Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы речевого поведения




«Речевое поведение» - совокупность «речевых поступков», с внутренней языковой стороны определяемое закономерностями употребления языка в речи, а с внеязыковой - социально-психологическими условиями осуществления языковой деятельности. Деятельность - целенаправленная категория, которая естественным образом соотносится с категориями «намерение» и «средство». Категорию «намерения» можно соотнести с целью. Характером цели определяется стратегия коммуникации. Категория «средство» соотносится со средством достижения цели, то есть тактикой. Итак, цель в каждой конкретной ситуации достигается с помощью определенных приемов, называемых тактиками. Так, например, стратегия отказа в выполнении просьбы может реализоваться за счет применения нескольких тактик:

а) выдать себя за некомпетентного человека;

б) сослаться на невозможность выполнения просьбы;

в) отказать без мотивировки.

А.К. Михальская предлагает соотнести операции общения с двумя главными стратегиями, которые образуют противоположные полюсы общения: стратегия близости характеризует тенденцию к сближению, стратегия индивидуальности - тенденцию к отстранению. К этим стратегиям может примыкать дополнительная стратегия - отказа от выбора, когда человек предоставляет собеседнику самому определять, как сложатся дальнейшие отношения в речевой ситуации. Таким образом, автор выделяет стратегию «отстранения», «близости» и стратегию «предоставь выбор».

Стратегия в рамках речевой коммуникации представляет собой осознание ситуации в целом, определение направления дальнейшего развития общения, организацию воздействия в интересах достижения цели общения. «Это выбор, учет и взаимоувязывание путей, ситуаций и средств, необходимых для достижения главной цели».

Говоря о предпосылках речевой стратегии, исследователи отмечают, что речевая стратегия реализуется не в изолированном виде, а в рамках более сложной ситуации. Еще до коммуникативного акта говорящий располагает тремя видами данных: информацией о предстоящем речевом событии, информацией о когнитивных прессуппозициях, информацией о ситуации или контексте. Выбрать нужную стратегию - значит определить наиболее эффективный путь к цели с учетом всей имеющейся в распоряжении говорящего информации.

В процессе реализации коммуникативной стратегии должны быть решены следующие задачи:

Достигнут контакт между коммуникантами.

Привлечено внимание речевого высказывания к какому-либо факту/явлению.

Изменен уровень информирования адресата речевого высказывания. Здесь важно, на наш взгляд, подчеркнуть, что речь идет не только об информации, но и об изменении установки собеседника, его взгляда, поведения.

 

Успешное решение главной коммуникативной задачи в значительной степени обусловлено выполнением частных задач коммуникативной стратегии.

Современные авторы отмечают, что в естественном общении добиться поставленной цели с помощью одного единственного обращения к партнеру является скорее исключением, чем правилом. В ходе разговора собеседники применяют различные тактики. Динамический характер речевых тактик обеспечивает гибкость речевой стратегии. Номинации тактик осуществляется исследователями с помощью семантического инварианта через общее название в виде реплик-клише или с помощью определенных семантических «бирок».

Составляющими речевых тактик являются коммуникативные ходы. Коммуникативный ход, или речевой ход, по ван Дейку, - функциональная единица последовательности действий в рамках глобальной задачи под контролем стратегии. «Коммуникативный ход – прием, выступающий в качестве инструмента реализации речевой тактики».

15. Понятие коммуникативной ситуации, ее составляющие и типы. Текст как связующее звено между коммуникантами. Диалог и монолог в речевом акте. Коммуникативная ситуация – это совокупность факторов, обуславл-щих возможность и характер коммуникации. Это сложный комплекс внешних условий общения и внутр. реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании (тексте).

Структура комм-х ситуаций:

1) говорящий (адресант); 2) слушающий (адресат); 3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим 4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская); 5) цель; 6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также параязыковые средства – жесты, мимика); 7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный); 8) место общения.

Эти компоненты - ситуативные переменные. Изменение каждой из них ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

Так, общение судьи и свидетеля в зале судебных заседаний отличается большей официальностью используемых обеими сторонами языковых средств, нежели общение этих же лиц не во время судебного заседания: меняется место, но все другие ситуативные переменные сохраняются неизменными.

 

Не нашла ТИПЫ КОМ.СИТУАЦИЙ! может есть у кого-то, скиньте плиз. это когда-то было на семинаре.

 

Коммуникат.намерение – осознанная мотивация общения, позиция адресанта и адресата обуславливает выделение таких типов ком-ой сит.как: диалог, монолог, полилог. Диалог –характ-ся сменой высказываний говорящих, здесь обязательна обратная связь. Монолог – речь обращена к самому себе или другому. Полилог – разговор, в кот.участвует больше 2 чел-к, в нем есть участник-наблюдатель (только слушает). Форма и смысловая связь реплик в полилоге более сложна и свободна, чем в диалоге. Эта форма естественной разговорной речи. 1 из компонентов разговорной речи явл-ся текст – целостная смысловая единица речи, кот.содержит в себе самост-ое законченное сообщение. Эффективность общения м/у коммуникантами зависит от св-в текста: связности, смысловой целостности, композиционная завершенность единства и др.

Текст – сообщение, некот. информации, представленное ср-ми 1 языка.

Типология текста по параметру цельности и связанности (с учетом грам-х норм языка):

1 – текст, облад-й цельностью и связанностью

2 – текст с цельностью, но без связанности (детские высказ-я, речь иностранцев)

3 – лишенные цельности, но связанность присутствует (спонтанные диалоги, считалки)

4 – тексты,характ-ся распадом, набор бессвязанных слов (шизофрения)

Монологический тип текста – при регулируемом речевом пвд – внешняя цензура, автоцензуру (публицистика, наука).

Диалогический тип текста – нерегулируемое речевое пвд (спонтанность, внезапность, непринужденность).

Виды диалогической речи:

1 – исконная (нерегулируемое речевое пвд)

2 – неисконная (регулируемое реч.пвд)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...