Понятие о системе и структуре языка. Специфика языковой системы. Проблема выделения языковых уровней. Полевая структура языка.
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Структурализм является одним из самых мощных направлением современного языкознания. Это направление восходит к учениям Фердинанда де Соссюра и Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ. О языке как системе впервые стал думать Фердинанд де Соссюр (1857–1913). Он никогда не употреблял слова «структура» в каком бы то ни было смысле. Для него самым существенным было понятие системы. Приведем некоторые из формулировок Ф. Де Соссюра: «Язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку»… «Язык — это система произвольных знаков»… «Язык — это система, все части которой можно рассматривать в их синхроническом единстве»… Ф. Де Соссюр утверждает что система имеет приоритет перед ее составляющими элементами (3, 186). Другим пионером в развитии структурного направления, как уже было сказано, является Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). Его представления предвосхитили современное понимание языка как системы. Он выдвигает свое понимание системы языка как совокупности, части которой связаны между собой отношениями значения, формы и т. д. (3, 358). Термин «структура» был введен основоположниками Пражской школы. Структура ими понимается как целое, состоящее, в противоположность простому сочетанию элементов, из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Совершенно новую трактовку слову «структура» дали представители Копенгагенской школы. Они освободили понятие структуры от элементов и стали рассматривать его исключительно со стороны отношений. Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон.
Система языка — это инвентарь его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям; структуру языка образуют отношения между ярусами и частями единиц; следовательно, структура языка — лишь один из признаков системы языка. Возникает вопрос, что значит системно-структурное изучение языка, какие аспекты языка при этом познаются особенно глубоко и эффективно. На него следует ответить следующим образом. 1.Системные принципы служат методологической базой для построения современных лингвистических теорий, для полевого принципа изучения иностранных языков. 2. Функции языка рассматриваются в их системном взаимодействии. 3. Сопоставляется система языка с другими знаковыми системами. 4. Классификация языков осуществляется на единой – системной – основе. 5. Принцип системности внедряется в сравнительно-историческое исследование языков. 6. Выясняются системные связи и отношения, их специфика на разных структурных уровнях языка и между уровнями. Таким образом, исходными критериями языковой системы являются: а) ее целостность; б) относительная неделимость элементов системы; в) иерархическая организация; г) структурность.
Языковая система - множество единиц данного языкового уровня (фонологических, морфологических, синтаксических и т. п.) в их единстве и взаимосвязанности; классы единиц и правила их образования, преобразования и комбинирования. В этом смысле говорят о фонологической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, лексической, семантической системе данного языка или (более узко) о системах (подсистемах) склонения и спряжения, глагола и имени, вида и времени, рода и падежа и т. п. Определение языка как системы восходит к Ф. де Соссюру, подготовлено трудами В. Гумбольдта и И. А. Бодуэна де Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ). Различают ядро системы, куда входят основные языковые единицы и правила, и её периферию — малоупотребительные факты, стоящие на границе литературного языка (устарелые, жаргонные, диалектные и др.); различают также ядро и периферию грамматической системы. В связи с функционально-стилистическим расслоением языка (разговорным, официальным, газетно-публицистическим, научным и др.) и принципиальной допустимостью несовпадения норм в разных стилях язык иногда определяется как система систем (или подсистем)
Уровни языка — основные ярусы языковой системы, её подсистемы, каждая из которых представлена «совокупностью относительно однородных единиц» и набором правил, которым подчиняются их использование и классификация. Единицы одного уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения (к примеру, слова, соединяясь, образуют словосочетания и предложения), единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую (так, фонемы составляют звуковые оболочки морфем, из морфем состоят слова, из слов — предложения). В качестве основных выделяются следующие уровни языка: фонемный; морфемный; лексический (словесный); синтаксический (уровень предложения). Картина уровневой организации языка значительно усложняется, во-первых, за счёт возможных комбинаций единиц одного У. я., не ведущих к образованию единиц другого уровня, и, во-вторых, за счёт существования единиц языка в абстрактной и конкретной форме (ср. «эмические» единицы — фонема, морфема и т. д. и «этические» единицы — фон, морф и др.). В ряде работ проводится мысль, что эмические единицы, например фонема, морфема, и этические единицы, например фон (аллофон) и морф (алломорф), должны рассматриваться как единицы, принадлежащие к разным У. я. Между тем эмическая и соответствующая ей этическая единица представляют собой одну и ту же единицу языка, но рассмотренную либо в абстрактной форме, как название класса [например, морфема — класс морфов (алломорфов)], либо в конкретной форме, как отдельный представитель этого класса (например, морф, или конкретная морфема). Эти единицы не обнаруживают разных способов сочетаемости. Они принадлежат одному и тому же объективному У. я. в онтологическом смысле, но могут входить в сферу разных «уровней анализа». Хотя степень сложности обычно характеризует единицы разных У. я., но это не обязательный, всегда различающий единицы разных У. я. признак. Слова обладают разной степенью сложности, но принадлежат одному У. я. Главным отличием единиц разных У. я. является их качественное своеобразие, проявляющееся в особенностях уровневой сочетаемости. В отдельных случаях в одной звуковой форме могут совпадать единицы разных У. я., качественно отличные друг от друга.
Главным принципом полевого моделирования системы языка служит объединение языковых единиц по общности их содержания – семантического и функционального. Единицы одного и того же языкового поля отражают предметное, понятийное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Полевая модель демонстирует диалектическую связь между языковыми явлениями и внеязыковым миром. В ней выделяется ядро и периферия. Ядро концентрирует в себе максимальный набор полеобразующих признаков. Периферию образуют языковые единицы с неполным набором этих признаков, и их интенсивность может быть заметно ослаблена. Они обычно являются экспрессивными образованиями. Критерии выделения ядра и периферии были разработаны чешскими лингвистами. Полевая модель системы языка хорошо соотносится с современными нейролингвистическими теориями, изучающими проблемы устройства и функционирования коры головного мозга. Установлено, что «упаковка» и «хранение» языка в мозгу человека также осуществляется по принципу поля: парадигматические группировки языковых единиц, типовые синтагматические блоки-схемы, эпидигматические гнезда и т.п. Главное достоинство полевой модели системы языка в том, что она дает возможность представить язык как систему систем, между которыми происходит взаимодействие и взаимопредставление, в результате чего язык предстает как функционирующий механизм с постоянной перестройкой элементов и отношений между ними. 21. Проблема соотношения языка – сознания – мышления: генетические и психофизиологические основы их взаимоотношений.
№ 21
Сознание – способность отображать действительность в форме мысли, чувств и волевых состояний. С.контролирует взаимодействие организма с окружающей средой. Содержание с. – есть идеальное, физически не ощущаемый продукт мозга. С. может реализовать себя и стать действительным фактом лишь в материале знакового воплощения. Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. У человека единственно всеобщим средством, отождествляющим его с. с с. любого др. человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык. Мышление – часть сознания. М. – это психический процесс отражения действительности в формах понятий, суждений, умозаключений. М. – прерогатива человека. М. развивается, когда человек начинает овладевать языком. Форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. Мышление – есть немая внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. Часто мышление начинается с ситуации – это ситуативное мышление. Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным. Если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то это абстрактное мышление. Оба способа мышления переходят один в другой. Язык и мышление - 2-а неразрывных понятия. Мышление - форма отражения объективной реальности в сознании человека. 3 вида процесса мышления: 1) практически-действительное, 2) наглядно-образное, 3) словестно-логическое. Язык - материальная опора, средство и орудие всех видов мышления, он материализует и выражает сознание, прежде всего словарным составом. Единицы языка связаны с единицами логического мышления (Понятию соответствует слово, суждению – предложение, а умозаключение находит выражение в последовательности предложений.). Вербальность/авербальность мышления: Мысли без слов бывают! В случае внутренней речи тоже используются слова, но не звуковые (акустические), а речедвигательные. Суть вербального мышления заключается в выработке понятий, которые получают закрепление в словах, в оперировании этими понятиями. Вербальное мышление обеспечивает человеку возможность анализировать, обобщать, строить гипотезы и теории. Психофизиологические основы: Принципиальной особенностью нашего мозга является функциональная асимметрия, т.е. перекрест: левое полушарие управляет правой стороной, а правое – левой. В левом полушарии находятся зоны порождения и восприятия речи, речевые зоны – зона Брока(артикуляция) и зона Вернике(понимание). Левое полушарие обеспечивает абстрактно-логическое мышление, правое – конкретно-образное.
Л.С. Выготский замечает, что отношение мышления и речи можно было бы схематически обозначить 2мя пересекающимися окружностями, которые показали бы, что известная часть процессов речи и мышления совпадает – (сфера “речевого мышления”). Но это речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи. Есть большая область мышления, которая не будет иметь непосредственного отношения к речевому мышлению. Площадь пересечения кругов будет различной у разных людей: у ученых, у филологов эта площадь больше, у художников – меньше. Человеческое мышление опирается на 2 сигнальные системы. По учению Павлова – человек в своем познании мира использует 2 сигнальные системы. 1ая сигнальная система дает сознанию ощущения (зрительные, слуховые, вкусовые и др.), когда предметы и явления внешнего мира оказывают воздействие на органы чувств человека. 1ая сигнальная система есть и у животных. 2ая сигн. система есть только у человека. 2ая сигнальная система позволяет человеку воспринимать внешний мир через воздействие слов и на этой базе формировать понятия, суждения, умозаключения. Вторые сигналы – это слова. Человек оперирует в мышлении обобщенными понятиями, закрепленными словами. В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. Развитие письменности, например, усилило воздействие языка на мышление. Увеличились возможности языка как средства оформления мысли. Развитие мышления оказывало также влияние на язык.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|