Домашнее задание. Группы встреч
Домашнее задание Запланируйте посещение центра профконсультирования, консультационного центра или любого другого учреждения, чтобы пройти там ряд тестов, включая инвентари интересов, тест способностей, проективный тест и тест, оценивающий личностные особенности. Обсудите с консультантом выявленные ограничения и наиболее полезную информацию, полученную из этого опыта. Рекомендуемая литература American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed. ). Washington, DC: American Psychiatric Association. Anastasi, A. (1998). Psychological testing (7th ed. ). New York: Macmillan. Bruno, F. (1994). Psychological symptoms. New York: John Wiley & Sons. Hood, А. В., & Johnson, R. W. (1997). Assessment in counseling: kguide to the use a psychological assessment procedures (2nd ed. ). Alexandria, VA: American Counseling Association. Janda, L. (1998). Psychological testing, theory, and applications. Boston: Allyn & Bacon. Jones, W. P. (1997). Decipheringthe diagnostic codes: A guide for school counselors. Thousand Oaks, CA: Corwin Press. Morrison, J. (1995). DSM-IVmade easy: The clinicians guide to diagnosis. New York: Guilford. Prediger, D. J. (1993). Multicultural assessment standards: A guide for counselors. Alexandria, VA: American Counseling Association. Reid, W. A., & Wise, M. G. (1995). DSM-TV training guide. New York: Brunner/Mazel. Seligman, L. (1998). Selecting effective treatments: A comprehensive, systematic guide to treating mental disorders (2nd ed. ). San Francisco: Jossey-Bass.
3 Часть Практика консультирования
9 глава Групповое консультирование В некотором смысле опыт группового консультирования отличен от психотерапевтического опыта, получаемого в рамках индивидуальных сессий. В обоих случаях системная процедура оказания помощи используется для того, чтобы направить усилия отдельных клиентов на улучшение их жизнедеятельности: подразумевается определение конкретных форм поведения, которые клиенты хотят изменить, понимание глубинных причин их проблем и изобретение стратегий, приводящих к конструктивным изменениям. Хотя индивидуальное и групповое консультирование объединяет общее теоретическое наследие, основные цели и желаемые результаты, но между ними также существуют огромные различия, которые заслуживают более внимательного рассмотрения. Нет никаких сомнений в том, что процесс группового консультирования более сложен и требует от ведущего большей подготовки, а предпринимаемые усилия имеют больший потенциал к совершению позитивных или, наоборот, негативных воздействий по сравнению с аналогичными усилиями, предпринимаемыми в рамках индивидуальных сессий. По этой причине студентам предлагается как дополнительная подготовка в области группового консультирования, так и предостережения относительно его разумного использования.
Виды групп Мы живем в мире групп: социальных, семейных, этнических, спортивных, студенческих, соседских, профессиональных и религиозных. По-настоящему мы одни лишь тогда, когда ведем машину или находимся в ванной комнате, но даже тогда наше уединение часто нарушается непрошеным вторжением других людей. Присутствует определенная амбивалентность в том, что большинство людей на протяжении всей жизни чувствуют себя частью групп: с одной стороны, мы возражаем против давления, которое испытываем, отвечая чужим ожиданиям; но с другой стороны, мы ценим поддержку, которую получаем, являясь частью чего-то большего, чем мы сами. Один из членов группы так описывает это хорошо всем знакомое чувство: Я действительно ценю всех вас, присутствующих в этой группе. Когда я с вами, я не чувствую себя так одиноко. Даже когда я не с вами, часть вас всегда остается со мной. Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 229 Я знаю, что вы заботитесь обо мне. Но мне совсем не нравится, когда вы начинаете указывать на неприятные для меня моменты, но если бы не ваши усилия, я бы навсегда застрял на одном месте. Однако иногда я чувствую, что группа меня подавляет. Есть вещи, которые я хочу сделать или о которых я хочу рассказать, но чувствую, что это унизило бы некоторых из вас. Много раз мне приходила в голову мысль, как свободно бы я себя чувствовал, если бы не приходил сюда.
В состав любой группы, независимо от того, является ли она социальной, профессиональной или психотерапевтической, входят люди, собранные вместе для достижения общих целей. Хотя у них могут быть (и обычно есть) личные мотивы и цели, которых они хотят достигнуть в результате своего личного участия в группе, тем не менее члены группы соглашаются с рядом основополагающих принципов, управляющих их коллективным поведением. Эти нормы и правила явно и неявно предопределяют как действия ведущего, так и поведение остальных членов группы. Группы имеют множество различных названий, которые используются достаточно произвольно, что приводит в легкое замешательство как простых людей, так и профессионалов. В таблице 9. 1 приводятся несколько наиболее общих видов групп. Различия существуют не только между отдельными видами групповой работы, но и в стилях руководства группой, каждому из которых соответствует свой набор целей (см. таблицу 9. 2). Кори (Corey, 2000) ставит вопрос о том, как лучше всего действовать ведущим — как фасилитаторам, учителям, психотерапевтам, катализаторам, дирижерам или просто более опытным членам группы. В то время как одни подходы сфокусированы на достижении групповой цели, заключающейся в построении большего доверия, близости и взаимной открытости, другие подходы полностью игнорируют групповые цели, помогая, вместо этого, каждому отдельному члену группы в достижении личных целей. Наряду с различными подходами к индивидуальному консультированию, рассмотренными в предыдущих главах, существует также множество теорий, предопределяющих поведение ведущих групп. Некоторые консультанты склоняются к использованию более директивных моделей обучения, которым отдают предпочтение когнитивные/поведенческие теории; другие же консультанты предпочитают опираться на модели, основанные на переживаниях, развиваемые в рамках гештальтистской, экзистенциальной и гуманистической философии. Спустя некоторое время, возможно, вы захотите ознакомиться с источниками, предлагающими более подробное рассмотрение теорий группового консультирования (Corey, 1999; Gladding, 1999), или вместо этого решите сосредоточить внимание на изучении более интегративной модели (Carrol, Bates, Johnson, 1997; Jacobs, Masson, Harvill, 1998; Shapiro, Peltz, Bernadett-Shapiro, 1998; Yalom, 1995).
Путаница существует не только вокруг различных стилей ведения групп, но и вокруг самих видов групп, каждый из которых предполагает свои особые цели, структуру и композицию. Вследствие этого разнообразия от вас ожидается выполнение множества функций в качестве консультанта и ведущего. Группы встреч К самой неопределенной категории групп относятся группы человеческих отношений, группы по раскрытию потенциала, Т-группы, тренинговые группы, группы встреч и Таблица 9. 1 Классификация стилей групповой работы
Источник: Kottler, J. А. (1984). Advanced group leadership. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Глава 9. ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 231
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|