Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.6. Внеаудиторная работа по психологии




Внеаудиторная работа по психологии не связана с учебной программой и не представляет собой дополнительные занятия с целью отработки знаний, умений и навыков, определяемых учебной документацией.

Внеаудиторная работа по психологии способствует расширению и углублению знаний, формирует умения анализировать психологические факты, формирует интерес к психологии.

Начинать внеаудиторную работу полезно с вечеров вопросов и ответов. Преподаватель называет литературу, рассказывает интересные факты, приглашает в психологические кружки и лаборатории. Вечер вопросов и ответов может быть посвящен одной теме. Например, тема «Кто Я? » или тема «Мой интеллект», но на нем могут быть затронуты и несколько тем. Например, в темах «Занимательная психология» и «Тайны психики» заключены разные разделы психологии. Вечер необходимо готовить заранее, так как студенты часто не могут сформулировать вопросы или задают те, которые не относятся к психологии. Полезно заранее сделать объявление и предложить подавать вопросы в письменном виде, в заранее подготовленный конверт. Преподаватель может подготовиться, зная интересы студентов. При проведении вечера используются слайды, рисунки, фотографии, опыты, иллюстрирующие ответы преподавателя.

Психологические кружки в основном организуются на младших курсах. Психологические кружки – это объединение небольшого (10-15 человек) числа студентов. В содержание деятельности кружка включаются доклады, рефераты, просмотры фильмов, проведение экспериментальных исследований и т. д. Кружок имеет план работы, определенный день заседаний; организует его работу, как правило, староста. Заседание кружка, обычно, проводятся 1-2 раза в месяц и могут быть, посвящены одной теме, например, теме «Общение» или каждое заседание обсуждается новая тема.

Студенческие научные лаборатории – это объединение студентов вокруг одной научной проблемы. Руководит лабораторией, как правило, профессор или доцент. Деятельность лаборатории строится в основном на исследовании какой-либо темы. Студенты знакомятся с ней в теории, а затем на практике. О результатах научных изысканий студенты докладывают на конференциях, в печати. Материалы полученные в лаборатории используются при написании курсовых и дипломных работ. Студенческие научные лаборатории создаются на старших курсах, когда у студентов уже имеются определенный объем знаний.

Вечера встречи с практическими психологами, научными работниками, психиатрами, воспитателями и т. д. используются редко. Это связано с зачастую с тем, что многие преподаватели практикуют. Эти вечера так же имеют определенную тему, о которой студентам говорится заранее, чтобы они смогли подготовиться. Преподаватель должен оговорить с гостем круг вопросов, наметить, что он должен подчеркнуть. Сценарий может включать следующие моменты: а)вступительное слово преподавателя об актуальности проблемы; б)сообщение гостя о теоретической или практической значимости проблемы, ее состоянии на данный момент; в)вопросы и сообщения студентов; г)заключительная часть, в которой делаются обобщения и выводы.

Психологическую олимпиаду можно с успехом использовать как средство операционализации психологического знания.

Методические требования к данной форме обучения содержательно связаны с решением двух основных задач:

1. Учебная задача: олимпиада служит нетрадиционным средством закрепления психологических знаний и способствует их гибкому и рефлексивному использованию в практической ситуации (к тому же соревновательной по своей сути).

2. Развивающая задача: психологическая олимпиада благоприятствует расширению психологической компетентности личности, приобретению новых возможностей, как в аспекте самосознания, так и в сфере межличностных отношений.

Обозначенные цели перекликаются между собой.  Как указывает П. В. Меньшиков, при проведении олимпиады возникает проблема оценивания. Он приходит к мысли, что основным критерием оценивания может служить успешное использование обучающимися усвоенных психологических понятий в ситуации решения реальной, желательно профессионально значимой практической задачи.

Традиционно задания психологической олимпиады основываются на материалах различных разделов общей психологии «Познавательные процессы», «Индивидуально-типологические особенности личности», «Эмоционально-волевая сфера личности» и др. Вместе с тем возможно обращение к информации, находящейся в ведении специальных отраслей психологии. В частности, возможен творческий синтез знаний из общей, возрастной, педагогической, социальной и других областей психологии при составлении заданий олимпиады.

Задания психологической олимпиады можно дифференцировать на следующие типы:

-  задания, сформулированные в игровой форме (загадки, различные модификации кроссвордов, ребусы, анаграммы, психологическое лото и др. );

- задания, предполагающие интерпретацию психологических закономерностей;

- задания на установление отношений между психологическими понятиями;

- задания, предполагающие выражение собственной позиции участника олимпиады (по заданной психологической проблематике);

- задания, предполагающие практическое использование базовых психологических закономерностей.

Среди вышеуказанных типов заданий трудно указать какую бы то ни было иерархию: к примеру, нельзя утверждать, что задания с творческим содержанием всегда «выше по значимости», чем задания, в которых необходимо установить логико-функциональные отношения между психологическими понятиями.

При разработке самих текстов заданий психологической олимпиады можно использовать отрывки из произведений художественной литературы. Много полезного материала можно почерпнуть из публикаций, посвященных парадоксам и ресурсам психики, псифеноменам, этнопсихологическим и социально-психологическим феноменам. Особой разновидностью текстов выступают описания психологических экспериментов, результаты которых должен проинтерпретировать участник олимпиады. Также представляют интерес тексты заданий, где необходимо найти ошибки в рассуждениях. Для повышения интереса аудитории эти рассуждения из-за двусмысленного прочтения психологических терминов должны завершаться софистическим выводом (внешне логичным, но по сути неверным).

Каждый из этапов проведения олимпиады предусматривает систему критериев оценивания. Например, для оценивания ответов в индивидуальном первенстве используемся балльная система:

3 балла - правильный развернутый ответ с операционализацией психологических знаний;

2 балла - правильный, психологически содержательный односложный ответ;

1 балл - ответ, содержащий лишь житейские рассуждения.

Для оценки эффективности работы команд в ходе выполнения коллективного задания предпочтительно использовать два критерия:

- фактическая правильность и психологическая содержательность ответа;

- время, затраченное каждой из команд на выполнение задания.

Конкурс представителей команд и викторину оценивает группа экспертов (жюри) из числа студентов психологического факультета (или предварительно подготовленных ассистентов ведущего олимпиады).

Совместное задание представимо в различных методических фор'мах: коллективное отгадывание психологического кроссворда, интерпретация текстов с психологическим содержанием, разработка психологического эксперимента по заданной проблеме, задание в игровой форме.

Стоит указать на типовые ошибки, наиболее часто встречающиеся в ответах участников психологической олимпиады:

- подмена строгой психологической аргументации житейскими суждениями;

- неточное употребление психологической терминологии;

- недостаточное умение операционализировать психологическое знание, усмотреть в конкретном факте проявление общей психологической закономерности.

Другими формами внеаудиторной работы могут быть классные часы, психологические КВН, психологические конференции и т. д. Организация и формы внеаудиторной работы зависят от творческой активности преподавателя.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...