Московская лингвистическая школа
Московская лингвистическая школа сформировалась в последней трети XIX в. под влиянием трудов, а главное — педагогической деятельности выдающегося русского учёного Филиппа Фёдоровича Фортунатова, который 25 лет (с 1876-го по 1902 г.) преподавал в Московском университете. Ее сторонники при исследовании всех сторон языка опирались на собственно лингвистические (формальные, реально представленные в языке) факты. Ф.Ф.Фортунатов воспитал блестящую плеяду учеников, которые прославили русскую науку и вывели Московскую лингвистическую школу на европейский уровень. Учениками Фортунатова были известные русские лингвисты Алексей Александрович Шахматов (1864-1920), Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933), Михаил Михайлович Покровский (1868 —1942), Вячеслав Николаевич Щепкин (1863-1920), Борис Михайлович Ляпунов (1862—1943), Виктор Карлович По- ржезинский (1870—1929), Николай Николаевич Дурново (1876— 1937), Дмитрий Николаевич Ушаков (1873—1942), Михаил Николаевич Петерсон (1885—1962), Василий Михайлович Истрин (1865-1937), Евгений Фёдорович Будде (1859—1929), Александр Иванович Томсон (1860—1935) и др. Основные положения Московской лингвистической школы содержатся в немногочисленных работах самого Ф.Ф.Фортунатова, опубликованных при его жизни. В заслугу Московской лингвистической школе следует поставить признание языка не только психическим, но и социальным явлением, тесно связанным с мышлением и подчиняющимся в своём развитии и внешним, и внутренним, собственно языковым законам; строгое разграничение описательного (синхронического) и исторического (диахронического) подхода в изучении языкового материала; признание системного характера языка; разработку теоретической грамматики, опирающейся на конкретные языковые факты (учение о форме слова); создание систематических сравнительных грамматик индоевропейских языков; введение термина морфология вместо употреблявшегося ранее термина этимология, который допускал смешение истории грамматических форм и их современного состояния; интерес к живым языкам и системное описание народных говоров; уточнение методики сравнительно-исторического анализа; открытия в области сравнительно-исторической грамматики индоевропейских и славянских языков (теория дивергентно-конвергентной эволюции языка, методика установления относительной хронологии, признание диалектного членения индоевропейского праязыка, восстановление ряда элементов фонологической системы индоевропейского праязыка, открытие важнейших закономерностей праславянского языкового единства и др.).
Общетеоретические взгляды Ф.Ф. Фортунатова: Он исходил из того, что язык должен быть предметом языковедения — развёрнутой системы знаний обо всех сторонах языка, имеющей собственные, лингвистические методы исследования. Язык, по мнению Фортунатова, представляет собой «совокупность знаков» для мышления и «для выражения мысли и чувствований» («Сравнительное языковедение», 1901). Знаки языка Фортунатов противопоставлял знакам речи: «Знаки языка в речи, как в выражении мысли и чувствований, могут заключать в себе такие видоизменения в произнесении их <...> которые сами служат знаками для выражения различий в чувствованиях, соединяющихся с знаками языка в речи...» (Избранные труды, т. 1, с. 122). К единицам языка Фортунатов относил не только слова, но и словосочетания и части слов. Под словом глава Московской лингвистической школы понимал «всякий звук речи» или «комплекс звуков речи», имеющий в языке значение отдельное от других звуков и звуковых комплексов, являющихся.
Язык, считал Фортунатов, — это строгая система, в которой всё взаимосвязано и взаимообусловлено. Ф.Ф.Фортунатов так же, как и его предшественники, был убеждён в том, что язык «существует главным образом в процессе мышления» («Сравнительное языковедение», 1901). Представлением же Фортунатов считал «тот след ощущения, который сохраняется некоторое время после того, как не действует уже причина, вызвавшая ощущение, и который впоследствии может воспроизводиться по действию закона психической ассоциации». Фортунатов настаивал на том, чтобы духовные явления не смешивались с физическими. Процесс мышления состоит в образовании чувства соотношения между представлениями как частями одной цельной мысли». Фортунатов говорит, что на основании ощущения того или иного предмета могут возникать представления о данном предмете, и тогда в мышлении устанавливаются отношения между этими определёнными предметами мысли. Фортунатов делает очень важный вывод, который делали до него и другие лингвисты, о том, что «не только язык зависит от мышления, но что и мышление, в свою очередь, зависит от языка; при посредстве слов мы думаем и о том, что без тех или других знаков не могло бы быть представлено в нашем мышлении, и точно так же при посредстве слов мы получаем возможность думать так, как не могли бы думать при отсутствии знаков для мышления, по отношению именно к обобщению и отвлечению предметов мысли» (выделено нами. — С.Ш.). В своей первой лекции, прочитанной в 1876 г., Фортунатов настойчиво проводит мысль о связи языка с жизнью общества, которому он принадлежит. Очень важным следует признать положение Фортунатова о том, что генеалогическая классификация языков не связана с делением человечества на расы. В 1895 г. он открыл закон о передвижении ударения в литовско-славянском праязыке от начала к концу слова. Одновременно с Фортунатовым и независимо от него этот закон применительно к литовскому языку был описан Ф. де Соссюром, поэтому в истории языкознания закон получил название закона Фортунатова — де Соссюра. Закон объясняет, почему иногда в современных славянских и в литовском языках у существительных при склонении происходит передвижение ударения с основы на окончание (ср. рус. вода — воду, нога — ногу), а в восточнославянских словах с полногласными корнями ударение падает то на первый слог, то на второй (ср. ворон — ворона, голод — голодный и пр.).
Грамматическую форму, по мнению Фортунатова, имеют далеко не все слова. Форма есть «способность отдельных слов выделять из себя для сознания говорящего формальную и основную принадлежность слова» («Сравнительное языковедение» // Избранные работы, т. 1, с. 137). Под основной принадлежностью Фортунатов понимал основу слова, под формальной — «аффикс». С помощью формальной принадлежности выражается грамматическое значение слова, с помощью основной — лексическое. Фортунатов делил все формы на два типа: формы словообразования и формы словоизменения. В зависимости от наличия у слов форм словообразования и форм словоизменения он и делит их на классы — грамматические и неграмматические. Неграмматические классы не имеют ни форм словообразования, ни форм словоизменения. Грамматические же классы могут иметь либо только формы словоизменения, либо только формы словообразования, либо те и другие формы одновременно. Грамматические классы Фортунатов разделил на две группы: А) слова с формами словоизменения и Б) слова без форм словоизменения. Учение о грамматической форме слова Фортунатов применил к типологической классификации языков мира, которую назвал морфологической. В зависимости от того, как проявляют себя основная и формальная принадлежности (т.е. основа и аффикс) в словах, Фортунатов разделил все языки на пять типов. Агглютинативные языки, у которых основа и аффикс остаются по своему значению отдельными, как бы склеенными частями слов (урало-алтайские языки). Флективно-агглютинативные языки, у которых основы слов сами имеют формы за счёт внутренней флексии, а отношения между основой и аффиксом такое же, как у агглютинативных языков (семитские языки). Флективные языки, представляющие флексию основ в сочетании основ с аффиксами (индоевропейские языки).
Корневые языки, в которых слова соответствуют корням слов в других языках, а форм слов, образуемых аффиксами, нет вообще (китайский, сиамский и другие языки). Полисинтетические языки, которые по образованию форм отдельных слов относятся к языкам агглютинативным, но выделяются в особый класс, потому что обладают дополнительно формами, образующими слова-предложения (языки американских индейцев). Синтаксис, вторая часть грамматики, вырастает у Фортунатова из морфологии. Основной единицей синтаксиса он считал словосочетание в его отношении к грамматической форме. Под словосочетанием Фортунатов понимал «то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения или выражение его части». Все словосочетания он делил на грамматические и неграмматические. К грамматическим относил такие сочетания слов, связь между которыми выражена либо формами отдельных слов, либо формами словосочетания (порядок слов, частичные слова); к неграмматическим — такие, в которых отношения между словами формами языка не выражены (например, поэт Пушкин). Все словосочетания глава формальной лингвистической школы делил на законченные и незаконченные, а предложение рассматривал как законченное словосочетание, где одно слово сочетается с другим, «как одна часть психологического суждения с другой частью психологического суждения». В законченном словосочетании должно быть грамматическое сказуемое и грамматическое подлежащее, которые соответствуют психологическому сказуемому и психологическому подлежащему, а если таковых нет, то словосочетание незаконченное и само становится частью законченного словосочетания, или грамматического предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|