Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительства трех премьеров




Социально-экономическая политика

Принятие Конституции РФ дало дополнительные силы правящей власти для дальнейшего проведения либерализации экономики, закрепленной в Основном Законе. Задача правящей власти состояла в том, чтобы придать этому процессу необратимый характер.

 

Правительства трех премьеров

В ходе реализации экономического курса «шоковой терапии» были заложены основы новой рыночной модели экономики и рыночной инфраструктуры. Однако итог гайдаровских преобразований показал ошибочность выбранной технологии реформ.

После гайдаровской «шоковой терапии» (декабрь 1991 - декабрь 1992 гг.) в 1993-1999 гг. Россия пережила еще три этапа постсоциалистической модернизации: умеренно-жесткой правительственной политики (1993 - март 1998 гг.), дефолта и девальвации (апрель-август
1998 г.), осмысленной и целенаправленной стабилизации (сентябрь 1998 - май 1999 гг.).

Дефолт - невыполнение обязательств, отказ от выполнения условий кредитного соглашения или рыночной сделки ввиду неспособности выплатить проценты, погасить кредит или поставить ценные бумаги, товары. Девальвация - официальное понижение стоимости денежной единицы, снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам, уменьшение реального золотого содержания.

Каждый из этапов был связан соответственно с «правлением» премьеров В. Черномырдина,
С. Кириенко и Е. Примакова. В мае 1999 г. Председателем правительства был назначен
С. Степашин, но через 82 дня, в августе того же года, его сменил В. Путин. Таким образом, при ельцинском режиме на должности Председателя правительства РФ сменилось 6 человек, из них
5 человек – с апреля 1998 г. по март 2000 г. Кроме того, за последние 7 лет своего правления
Б. Ельцин поменял 40 заместителей премьер-министров, 130 министров и большое количество советников, помощников и референтов. Постоянная смена окружения Б.Ельцина, общая кадровая чехарда, которую можно сравнить с катастрофически быстрой сменой царских министров в начале ХХ в., свидетельствовали о нараставшем кризисе власти, падении авторитета и роли президента РФ в жизни государства.

Особенность указанных этапов заключалась в том, что, во-первых, все они имели место при ельцинском режиме, установившемся в сентябре-октябре 1993 г., как системе способов и методов реализации власти; во-вторых, в эти годы было принято множество мер по конкретным направлениям рыночного регулирования экономики, в результате чего произошло становление различных форм хозяйствования и рыночной инфраструктуры; в-третьих, с учетом провала первой попытки макроэкономической стабилизации в центре внимания правительственной политики продолжали оставаться в целом прежние направления реформирования: либерализация экономики, приватизация и разгосударствление, структурная перестройка при одновременной конверсии ВПК и др., в-четвертых, социально-экономические и особенно внешне-экономические преобразования стали все больше отрываться от реального положения в обществе, в-пятых, каждый из этапов, и на это следует обратить внимание, по своему содержанию качественно отличался от предыдущего. Так, если основным содержанием кабинета министров В. Черномырдина была, например, умеренно-жесткая правительственная политика, то Е. Примакову удалось придать последней более осмысленный характер, направленный на достижение финансово-экономической стабилизации и продвижение страны по пути к становлению качественно-новой общественной системы при усилении регулирующей роли государства.

С приходом В. Путина в правительство такая политика получила свое дальнейшее развитие.

На каждом из этапов, как в 1992 г., так и в последующие годы, основная ответственность за реформы лежала на Президенте РФ и Правительстве РФ, поскольку, как показал опыт других стран с переходной экономикой, прежде всего, государств Балтии и некоторых стран Центральной и Восточной Европы, и монетаристскими методами можно было добиться определенного успеха. Монетаризм - экономическая теория, рассматривает денежную массу, находящуюся в обращении, как определяющий фактор в формировании хозяйственной конъюнктуры. Монетаризм устанавливает причинную связь между изменениями количества денег и величиной ВВП. Монетаризм возник в США в 50-е гг. ХХ в. как антипод кейнсианства. Ведущий представитель монетаризма - американский экономист М. Фридмен.

 

«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)

Через два дня после освобождения Е. Гайдара с должности премьер-министра исполнение обязанностей Председателя правительства было поручено В. Черномырдину, имевшему богатый административный опыт и отличавшемуся поразительной способностью адаптироваться к среде. Новый премьер, опираясь на бывшую советскую номенклатуру, выражал интересы директорского корпуса и высших чиновников.

Вице-премьером, а с марта 1993 г. и министром финансов стал молодой экономист
Б. Федоров, принадлежавший также к крылу реформаторов. Он являлся сторонником воплощения в жизнь программы макроэкономической стабилизации. В состав правительства также входили
А. Чубайс, А. Шохин, В. Шумейко, С. Шахрай и другие. В сентябре 1993 г. на должность министра экономики в правительство вернулся Е. Гайдар.

С возвращением к работе после продолжительной болезни осенью-зимой 1996-1997 гг.
Б. Ельцина первыми вице-премьерами были назначены А. Чубайс и Б. Немцов. Таким образом, в деятельности нового правительства обозначились два крыла – эволюционно-консервативное во главе с В. Черномырдиным и радикально-реформаторское во главе с А. Чубайсом. За противоборствующими группировками стояли мощные финансово-промышленные структуры, ведущие борьбу за укрепление своих позиций и власти и установление контроля в ведущих отраслях экономики. Радикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов. Радикализм заметно проявляется в кризисные, переходные исторические периоды.

С именем В. Черномырдина связан очередной этап реформ, который, как и период гайдаровской «шоковой терапии» был столь же противоречивым и не менее драматичным. Отметим, что собственной модели экономического развития, в отличие от Е. Гайдара, он не имел, и, по мнению Б. Федорова, не понимал многих общеэкономических вопросов. С приходом в правительство В. Черномырдина позиции реформаторов в нем были ослаблены. Все отраслевые министерства возглавляли руководители, находившиеся по отношению к реформаторам «в оппозиции» и не о каких реформах в своих отраслях изначально не помышлявшие. Первым заметным шагом в «откате» от реформ, как отмечалось, стало известное постановление о государственном регулировании цен, которое подписал В. Черномырдин уже 31 декабря 1992 г. Реформаторы предприняли «атаку» на премьера, они «устроили скандал» внутри правительства и в средствах массовой информации. В результате правительственное постановление о государственном регулировании цен было отменено. Пришлось отменить и другое непопулярное административное указание относительно запрета автомобилей с правосторонним рулем.

Главной задачей Правительства В. Черномырдина была борьба с инфляцией и обеспечение финансовой стабилизации. Оно держало ориентир на осуществление жесткой финансово-кредитной политики и обеспечение бездефицитного бюджета, обеспечение преобладания частной собственности в экономике, развитие отношений с МВФ, а в политической сфере – на сдерживание коммунистической оппозиции. Бюджет - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год). Бездефицитный бюджет - бюджет, в котором отсутствует превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В 1993 г. были предприняты энергичные попытки нормализовать хозяйственную жизнь страны, ответственность за реализацию которых возлагалась на Б. Федорова. В том же году, после выборов в Государственную Думу власти изменили некоторые основные экономические приоритеты: во-первых, последовало заявление о недопущении впредь «шоковой терапии»;
во-вторых, в качестве главного средства борьбы провозглашались немонетаристские методы;
в-третьих, стала оказываться серьезная финансовая поддержка и предоставляться льготы компаниям топливно-энергетического комплекса; в-четвертых, было принято явно ошибочное и преждевременное решение о создании т.н. рублевой зоны нового образца, а 12 апреля 1994 г. премьер-министры России и Белоруссии подписали давно готовившийся договор о поэтапном, с
1 мая того же года, объединении денежных систем обоих государств. С таким поворотом курса реформ были не согласны первый вице-премьер и министр экономики Е. Гайдар, вице-премьер и министр финансов Б. Федоров, министр социальной защиты Э. Панфилова. Как отмечалось, в начале 1994 г. они покинули правительство. В результате либеральное крыло в правительстве ослабло. Отметим также, что в начальный период своей деятельности В. Черномырдин действовал достаточно осмотрительно, он ежегодно обновлял трехлетнюю программу реформ, разработанную еще правительством Е. Гайдара, в которую вносились соответствующие коррективы. Однако внимание к этому документу зависело от конкретного соотношения сил в правительстве – реформаторов и консерваторов, а также от политических, экономических и чисто субъективных факторов. Консерваторы - приверженцы консервативных взглядов, противники прогресса и преобразований (в политической жизни, литературе и искусстве, науке). Так, в 1993-1994 гг. «Трехлетний план реформ» с разработанным графиком конкретных действий в правительстве Черномырдина не вызывал большого интереса, а часть его членов даже пыталась демонстративно от него дистанцироваться, в 1995-1996 гг., напротив, он вызывал в правительстве все больший интерес и становился, по словам А.Чубайса, «абсолютно рабочим документом».

В целом же следует отметить, что, несмотря на постепенное вытеснение из правительства ставленников Е. Гайдара, с разрешением конфликта между законодательной и исполнительной властями, после некоторых колебаний правительство В. Черномырдина продолжило реформаторский экономический курс. Реформы пусть медленно, но все же тали осуществляться, причем, по мнению Б. Федорова, «нередко более последовательно, чем это делалось в 1992 г.».
В марте 1994 г. удалось снизить инфляцию, появились благоприятные условия для стабилизации. Вместе с тем в экономике создавалось исключительная, по его словам, «либеральная ситуация», т.к. налоги не собирались, регулирование не действовало, все покупалось и продавалось. Либерализовали цены на зерно, появились реальные процентные ставки и др.

В конце мая - начале июня 1994 г. были подготовлены два «пакета» указов Президента РФ по экономическим вопросам. На их основе правительству поручалось подготовить соответствующие проекты законов и направить их в Государственную Думу на обсуждение и утверждение. Указы охватывали широкий круг проблем, в том числе – квотирование и лицензирование товаров, усиление контроля за налично-денежными расчетами, укрепление налоговой дисциплины и ряд других. Квотирование - разновидность мер по регулированию экономической деятельности, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства страны по международным соглашениям, а также необходимость соблюдать национальные интересы. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В октябре того же года в условиях долларизации экономики и роста закупки валюты резко и неожиданно произошло обвальное падение курса российского рубля, что повлекло за собой увольнение министра финансов и председателя Центробанка. Это случилось во вторник,
11 октября, поэтому обвал курса рубля в этот день получил название «черного вторника».

В конце 1994 г. удалось выровнять курс рубля по отношению к доллару, однако инфляция набирала новые обороты, и потребительские цены повысились. В том же году объем промышленного производства по сравнению с 1993 г. сократился более чем на 20%. Экономическая напряженность возрастала, она усугублялась развернувшейся в конце 1994 г. войной в Чечне. В этих условиях была утрачена возможность финансовой стабилизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...