Младограмматизм, его достижения и кризис. Пересмотр традиционных проблем индоевропеистики в 20в., расширение и углубление сфер исследования.
Младограмматизм. 70-80-е XIX в Германии, критика взглядов старшего поколения языковедов-компаративистов — Ф.Боппа, Я.Гримма, А.Шлейхера и др. Критика за стадиальную теор развит яз, непринятие восстановл пра-формы, пренебр жив яз. - основатели: К.Бругмана, Г.Остхофа, Пауля, Дельбрюк. Лескин. Принципы: 1)историзм-изуч яз с учетом факта его разв истории 2)психологизм, учет человека говорящего. Изуч яз чз самонаблюдение 3)способы изуч жив и мертв яз-разные 4) индуктив подход к изуч яз (отказ от реш фунд проблем) Индивидуальный психологизм К.Бругман и Г.Остхоф "Морфологические исследования в области индоевропейских языков",Г.Пауль "Принципы истории языка», Б.Дельбрюк "Введение в изучение индоевропейских языков" Историзм - единственно научный принцип лингвистического анализа. Языкознание — наука культурно-историческая, общественная. ?взаимоотношения индивидуума и общества (Пауль): психология основой языкознания, поэтому учение о принципах развития строится на основе психологии. Индивид.яз!!! сферы психики: 1) сферу сознания, к которой относятся говорение, слышание, 2) сферу бессознательного: все языковые средства, используемые говорящими --не ясно, как психологически обусловленная речевая деятельность индивидуума влияет на историческое развитие языка- Звуков законы Звуковой закон = изменения, при которых звук меняется под влиянием соседних звуков, фонетической позиции и ударения. - Недостатки старых:недостаточно исследован реч механизм говорящ индивидуума, не уделяли внимания его психологии, пренебрегали новыми и новейшими периодами в их жизни. Бругман и Остхоф: изменить объект исследования на яз современн.
-установили и описали ряд звуковых законов (закон открытого слога, первую и вторую палатализации), систему для нахождения звуковых соответствий как между отдельными языками, так и в пределах каждого изучаемого языка. методоолг Пр-пы:1)з-ны носят универс характер, не завис от смысла слов, в которых проявляются 2) фонет законы регулярны и единнобразны, направления изменения звука одно и тоже у всех членов коллектива. -!изучение речи говорящего человека, а не письменных памятников прошлого -!учет при анализе истории языка действия звуковых законов и аналогии. Аналогии -вечн мех-м ч Д. примером действия фонетических законов = изменение (не чередование!) [к > ч] (ср.: пеку - печёт,.). Это изменение происходило в опреде условиях (перед всеми гласными переднего ряда), в определенное время, в определенном языке. Закон аналогии: признания активного характера реч Д говорящего. Она есть не воспроизведение готовых форм, а ассоциативная комбинаторная Д, в результате кот новые формы образуются по аналогии, по сходству с группами фактов, обычных в языке. домов-стол(ов) Синтаксис "Синтаксические исследования" Б.Дельбрюка. Г.Пауль-основы науч теор синтаксиса на псих основе, покончил с многовековым логической граммат. Специфика синтаксической концепции влияние ассоциативной психологии И.Гербарта и философии лингвистичекого позитивизма. Гербарт считал представления основным психическим феноменом, а ассоциацию - основным психическим процессом. непознаваемость находящихся в "сфере бессознательного" представлений,> "... предложение = выражением того, что в психике говорящего произошло соединение нескольких представлений. Двучленность -характерн особ-ть. выделяет граммкатегории психологич подлежащего и сказуемого. Псих подлежащее =то, что известно говорящему. в начале предл. Псих сказуемое = что-то новое, падает более сильное ударение.в 1сост предл-отсут член=самособой разумеющ.
Изменение значения слов "Принципах истории языка" Г.Пауль? о различных видах изменения значе слов. классификация этих изменений, основанная на логическом принципе, бис ецт акут. окказиональное и узуальное значения слова: похоже на потебню-ближайш и дальнейш значение. Причину изменения значений слов в неустойчивости индивидуальной психики, вызывающей смещение границ между узуальным и окказиональным значениями слова. 1) окказ значение чаще всего богаче узуального по содержанию и уже его по объему, т.е. 2) в узуальном плане слово может быть многозначным, окказионально же оно всегда однозначно. Пауль против Г.Штейнталя, который отрицал многозначность слова. П- критерии несводимости полисемии к моносемии: 1) невозможно дать простое определение, которое охватывало бы целиком весь объем значений 2) невозможно окказ употребление слова в полном объеме его значения. 1) сужение значения пиво, 2) расширение значения Brief, 3) перенос значения и 4) прочие случаи ("ухудшение" или "улучшение" значения, литота, гипербола и т.д.). лексики в профессиональную.
· Младограмматизм - ведущее направление в мировой лингвистике 1870-1910-х годов. · Представители: А. Лескин, Б. Дельбрюк, Г. Пауль Г. Остхоф, К. Бругман · Центр: Лейпцигский университет · Бругман превратил «младограмматизм» в самоназвание научного направления; под ним оно и вошло в историю языкознания. Близкие по идеям: В. Томсен К. Вернера Г.И. Асколи А.А.Шахматов А.И.Соболевского
Направления: Лейпцигский университет Основные положения: 1. нельзя ограничиваться только письменными памятниками, нужно учитывать современные языки и диалекты; 2. призывали изучать психофизический механизм человека (язык существует в индивиде, нужно изучать реального человека); 3. сформулировали звуковой закон; индивидуальный психологизм; выдвинули принцип историзма. Московская школа: - 1.психологический подход к языку; проявляли интерес к проблеме «язык и мышление»;2.рассматривали язык как социальный феномен; 3.анализировали становление литературного языка; проводили реконструкция индоевропейского праязыка. Казанская школа: 1. Первая формулировка фонологической теории: признавали психологизм, подчеркивали социальный характер; стремились к теоретическим обобщениям, к постановке кардинальных проблем.
Младограмматики: 1.Сохранили присущие лингвистике 19 в. представления о языкознании как исторической науке и о сравнении родственных языков как главной задаче лингвистических исследований. 2.По основной специализации ведущие младограмматики были индоевропеистами, хотя некоторые их современники пытались применить младограмматическую методику к сравнительно-историческому изучению и других языковых семей, в частности семитской, тюркской, уральской. 3.Были позитивистами по своему мировоззрению и отказывались от каких-либо обобщений, непосредственно не опирающихся на факты, к которым были склонны их предшественникиОни отказались, в частности, от изучения происхождения языка, общих закономерностей языкового строя, единственной научной классификацией языков признавали генетическую. 4.Младограмматики сознательно ограничивали свои задачи анализом конкретных фактов, относящихся к истории языков, и первичным обобщением этих фактов. 5.Младограмматики обращали большое внимание на точность и четкость методики исследований. 6.Конечная цель исследований - реконструкция праязыка для индоевропейской семьи, от которого через ряд промежуточных состояний произошли современные индоевропейские языки. Они не претендовали на восстановление реально существовавшего языка, понимая, что многое в нем воссозданию не поддается. 7.стремились проследить путь исторического развития тех или иных корней и форм языка от праязыкового состояния до современности. Основное внимание при этом обращалось на изучение звукового развития, выявление правил звуковых изменений, а также объяснение исключений из этих правил. В связи с этим младограмматики сохранили введенное А. Шлейхером понятие языкового закона. Согласно их представлениям, каждое звуковое изменение происходит механически, по законам, не знающим исключений, во всех словах, в которых имеется данный звук (исключения из действия законов возможны либо при действии какого-то другого закона, ограничивающего данный закон, либо при изменении слов по аналогии: в числительном девять в славянских языках начальный звук не закономерен; ср. романские и германские языки, где соответствующие числительные начинаются с носового; по-видимому, в славянских языках числительное изменилось по аналогии с десять).
8.пытались устанавливать определенные закономерности и в развитии грамматики, и в развитии значений слов. Однако здесь им не удалось установить столь же строгие законы, как в области исторической фонетики. Младограмматики принципиально ограничивались выяснением звуковых переходов в истории языков, отказываясь от попыток объяснения причин этих переходов. Звуковые и другие изменения они рассматривали изолированно друг от друга, не стремясь рассмотреть систему языка в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|