Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки и условия возникновения сравнительно-исторического языкознания, его становление и развитие в период романтизма и натурализма.




4 Истоки СИЯ:

СИЯ - область языкознания, объектом которой являются родственные, т.е. генетически связанные языки.

- об установлении соотношений между родственными языками и описании их эволюции во времени и пространстве; сравнительно-историческое языкознание пользуется как основным инструментом исследования сравнительно-историческим методом; наиболее общая форма исследований - сравнительно-исторические грамматики (включающие в себя прежде всего фонетику) и этимологические словари (лексика).

СИЯ противостоит описательному, или синхроническому, языкознанию, нормативному и общему языкознанию.

Обычно возникновение сравнительно-исторического языкознания, прежде всего его ядра - сравнительно-исторической грамматики, связывают со знакомством европейских лингвистов с санскритом в кон. 18 в., недооценивая роль общего идейно-интеллектуального контекста, который складывался в научно-философской, литературно-художественной и общественной жизни Европы во второй половине 18 в. - первые десятилетия 19 в. К этому времени в естественных науках (прежде всего) был накоплен большой конкретный материал, давший основание первым универсальным классификциям и таксономиям, открывшим возможность рассматреть целое, определить иерархию его частей и предположить, что сама она есть результат действия неких общих законов.

Для сравнительно-исторического языкознания оказались важными также результаты исследований в области естественных наук, не получившие, однако, всеобщего признания, - об оформлении понятия системы, определяющей взаимодействие частей целого (ср. строго детерминистическую концепцию Кювье), нередко определяемой термином "организм", и о выдвижении идеи модели-архетипа (Р. Оуэн), объединяющей развитие всех реально засвидетельствованных конкретных типов.

В 10-х гг. 19 в. идеи сравнительно-исторического языкознания воплотились в исследованиях сравнительно-исторического характера, в которых была применена и соответствующая техника исследований, опиравшихся преимущественно на данные индоевропейских языков, и таким образом сравнительно-историческая грамматика этих языков стала ведущей дисциплиной сравнительно-исторического языкознания, оказавшей стимулирующее влияние на развитие других частных сравнительно-исторических грамматик.

Тем не менее сравнительно-историческое языкознание продолжает оказывать влияние на эти отрасли как в области общих идей, так и в области приемов и методов исследования, в структуре понятийного аппарата, в формах представления своих результатов и т.п. Более плодотворное и глубокое влияние сравнительно-историческое языкознание оказывает на другие лингвистические дисциплины, в частности на описательную (синхронную) грамматику, типологию и теоретическое языкознание. Наиболее значительные примеры этого влияния: 1) быстрое конструирование методов сравнительно-исторического языкознания и его практические успехи создали положение, при котором дальнейшее развитие сравнительно-исторического языкознания требовало выработки новых методов и аспектов исследования; понятие системы, различение синхронии и диахронии и т.п., объясняемые из внутренней ситуации, стали объектом описательного или теоретического языкознания; 2) разработка причинных исторических связей в сравнительно-историческом языкознании повлияла на тот интерес к исследованию зависимостей языковых элементов в синхронном состоянии, который в конечном счете привел к понятию языковой системы; 3) исследование универсалий и "фреквенталий" в историческом развитии языка явилось одним из важных стимулов для создания принципов лингвистической типологии; 4) идеи "историзма" и "сравнения" аналогичных или гомологичных языковых элементов повлияли на синхронное исследование языка и типологию. Хотя эти идеи присутствовали обычно в скрытом виде, их роль в конструировании нового ("неисторического") аспекта языкового исследования несомненна. Со своей стороны сравнительно-историческое языкознание оказалось восприимчивым к тем импульсам, которые исходили от смежных лингвистических дисциплин. Примеры этого обратного влияния на сравнительно-историческое языкознание: различение синхронического и диахронического аспектов языка (отсюда попытки строить историю языка как совокупность связанных друг с другом синхронных срезов); введение понятия системы (отсюда установка на преодоление атомизирующей эмпирии в сравнительно-историческом языкознании за счет конструирования и анализа системы элементов или хотя бы подсистемы). Используемый в сравнительно-историческом языкознании метод внутренней реконструкции также предполагает системный подход к языку и взаимозависимость элементов системы: по известным остаткам системы восстанавливаются другие элементы или даже достраивается вся система; вводятся и другие понятия, связанные с системой: давление системы, "пустые клетки" (caves vides), цепная реакция, оппозиции, маркированный / немаркированный члены и т.п. (ср. усиленное использование этих понятий в "причинно-телеологических" исследованиях Трубецкого, Якобсона, Н. ван Вайка,

 

1. С 16 в одт. ученые отмечали закономерное развитие из одних яз. фактов др.. Постелус пытается построит первую классиф. родствееных Яз. Эта проблема волнует в 17-18 в. Лейбниц дает первую классиф. всех яз-в мира. Ломоносов - родство славянских, финоугорских яз-в. 2. обилие лексикографических работ (18 в) в России, Ит, Фр, Исп. 3. философские идеи 17-18 в (И. Гердер - о самобытности народа, о необходимости изучать ист. Я в тесной связи с историей народа) 4. Географ. открытия 5. 1786 г доклад Джоумса о санскрите 6. Шлегель «О Я и мудрости индусов». Неверно: санскрит - источник всех евр. яз-в. Идея- Я нужно сравнивать на основе грам элементов, т к они природны 7. пробле происхожд яз (русо,дидро.)

Итог -создали СИМ-1й гаучн метод изучения яз (предвестники Вико,Гумб, Шлёцер)

Георгиев: 3 периода 1) пер. пол 19 в - до сер. 19 в: романтизм; натурализм 2) с 70-х г 19 в - до нач. 20 в (младограмматика) 3) нач 20 в - до наш. дней. РОМАНТИЗМ интерес к нац истории,культур традиц. Сравнение родст яз, пр-п историзма, возм-ть выявить законы развития и функц яз. проблема пра языка.

В русском языкознании начXIX в. основное внимание - проблемам общего языкознания и развитию положений М.В. Ломоносова о родстве и общности происхождения славянских языков.

А.Х. Востоков: возникновение в Рос­сии сия. после изучения памятников древнерусской и славянской письменности - "Рассуждение о славянском языке". Цель - сказать нечто о строении церковнославянского языка в древнейшем его виде и заметить перемены, которым он в течение веков подвергался. В истории слав и рус языков выделяет три периода: древний, средний и новый (новый славянский язык, язык печатных церковных книг). мысль о возможности восстановления системы праславянского языка: На материале слав языков показывает закономерность измен в области глас звуков

- критерии для сравнения лексики: Первоклассные слова (обозначают чел-ка, части тела, родственные связи, главн объекты окр прир, важные качества, местоимения и числительные) и Второклассны е (названия орудий, ремесел, искусств и т.д.)

-В первой четв XIX в, работы, необходимость сравнительного и исторического подхода к изучению язх фактов. немец языковед Ф.Бопп "Система спряжения в санскрите в сравнении с греч, лат, персид и герм языками", основы научного языкознания. За основу сравнения -грамматический строй, анализируя законы и происхождение форм, выражающих грамматические отношения. рассматривает одну сторону языка - глагольную флексию. Сравнивая глагольные формы в выбранных для исследования языках, он показывает, что они в основном общ. - к признанию единства грамматической системы. Он объясняет формы одного языка сравнением с формами другого. главную работу - "Сравнительная грамматика санскрита, зенда, греческого, латинского, литовского, готского и немецкого языков" - доказывает родство всех известных ему индоевропейских языков (именно Бопп ввел термин "индоевропейские языки"). Стремился вывести аффиксы современного языка в Европе к первичным древним корням. Нужно сравнивать не целые слова, а составные части.

Я.Гримм "Немецкая грамматика" историческая фонетика германских языков, изменения согласных, в результате первого германского передвижения согласных.

язык человека возник естественным путем. три ступени развития Яз: 1) рост и становление корней и слов;2) появляются флексии, суффиксы и более смелое словосложение; язык поэтичен; 3) язык приобретает ясность мысли, гармоничность.

-отождествляет язык с природным организмом. признал язык вечно изменяющейся категорией, в которой действуют противоречивые силы, или антиномии:

-способствовал изданию исторической грамматики и историческому подходу к изучению фонетики родственных языков

Р.Раск "Исследование происхождения древнесеверного, или исландского, языка". язык - средство познания происхождения народов и их родственных связей. Язык - предмет природы, и знание о яз предлагает философскому рассмотрению два предмета: 1) отношения между отдельными предметами природы, т.е. систему; 2) построение этих членов и того, что к ним относится, т.е. физиологию - понимание языка как системы,

-"лексические соответствия являются ненадежны —большое количество слов переходит из одного языка в другой независимо от характера происхождения и типа этих языков». но необходимость привлечения лекс материала др язв, ибо "язык, каким бы смешанным ни был, принадлежит вместе с другими к одной группе языков, если наиболее существенные, материальные, необходимые и первичные слова, составляющие его основу, являются у них общими". при сравнении слов- корень следует отделять от остальных частей, потому что если корни — носители материального значения слова — совпадают, то род­ство слов является неопровержимым, какими бы различными ни были окончания. Основой доказательства родства языков считает граммати­ческие соответствия и звуковые переходы. гр соответствия "являются более на­дежным признаком родства или общего происхождения, язык, очень редко или, никогда не перенимает форм склонения и спряжения у др языка". важность звуковых законов, "когда в двух языках есть соответствия в словах такого рода и в таком количестве, что могут быть установлены законы относительно буквенных переходов из одного языка в другой, то между этими языками имеются близкие родствен­ные связи". Установив закономерные звуковые соответствия, Раек сформулировал з акон первого передвижения согласных в германских языках

Раск —исследованиями скандинавских языков, особенно исландского, и систематическим доказательством места этих языков и взаимоотношений их с другими родственными им европейскими языками, Бопп — способ вовлечения санскрита в сравнение с языками, относящимися к нашей семье языков, анатомическо-генетическими исследованиями всего строя этих языков; Гримм - своим исследованием готско-германских языков и тем методом исторического анализа, который лег в основу дальнейших исследований

Натурализм:

Представители лингвистического натурализма,вдохновлённые успехами дарпвинизма, обратились к естествознанию, имеющемудело с генезисом биологических систем (организмов) и ставящему своей цельюоткрыть регулярные законы биологической эволюции. Внедрение в языкознаниепринципа натурализма означало распространение на изучение языка и речевойдеятельности принципов и методов естественных наук. Язык был признан природнымявлением, развивающимся независимо от воли говорящего, эволюционным путём(подобно росту кристалла, растения или животного) и существующим в материальнойформе, в виде звуков и знаков, которые воспринимаются органами слуха (илизрения). Было проведено резкое отграничение языкознания как естественнойнауки, изучающей фонетическое и морфологическое строение языка, объективныезаконы его развития, от филологии, имеющей дело с текстами как явлениямикультуры, как продуктами субъективного, сознательного творчества людейи дающей им на основе лексического и стилистического анализа эстетическуюоценку. На вооружение были приняты естественнонаучные методы наблюдения,сравнения и систематизации, а также моделирования исходных праформ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...