Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.5. Самостоятельная работа по психологии




Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом контроле преподавателя, но без его непосредственного участия (Т. М. Краснянская). Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях – это воспитуемое качество. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения. Самостоятельная работа имеет определенные дидактические цели, основными из которых выступают:

- формирование умений самостоятельно добывать знания, приобретать умения и навыки, необходимые будущим специалистам;

- развивать у студентов профессиональное мышление на основе самостоятельной работы при выполнении индивидуализированных творческих заданий;

- формирование умений использовать специальную психологическую литературу;

- развитие познавательной активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

- развитие исследовательских умений.

К главным методам самостоятельной деятельности студентов относится работа с учебником. Работа с учебником в основном в школе и среднем специальном заведении может быть организована как на занятиях (семинарских, лабораторно-практических занятиях, уроках) так и как самостоятельное изучение какой-либо темы вне аудитории. Существуют две крайние точки зрения на работу с учебником:

а) это домашняя работа и преподаватели крайне редко ее организуют на занятиях (особенно в вузе);

б) использование учебника в качестве универсального средства, при этом учащиеся без определенной цели читают учебник 2-3 раза.

Учебник же пишется к определенной программе, помогает и преподавателю и студентам сориентироваться в том минимуме знаний, который должны усвоить учащиеся.

Основными дидактическими правилами организации работы с учебником являются следующие:

1. Правильный выбор темы для самостоятельной работы. На самостоятельную работу по психологии выносятся следующие темы:

- знания, по которым учащиеся в определенном объеме уже получили (в смежных дисциплинах) «Речь», «Темперамент», «Психология сенсорного воспитания» и т. д.;

- материал описательного характера. Например, игровой материал детей дошкольного возраста;

- самостоятельная работа на повторение, которое поможет воспринять новое. Например, повторить строение анализатора.

2. Работе с учебником должна предшествовать обстоятельная вступительная беседа, в которой разъясняется цель, порядок работы, словарная работа, вид работы. Учебники не конспектируются, но можно сделать таблицу, график, рисунок, схему. Например, таблица «Виды речи».

3. Оказание помощи, дифференциация заданий, т. к. интеллект у студентов разный. Например, студентам можно дать задания: одним самостоятельно усвоить тему, другим сравнить определения в разных учебниках, третьим подобрать примеры, иллюстрирующие теорию.

4. Обращать внимание на осмысленное усвоение материала, поэтому самостоятельная работа всегда контролируется.

5. Если работа с учебником проводится на уроке в школе или в среднем специальном заведении, то она не должна занимать весь урок, должна сочетаться с другими методами.

Работа с учебником может применяться на каждом этапе усвоения знаний:

а) работа по пройденному материалу включает в себя тренировочные упражнения, задачи, задания (есть почти в каждом учебнике после каждой темы);

б) перед изложением нового материала, особенно если есть рисунки (например, в теме «Восприятие» - двойные изображения, иллюзии).

в) есть еще один вид (очень спорный) работы с учебником – чтение книги 2-3 минуты перед ответом, проверкой домашнего задания. Одни преподаватели высказываются «за», другие преподаватели против этого вида деятельности.

г) рекомендуется изучать материал самостоятельно по образцу предыдущих тем. Некоторые дидакты считают, что учащиеся могут самостоятельно усвоить темы детской и возрастной психологии, если освоена общая психология. Например, могут самостоятельно усвоить тему «Учет темперамента в учебно-воспитательной работе с детьми», если в курсе общей психологии студенты уже освоили тему «Темперамент».

При закреплении материала особенно важен учебник. Существует закономерность мыслительной деятельности: для лучшего усвоения материала, необходимо неоднократно к нему возвращаться. В этом помогает, учебник. Нет необходимости читать весь текст, можно прочитать ответы на вопросы, определенные абзацы.

Аннотирование литературы также относится к формам самостоятельной работы. Аннотирование - это перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Примером может служить аннотация на монографию И. Ф. Игропуло.

«Игропуло И. Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология: Монография. – М.: Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

В монографии представлены результаты исследования проблемы обоснования состава, структуры и функций теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении. На основе структурно-номинативного подхода выявлены проблемно-эвристическая, логико-лингвистическая, модельно-репрезентативная, прагматико-процедурная подсистемы теории, установлена их иерархия, содержательные и формально-логические взаимосвязи между ними».

Следующей формой самостоятельной работы является конспектирование – краткое изложение какой-либо работы, статьи, книги. Целью данного вида деятельности является более точное усвоение основных идей автора, формирование мышления через развитие умений анализировать, обобщать, выделять главное. Для достижения большей точности конспект оформляется в формулировках автора. Конспект должен быть полным и точным. Для этого работу следует читать не менее двух раз: чтение в первый раз создает общее представление об основных идеях работы, во второй раз – выделяется главное, что и является основой конспекта.

Подготовка реферата или доклада часто используется в практике преподавания психологии. Рефераты могут быть трех видов:

а) критическая рецензия на научную работу. Она включает следующие пункты:

- обоснование актуальности проблемы;

- краткое изложение теоретических позиций автора;

- критический анализ доказательств исследования (верность эксперимента, точность обработки данных, логичность выводов и т. д. );

- особенности изложения (полнота или краткость, ясность или отсутствие логики);

- выводы о том, что является ценным, как может быть использована, что следует уточнить.

б) аналитический обзор литературы по теме может быть изложен в виде истории вопроса, его современного состояние, показа различных подходов авторов к его изложению. В данном виде реферата имеет место не простое описание мыслей тех или иных авторов, а выявление точек зрения, подтверждающих или противоречащих друг другу.

в) критический анализ дискуссии представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения на ту или иную проблему. Это самый сложный вид реферата, применяется на старших курсах, когда студенты, обладая достаточным уровнем знаний, способны изучить существо спора.

Учебно-исследовательские работы формируют профессионально значимые, исследовательские навыки психологов: умения подбирать методику, получать факты, обрабатывать их, а так же выявлять достоинства тех или иных методик.

Вся самостоятельная работа студентов является относительно самостоятельной, так как контролируется и направляется преподавателем. При учебно-исследовательской работе студенты консультируются с преподавателем по каждому этапу ее организации: при формулировании задач исследования, при подборе методик, составлении плана, при практической работе, обработке результатов и т. д.

В дидактике выделяются следующие виды учебно-исследовательских работ:

а) наблюдение за школьниками, дошкольниками, учителями с целью выявления особенностей тех или иных психических явлений;

б) овладение определенной методикой. Например, при изучении обобщающей функции мышления с предоставлением детям картинок (образная основа) и без них (вербальная основа) студенты определяют, какая методика более эффективна.

в) изучение индивидуально-психологических различий и средних показателей для данной возрастной группы. Например, определить какое число детей шестилетнего возраста обладает образным и абстрактным мышлением.

По данному виду работ студенты оформляют отчеты с приложением протоколов, описанием методик, с выводами.

Курсовые и дипломные работы – особый вид самостоятельной работы студентов. Сроки и место в учебном процессе данного вида самостоятельной работы определяются учебными планами. Темы дипломной и курсовой работы определяются совместно преподавателем и студентами, утверждаются на заседании кафедры и не подлежат изменению в течение года. Дипломная и курсовая работа имеют следующие структурные компоненты:

- введение, в нем определяются цель, гипотеза, объект, предмет, задачи, методы, база исследования;

- глава первая (теоретическая), в которой имеются 2-3 параграфа, в них дается анализ литературы по проблеме;

- глава вторая (практическая) в ней описывается проведенное исследование, она содержит 2-3 параграфа, в которых показываются методы исследования, технология обработки результатов, полученные результаты, описываются испытуемые;

- заключение, в котором делается вывод о работе в целом;

- список литературы;

- приложение с таблицами, схемами.

Курсовые и дипломные работы подлежат защите и оцениваются.

Домашнее задание студентам и учащимся может включать подготовку к семинарам, выполнение тренировочных упражнений, работу с учебником и т. д. Преподаватель обязан проконсультировать, в каком порядке ее выполнять, в какие сроки и в какой форме сдать для контроля, предупредить возможные ошибки и затруднения. При этом важно, чтобы она не привела к перегрузке учащихся и не была большой по объему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...