Меры по финансовой стабилизации
В условиях углубления экономического кризиса во исполнение поставленных задач в преобразованиях, осуществлявшихся в реальном секторе экономике, с некоторой долей условности, можно выделить следующие три направления: 1) борьба с инфляцией и достижение финансовой стабилизации; 2) либерализация внешнеэкономической деятельности; Для решения первой из трех поставленных задач – борьбы с инфляцией и обеспечения финансовой стабилизации – были приняты следующие меры. 1. Ужесточен контроль над государственными расходами: отменены субсидированные кредиты, сокращены масштабы кредитования экономики со стороны Центрального банка по линии предоставления кредитов как правительству, так и коммерческим банкам. Для координации деятельности Правительства и Центрального Банка, отказавшегося от эмиссии, создавалась специальная комиссия. 2. Резко упало кредитование государств-участников СНГ. Это не исключало в отдельных случаях в целях обеспечения политических и экономических интересов России предоставление кредитов отдельным государствам ближнего зарубежья, как это имело место, например, с Молдавией во второй половине 1993 г. Предусмотренный на тот же период кредит для государств-участников СНГ в объеме 800 млрд руб. в конце того же года был сокращен наполовину, до 3. Проведена замена в налично-денежном обращении прежних «союзных» рублей на новые российские (июль-август 1993 г.), что, по замыслам Центрального Банка России, должно было заложить основу рублевой зоны нового типа. Но, как отмечалось, в такой зоне из государств-участников СНГ помимо самой России остался лишь один Таджикистан.
4. В условиях непродуманного отказа государства от таких важнейших источников дохода, как монополия внешней торговли, винно-водочная монополия, эффективная приватизация и др., для финансирования дефицита бюджета стали активно привлекаться внешние заимствования. Однако эта мера не приносила необходимой отдачи, а главное не оказывала положительного воздействия на экономический рост. Так, в 1993-1997 гг. ежегодно на 1% внешнего долга в России приходилось 1,12% падения ВВП. В США, Германии и Франции на тот же процент, напротив, приходился прирост ВВП от 0,14% до 0,17%. 5. Определены меры по разрушению системы предоставления тех или иных льгот. В этой связи отмечалось, что Президент РФ в этом вопросе вначале проявил определенную твердость, но затем уступил, стал делать исключения, например, в марте 1996 г. для мэра Москвы Ю. Лужкова, нижегородского губернатора Б. Немцова, сумевшего «пробить» указ о предоставлении нижегородской художественно-промышленной выставке таких же льгот, которые были получены мэром столицы на строительство храма Христа Спасителя. 6. Создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по налоговой политике. Принят жесткий указ, обязывающий всех должников федерального бюджета иметь только один счет. После выхода этого указа экономика, как утверждают, «громко застонала», т.к. должниками были все, а «коса Указа» одинаково резала как злостных неплательщиков, так и тех, кому для работы надо было иметь хотя бы два-три счета». Приблизить период финансовой стабильности должно было исполнение трех указов Президента, принятых в начале 1995 г.: «О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федеральных бюджетов», «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации», «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Суть нового пакета реформаторских указов состояла также в том, чтобы обеспечить дальнейшее экономическое реформирование в России.
7. Предполагалось расширить влияние государства на экономику. Суть этого процесса раскрывалась в президентском Послании-96 Федеральному собранию. В вышеназванных указах и Послании-96 ставились в этой связи такие задачи. Во-первых, сделать решающий шаг к завершению финансовой стабилизации, подавить инфляцию, обеспечив тем самым ограничение роста цен до 20%, сделав ее предсказуемой. Во-вторых, правительству поручалось устанавливать перечень продукции, цены на которую реализуются государством. Это относилось к продукции таких естественных монополий, как энергетика, транспортные услуги, связь и ряд других. 8. Введена система экспортного контроля и принимались меры по исключению практики субсидирования экспорта и другие. Таковы некоторые из мер, которые определили власти в целях ужесточения денежно-кредитной политики и улучшения регулирования слабо управляемого финансового хозяйства. Однако в целом они не привели к необходимой отдаче. Уже с конца 1997 г. появились первые признаки кризиса. Резко ухудшилось финансовое положение предприятий производственной сферы, сокращалась налогооблагаемая база, вырос внешний долг (с 78,7 до 179,9 млрд долл. США с 1992 по 1999 г.) и увеличились выплаты по его обслуживанию. Приближался знаменитый дефолт 17 августа 1998 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|