Проблемы речевого поведения
«Речевое поведение» - совокупность «речевых поступков», с внутренней языковой стороны определяемое закономерностями употребления языка в речи, а с внеязыковой - социально-психологическими условиями осуществления языковой деятельности. Деятельность - целенаправленная категория, которая естественным образом соотносится с категориями «намерение» и «средство». Категорию «намерения» можно соотнести с целью. Характером цели определяется стратегия коммуникации. Категория «средство» соотносится со средством достижения цели, то есть тактикой. Итак, цель в каждой конкретной ситуации достигается с помощью определенных приемов, называемых тактиками. Так, например, стратегия отказа в выполнении просьбы может реализоваться за счет применения нескольких тактик: а) выдать себя за некомпетентного человека; б) сослаться на невозможность выполнения просьбы; в) отказать без мотивировки. А.К. Михальская предлагает соотнести операции общения с двумя главными стратегиями, которые образуют противоположные полюсы общения: стратегия близости характеризует тенденцию к сближению, стратегия индивидуальности - тенденцию к отстранению. К этим стратегиям может примыкать дополнительная стратегия - отказа от выбора, когда человек предоставляет собеседнику самому определять, как сложатся дальнейшие отношения в речевой ситуации. Таким образом, автор выделяет стратегию «отстранения», «близости» и стратегию «предоставь выбор». Стратегия в рамках речевой коммуникации представляет собой осознание ситуации в целом, определение направления дальнейшего развития общения, организацию воздействия в интересах достижения цели общения. «Это выбор, учет и взаимоувязывание путей, ситуаций и средств, необходимых для достижения главной цели».
Говоря о предпосылках речевой стратегии, исследователи отмечают, что речевая стратегия реализуется не в изолированном виде, а в рамках более сложной ситуации. Еще до коммуникативного акта говорящий располагает тремя видами данных: информацией о предстоящем речевом событии, информацией о когнитивных прессуппозициях, информацией о ситуации или контексте. Выбрать нужную стратегию - значит определить наиболее эффективный путь к цели с учетом всей имеющейся в распоряжении говорящего информации. В процессе реализации коммуникативной стратегии должны быть решены следующие задачи: Достигнут контакт между коммуникантами. Привлечено внимание речевого высказывания к какому-либо факту/явлению. Изменен уровень информирования адресата речевого высказывания. Здесь важно, на наш взгляд, подчеркнуть, что речь идет не только об информации, но и об изменении установки собеседника, его взгляда, поведения.
Успешное решение главной коммуникативной задачи в значительной степени обусловлено выполнением частных задач коммуникативной стратегии. Современные авторы отмечают, что в естественном общении добиться поставленной цели с помощью одного единственного обращения к партнеру является скорее исключением, чем правилом. В ходе разговора собеседники применяют различные тактики. Динамический характер речевых тактик обеспечивает гибкость речевой стратегии. Номинации тактик осуществляется исследователями с помощью семантического инварианта через общее название в виде реплик-клише или с помощью определенных семантических «бирок». Составляющими речевых тактик являются коммуникативные ходы. Коммуникативный ход, или речевой ход, по ван Дейку, - функциональная единица последовательности действий в рамках глобальной задачи под контролем стратегии. «Коммуникативный ход – прием, выступающий в качестве инструмента реализации речевой тактики».
15. Понятие коммуникативной ситуации, ее составляющие и типы. Текст как связующее звено между коммуникантами. Диалог и монолог в речевом акте. Коммуникативная ситуация – это совокупность факторов, обуславл-щих возможность и характер коммуникации. Это сложный комплекс внешних условий общения и внутр. реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании (тексте). Структура комм-х ситуаций: 1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также параязыковые средства – жесты, мимика); 7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный); 8) место общения. Эти компоненты - ситуативные переменные. Изменение каждой из них ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом. Так, общение судьи и свидетеля в зале судебных заседаний отличается большей официальностью используемых обеими сторонами языковых средств, нежели общение этих же лиц не во время судебного заседания: меняется место, но все другие ситуативные переменные сохраняются неизменными.
Не нашла ТИПЫ КОМ.СИТУАЦИЙ! может есть у кого-то, скиньте плиз. это когда-то было на семинаре.
Коммуникат.намерение – осознанная мотивация общения, позиция адресанта и адресата обуславливает выделение таких типов ком-ой сит.как: диалог, монолог, полилог. Диалог –характ-ся сменой высказываний говорящих, здесь обязательна обратная связь. Монолог – речь обращена к самому себе или другому. Полилог – разговор, в кот.участвует больше 2 чел-к, в нем есть участник-наблюдатель (только слушает). Форма и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна, чем в диалоге. Эта форма естественной разговорной речи. 1 из компонентов разговорной речи явл-ся текст – целостная смысловая единица речи, кот.содержит в себе самост-ое законченное сообщение. Эффективность общения м/у коммуникантами зависит от св-в текста: связности, смысловой целостности, композиционная завершенность единства и др.
Текст – сообщение, некот. информации, представленное ср-ми 1 языка. Типология текста по параметру цельности и связанности (с учетом грам-х норм языка): 1 – текст, облад-й цельностью и связанностью 2 – текст с цельностью, но без связанности (детские высказ-я, речь иностранцев) 3 – лишенные цельности, но связанность присутствует (спонтанные диалоги, считалки) 4 – тексты,характ-ся распадом, набор бессвязанных слов (шизофрения) Монологический тип текста – при регулируемом речевом пвд – внешняя цензура, автоцензуру (публицистика, наука). Диалогический тип текста – нерегулируемое речевое пвд (спонтанность, внезапность, непринужденность). Виды диалогической речи: 1 – исконная (нерегулируемое речевое пвд) 2 – неисконная (регулируемое реч.пвд)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|