фильма «Ревущие двадцатые» (1939)
Действие игры‑ фильма происходит в Нью‑ Йорке, считавшемся вторым после Лос‑ Анджелеса «нуар‑ сити». Должным образом мрачный город из классического нуара предстает перед игроком в качестве безгранично коварного чудовища, готового погубить кого угодно. «Наркотики, проституция, насилие и убийства – все темные грани жизни выставлены напоказ. Город‑ монстр – изнанка обычной жизни Нью‑ Йорка. Изнанка, которую многие не замечают или не хотят замечать», – писалось в одном из обзоров игры. «Вокруг вас не просто стены, двери, дома и машины, но целый город мрака, отчаянья и безвыходности. Точно под стать внутреннему миру главного героя…»
Закон не всегда прав. Правило нуара и компьютерных игр. Кадр из фильма «Детективная история» (1951)
Неимоверный успех игры предопределил стандартный для дальнейших событий поворот – ее решили экранизировать и сделать полноценным фильмом. Однако сугубо киношный «Макс Пейн» не произвел надлежащего впечатления; не то чтобы фильм был совсем неудачным, качественно выдержанный в нуаровской стилистике, он смотрится легко, но в то же время столь же легко забывается. Изначально роль Пейна планировали отдать Клайву Оуэну. Руководствовались его опытом в крупномасштабных боевиках – он снялся в «Пристрели их», в некоторых моментах близкой к нуару ленте. К тому же в фильме «Дитя человеческое» Оуэн сыграл довольно пессимистичного, разочарованного жизнью героя, что довольно близко к образу Макса. Однако в итоге роль потрепанного жизнью детектива исполнил Марк Уолберг. Его пришлось долго уговаривать сняться в киноверсии игры. О «Максе Пейне» он ничего не слышал и не раз говорил, что его карьера еще не настолько провальная, чтобы он принимал участие в подобных проектах. Однако он изменил свое мнение после прочтения сценария и даже освоил компьютерную игру. Впрочем, компьютерный нуар не исчерпывается «Максом Пейном». Не менее популярным был проект «Лос‑ анджелесский нуар» (L. A. Noire). Это нуар‑ квест, в котором надо беседовать со свидетелями, выбирая реплики из предложенных вариантов, собирать улики, искать преступников. В игре есть масса киносюжетов, типичные для нуара джазовые композиции, характерные персонажи. Как положено качественному нуару, его действие происходит в Лос‑ Анджелесе образца 1947 года. Главным персонажем является Коул Фелпс, обычный полицейский. Для него все меняется после того, как были зверски убиты несколько его бывших сослуживцев – офицеры морской пехоты. В ходе расследования выясняется, что некоторые из них продавали излишки морфина, а средства, вырученные от наркоторговли, шли на поддержку программ «Фонда развития пригородов». И тут кроются неприятные сюрпризы. Фонд, казалось бы созданный с благими намерениями, на самом деле являлся прикрытием для страхового мошенничества. В конце концов оказывается, что это лишь верхушка айсберга. В ходе игры возникают погони, перестрелки, похищения. Ощущение отчаяния и типичной для нуара паранойи усиливается финалом игры, когда, спасая своих знакомых, Коул Фелпс гибнет в городской канализации. В эпилоге после титров, в «воспоминаниях» воспроизводятся сцены, приведшие к событиям игры, а именно разговор офицеров на корабле, везущем излишки морфина.
Лос‑ Анджелес. Как и в кино, так и в компьютерных играх – место действия классического нуара. Кадр из фильма «Бульвар Сансет» (1950 год)
Если говорить о необычных компьютерных нуарах, то здесь, несомненно, первенство у появившейся на свет в 2013 году игры «Волк среди нас» (The Wolf Among Us). Главный герой – типичный нуар‑ детектив, циничный и жестокий. Он расследует убийство в маленьком городке. Сам сюжет развивается в характерном для нуара направлении; необычным же здесь является то, что часть персонажей взята из европейских сказок. В итоге детектив Бигби Вольф – это «большой и страшный серый волк» и т. д. Действие происходит в 1986 году, когда некоторые сказочные существа перебрались в мир реальных людей, но скрываются, напуская на себя чары. Идея скрестить нуар и фэнтези не нова – она была ярко воплощена в романах Глена Кука о приключениях детектива Гаррета («Сладкозвучный серебряный блюз», «Золотые сердца с червоточинкой», «Холодные медные слезы» и т. д. ). Сама же игра про Волка базировалась на серии комиксов «Басни» Билла Уиллингема. Уиллингем переосмыслил многих классических персонажей сказок, повернув их другим углом к читателю, например, развод Белоснежки с Прекрасным принцем произошел из‑ за неверности последнего. Другим примером может служить один из главных героев комикса – Бигби Вольф, который не только получил способность принимать человеческое обличье, но и стал шерифом, пытаясь тем самым искупить свое темное прошлое.
Шляпа и выпивка – что ещё нужно для компьютерного нуара? Кадр из фильма «Убийцы» (1946)
Если вы ранее никогда не слышали про нуар и не знаете, что это, то тогда можно обратиться к игре «Посмертная фотография» (Post Mortem), которая не раз характеризовалась как своего рода учебник по нуар‑ стилю. Бывший детектив, уже давно отошедший от дел, соглашается на просьбу роковой красотки взяться за расследование нескольких преступлений. Единственное отличие от нуара классического состоит в том, что действие происходит не в Лос‑ Анджелесе, а в Париже. Впрочем, Париж показан как ночной, залитый дождями опасный город. Если же говорить о связи с интерактивным кино, то лучше указать на игру 2005 года «Фаренгейт», также известную под названием «Пророчество индиго». В ней главный герой может выбрать множество разных путей для разгадки тайны, при этом чем дальше, тем все более ветвистым и запутанным становится прохождение. В основе сюжета игры весьма популярная для нуара тема потери памяти. Главный герой, Лукас Кейн, обычный банковский служащий, обнаруживает себя в туалете замызганной забегаловки. В руке он держит окровавленный нож, а рядом лежит труп мужчины. Лукас совершенно ничего не помнит, но отчетливо понимает, что он никого не хотел убивать, и желает во всем разобраться. Это убийство оказывается не единственным преступлением, совершённым подобным образом. Хотя игра и следует одной сюжетной линии, в то же время ее сюжет нелинеен и позволяет игроку принимать по мере прохождения большое количество альтернативных решений. Например, в начальной сцене игрок получает контроль над Лукасом, который только что убил человека. Игрок может выбрать, в частности, что прятать, чего не трогать и как сбежать из забегаловки. От этого зависит, какие улики найдут детективы и в каком виде вспомнят его другие посетители кафе. Позже в течение целого эпизода детективам предстоит разгадать личность Кейна по всем возможным уликам. В игре возможны три окончания, зависящие лишь от результата финальных сцен.
Отдельно надо рассмотреть игры, которые посвящены организованной преступности: как‑ никак гангстерское кино вышло именно из недр нуара. Во‑ первых, укажем на весьма стильную «Мафию». Действие происходит в 30‑ е годы, в разгар гангстерских войн. Город, открытый для исследования и действия, пропитан безысходностью и отчаянием. Осенним вечером простой таксист Томми случайно встретил двух людей из клана Сальери, Сэма и Поли. За ними гнались члены противоборствующей семьи Морелло. Под дулом пистолета Томми был вынужден помочь мафиози скрыться от преследователей и в результате получил предложение «обращаться», если что‑ нибудь будет нужно, к Сальери. Томми решил для себя, что не будет связываться с преступностью, а потому решил продолжить работать таксистом. Однако это решение в корне изменилось, когда люди Морелло, выследив Тома, набросились с битами на его такси и стали избивать его самого. Затем один из гангстеров достал пистолет, и, помня о словах Сальери, Томми решил обратиться за помощью, так как, на счастье Тома, нападение на него произошло недалеко от ресторана Сальери. Он, еле вырвавшись, добежал до заведения и тем самым спас себе жизнь. После этого у Тома не осталось другого выхода, кроме как стать членом «семьи», начав тем самым свой путь по криминальной стезе. Игра закончится гибелью сделавшего себе преступную карьеру главного героя. В эпилоге прозвучат его мысли, что повторяет манеру и стиль закадрового голоса из множества нуаров: «Знаете, этот мир не управляется законами, написанными на бумаге. Он управляется людьми. Одними в соответствии с законом, другими – нет. От каждого человека зависит, каким будет его мир, каким он его сделает. А еще вам нужна уйма везения, чтобы кто‑ нибудь другой не превратил вашу жизнь в ад. И всё не так просто, как нас учили в начальной школе, но все же хорошо иметь твердые убеждения и придерживаться их в браке, в преступлении, в войне, везде и всегда. Я всё запорол, так же как Поли и Сэм. Мы хотели жить лучше, но в конце концов попали гораздо хуже, чем остальные. Знаете, я думаю, что во всем надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно всё. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить». Другой криминальной игрой, получившей известную популярность, стала «Омерта: город гангстеров». Действие разворачивается в 1920‑ х годах в городе Атлантик‑ Сити. Игроку предстоит открыть свой гангстерский бизнес и вырасти из простого капореджиме до большого босса. Игрок может зарабатывать как «грязные», так и «чистые» деньги. Способов заработать «грязные» деньги насчитывается довольно много: это подпольный бизнес в виде продажи пива, алкоголя или оружия, организация боев без правил и букмекерских контор и много иных развлечений сомнительного характера; к ним относятся также выполнение различных заданий и торговля с различными жителями города. «Чистые» деньги зарабатываются путем легального бизнеса типа продажи алкоголя через аптеки, отмывания денег (деньги можно отмыть как у чиновника, так и у соседей по городу) или сдачи в аренду жилых домов. Иногда игроку придется по сюжету вступать в схватку с полицейскими, бандитами из других группировок и даже Ку‑ клукс‑ кланом. Это явно указывает на то, что создатели игры пребывали под впечатлением от сериала «Преступная империя» (2010–2014). Специально под нуар была сделана игра «Саботажник», которая рассказывала о деятельности Сопротивления в оккупированном немцами Париже. Главный герой – автогонщик и автомеханик Шон Девлин, ирландец по национальности, решивший сделать посильный вклад в борьбу против немецкой оккупации. В этом он получает помощь от французского движения Сопротивления и британской разведки, имевшей на Шона и его отца зуб. Собственно от нуара здесь заимствована не только стильная картинка, но и то внимание, которое уделяется чувству тревоги. По умолчанию главный герой не вызывает у немецких солдат никаких подозрений. Если он на глазах у нациста начнет делать что‑ то провокационное (полезет на стену, возьмет в руки оружие, будет передвигаться украдкой, атакует кого‑ либо и т. п. ), то начнет заполняться индикатор подозрения. Прекращение действий или уход из поля зрения нациста остановит заполнение индикатора, после чего он постепенно обнулится. Если индикатор все‑ таки заполнится, то заметивший главного героя немецкий солдат попытается поднять тревогу, дунув в свисток. До того как он достанет свисток, игрок может его убить. Заполнение индикатора подозрения происходит еще и тогда, когда главный герой находится в так называемой зоне подозрения. Эти зоны присутствуют возле особо охраняемых объектов, а также появляются на том месте, где немецкий солдат заметил тело своего убитого товарища либо где был подозрительный шум (звук выстрела или взрыва). Зоны, возникшие при обнаружении убитого и при подозрительном шуме, вскоре исчезают. Завершить рассказ о компьютерном нуаре было бы логично упоминанием игры, которая воспринимается как синоним классического жанра, – «Отель Сумрак: комната 215». Как можно предположить, исходя из названия, действие игры разворачивается в старом отеле под названием «Сумрак». В это забытое богом место, расположенное в пригороде Лос‑ Анджелеса, бывший детектив Кайл Хайд прибывает по поручению босса, чтобы получить пакет с документами. Всё, что от него требуется, – зарегистрироваться в номере 215 и ждать, когда прибудет курьер. Однако при заполнении журнала посещений владелец гостиницы внезапно сообщает, что шесть месяцев назад в отеле уже останавливался человек с таким же именем, причем по описанию гость был очень похож на одного известного злодея, и поскольку это не может быть лишь элементарным совпадением, сыщик решает скрупулезно обследовать здание. Чтобы воссоздать события полугодовой давности, ему придется опросить не только служебный персонал, но и постояльцев. Отдельные из них довольно долго проживают в гостинице. В беседах с людьми важно четко продумывать линию поведения с тем или иным персонажем – любая не к месту сказанная фраза или не вовремя заданный вопрос могут сконфузить собеседника, и он откажется продолжать разговор. Обитатели же отеля не только стараются избегать общения, но и могут умышленно скрывать сведения или извращать наиболее значимые факты, выявить которые, не расположив людей к себе, не представляется возможным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|