Харьковская лингвистическая школа
Харьковская лингвистическая школа - одно из направлений отечественного языкознания 2-й пол. 19 в., представители к-рого (А. А. Потебня, Д. Н. Овсянико-Куликовский, A. В. Ветухов, А. Г. Горнфельд, М. А. Колосов, Б. А. Лезин, А. В. Попов, М. Г. Халанский, B. И. Харциев и др.) исследовали язык в широком культурном и историческом контексте. Изучая происхождение и развитие языков и словесности в связи с историей народа, учёные X. л. ш. исследовали фонетические и грамматические особенности вост.-слав. языков в их эволюции, собирали и изучали фольклор и художественные ценности, составляющие достояние национальной культуры. У истоков X. л. ш. стояли И. И. Срезневский («Мысли и замечания», 1831; «Мысли об истории русского языка», 1850) и его ученик П. А. Лавровский («О языке северных русских летописей», 1852). Наиболее значительные достижения X. л. ш. связаны с деятельностью Потебни. Уже в ранних своих работах Потебня открыто становится на сторону Гумбольдта и Штейнталя. В центре внимания Потебни оказались семантика и синтаксис (в то время как у его предшественников-компаративистов это были фонетика и морфология). Он пытался решать важнейшие проблемы языкознания (особенно взаимоотношения языка и мышления) комплексно, в тесной связи с историей культуры народа, его поэзией, легендами, верованиями, преданиями. Характерная черта лингвистических исследований Потебни — гармоничное сочетание теоретических установок с практическим анализом языкового материала. В грамматике же он всегда видел сложное взаимодействие содержания и формы. В учении о слове у Потебни много нового, необычного. Он отрицает полисемию, различает ближайшее и дальнейшее значения слова, по-новому ставит вопрос о внутренней форме слова. Он утверждает, что у слова несколько значений бывает только в словарях, а в речи каждый раз, как слово произносится или понимается, оно имеет не более одного значения, так как в речи слово соответствует одному акту мысли. Под словом понимается лишь звук, причём единство звука и значения следует тогда понимать не более как единство дупла и птиц, которые в нём гнездятся. Реальна не многозначность, а «однозвучность различных слов»
Потебня различал ближайшее и дальнейшее значение слова, а также социальное и индивидуальное в языке. Ближайшее значение, полагал он, народно, так как оно, во-первых, формально (в том смысле, что оно включает лишь самое общее, то, что вместе с представлением позволяет говорящему и слушающему понимать друг друга), во-вторых, общеизвестно. Дальнейшее значение лично, так как оно, во-первых, различно по качеству, во-вторых, различно по количеству элементов. В повседневной жизни используется лишь ближайшее значение слова. Отсюда и возможно взаимопонимание между говорящими. Языкознание занимается как раз ближайшим значением слова. Дальнейшее значение слова — предмет других наук. Потебня конкретизировал учение Гумбольдта о внутренней форме слова. В слове не два элемента (звук и значение), а три (звук, знак, т.е. внутренняя форма, и значение). Значение слова и знак (внутренняя форма) не тождественны. Значение — это сложная совокупность познанных человеком признаков; внутренняя же форма — лишь один из всех признаков: «Знак в слове есть необходимая (для быстроты мысли и для расширения сознания) замена соответствующего образа или понятия; он есть представитель того или другого в текущих делах мысли, а потому называется представлением». Внутренняя форма всегда связана со значением предшествующего слова (ср.бел — белок). Но внутренняя форма может и забываться.
Слово — это единство знака (т.е. внутренней формы), значения (т.е. содержания) и звуковой оболочки (т.е. внешней формы). В соответствии с этими значениями все слова в языке делятся на две группы: 1) слова вещественные и лексические (существительные, глаголы); 2) слова формальные и грамматические (предлоги и союзы). Потебня ставит знак равенства между грамматической формой и грамматическим значением. Грамматическая форма, по его мнению, есть элемент значения слова; она однородна с его вещественным значением; кроме того, она может и не иметь материального выражения (например, вид глаголов женить и атаковать никак материально не выражен). Формы в языке определяются также по смыслу. Не признавая лексической многозначности, Потебня столь же решительно отказался от грамматической многозначности. Члены предложения развивались параллельно с частями речи. Они взаимно влияли друг на друга: чёткая дифференциация одних вела к совершенствованию других. Предложение, по мнению Потебни, — основная языковая ячейка, в которой происходят семантические сдвиги и в которой формируются все смысловые категории языка. Первоначальное предложение представляло собою два существительных, из которых одно воспринималось как определяющее: Трава— зелень, Вода— свет. Потом постепенно существительное зелень (свет) внедряется в существительное трава (вода), и устраняется двойственность субстанции: Трава как зелень, Вода как свет —> Трава зелена, Вода светла. Потебня оказал огромное влияние на развитие русской лингвистики и шире — филологии. При его деятельном участии сложилась Харьковская лингвистическая школа, представители которой занимались разработкой проблем истории языка на широком культурно-этнографичском фоне: они создали труды по лингвостилистике, лингвопоэтике, историческому синтаксису, диалектологии, исторической морфологии, семасиологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|