Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договор об общественном согласии




13 апреля 1994 г. был разработан «Договор об общественном согласии». На 28 апреля под его текстом были поставлены первые 245 подписей. Среди подписавших Договор Президент РФ Б. Ельцин, премьер-министр В. Черномырдин, председатель верхней палаты парламента В. Шумейко, председатель нижней палаты парламента И. Рыбкин, а также главы республик и местных администраций, руководители представительных органов субъектов РФ, лидеры политических партий и движений, профсоюзов и других общественных организаций.

Завершая церемонию подписания «Договора о согласии», Б. Ельцин подчеркивал, что отныне «Договор об общественном согласии» стал «реальностью российской жизни». Тем самым желаемое было выдано за действительное. Цель «Договора» состояла в том, чтобы стабилизировать положение в обществе, преодолеть его кризис, упорядочить противоборство политических сил, обеспечить необходимый диалог, найти точки соприкосновения и разумный компромисс. «Договор об общественном согласии» ставил общие интересы выше групповых, партийных, ведомственных и региональных. Конкретные направления достижения согласия определялись следующим образом.

Во-первых, достижение политической стабильности в обществе на основе соблюдения Конституции, уважения прав и свобод человека, принципов демократического государства. Участники Договора брали на себя обязательство не инициировать политических кампаний с целью проведения досрочных выборов федеральных органов власти. Таким образом ставилась задача отказаться от силовых методов разрешения противоречий и конфликтов.

Во-вторых, преодоление социально-экономического кризиса путем осуществления таких задач, как снижение уровня инфляции и обеспечение контроля над ней, создание предпосылок для экономического подъема, разработка концепции налогообложения, стимулирующей развитие производства, развертывание структурной перестройки, принятие мер по бюджетной задолженности, проведение активной социальной политики, разработка программы занятости населения, создание условий для функционирования агропромышленного комплекса.

Во время проведения этих и других мер по стабилизации экономики профсоюзы брали на себя обязательство не проводить и не участвовать в организации забастовок. В свою очередь, предприниматели не должны был останавливать деятельность предприятий. Роль остальных участников договора – фактическая и моральная поддержка сторон.

В-третьих, упрочение федерального устройства. Почти в каждом разделе Договора приводится длинный список законодательных актов, которые Совет Федерации и Дума должны был принять. Причем в Договоре указывалось на необходимость принятия вполне конкретных законов. Так, Федеральное собрание должно было принять: Конституционный закон о правительстве, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, новый КЗоТ, законы о свободных экономических зонах, о банковской деятельности, о рынке ценных бумаг, о прожиточном минимуме, по совершенствованию налогообложения и ряд других.

В-четвертых, развитие многонационального российского общества в режиме диалога, мирного разрешения конфликтов, обеспечение безопасности гражданина и общества. Конкретные пути решения этих проблем в Договоре не указывались.

В-пятых, развитие нравственности, образования и культуры.

Как видим, вышеназванные положения «Договора об общественном согласии» в основном носили характер целеполагания. Это относится, например, к таким положениям, как снижение инфляции, повышение инвестиционной активности, преодоление структурной деформации экономики, осуществление активной социальной политики и др. Однако было не ясно, как и каким образом Правительство собиралось все это выполнять, не видно и путей исполнения многих обязательств, что подтвердил последовавший затем отчет Правительства в Госдуме.

Договор заключался на 2 года. К общественному согласию приглашались все силы общества, придерживавшиеся принципов Договора. Однако Договор в обществе был принят неоднозначно. По опросам общественного мнения, сразу же после подписания Договора более 52% опрошенных отнеслось к нему безразлично. Не все политические силы и общественные организации согласились присоединиться к нему. Договор отказались подписать КПРФ и Аграрная партия, «Фронт национального спасения», «Русский национальный собор», движение «Трудовая Россия» и некоторые другие организации и движения, относившиеся к непримиримой оппозиции.

Принятие новой Конституции РФ и «Договора об общественном согласии» не разрешило всех проблем достижения политической стабильности и укрепления российской государственности. К тому же оставался открытым вопрос о парламентском контроле относительно использования вооруженных сил внутри страны. В то время это была одна из наиболее острых и актуальных проблем. Свидетельство тому – острый и противоречивый процесс складывания отношения федерального Центра с самопровозглашенной Чеченской Республикой Ичкерией, приведший к чеченской войне.

10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска. Предпосылками таких действий федеральных войск было резкое обострение обстановки в Чечено-Ингушской Республике, организация массовых беспорядков с применением насилия в целях отстранения от власти действовавших органов власти, провозглашенный в одностороннем порядке курс руководства Республики, пришедшего к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г., на достижение полного государственного суверенитета, ошибки и просчеты федеральных властей и ряд других.

Напомним, что еще в ноябре 1990 г. Верховный Совет тогда еще единой Чечено-Ингушетии принял Декларацию о государственном суверенитете Республики. Тогда же состоялся первый съезд чеченского народа, переименованный затем в Общенациональный конгресс чеченского народа, который провозгласил себя высшим органом власти Чеченской Республики. Во время событий 19-21 августа 1991 г. власти Республики поддержали ГКЧП, однако Общенациональный конгресс, который к тому времени возглавил Дж. Дудаев, первый чеченский генерал с опытом афганской войны, бывший командир дивизии авиации стратегического назначения, встал на сторону Б. Ельцина, организовал сопротивление ГКЧП. В конце августа - начале сентября действовавшая система органов власти в Республике оказалась разрушенной. 28-29 августа боевые отрады Общенационального конгресса чеченского народа с применением насилия захватили аэропорт, блокировали улицы и площади г. Грозного, ведущие к зданиям Совета министров, радио- и телецентра.

1 сентября 1991 г. исполком Общенационального конгресса чеченского народа и его лидеры объявили Верховный Совет Республики распущенным. Затем Д. Дудаев заявил о необходимости разделения Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики, а также обеспечения государственного суверенитета Чечни с избранием собственных парламента и президента. Такие действия исполкома Общенационального конгресса придали новый импульс массовым беспорядкам, организованным в целях отстранения от власти ее законных органов.
6 сентября его вооруженные отряды ворвались в здание Верховного Совета и прервали заседание депутатов, многих из них были избиты. Во время этих массовых беспорядков погиб председатель городского совета г. Грозного В. Куценко (по одной из версий – убит, выброшен из окна).

Лидеры исполкома Общенационального конгресса чеченского народа игнорировали федеральное законодательство, не выполняли указания Центра о сдаче оружия и роспуске незаконно созданных вооруженных формирований и т.д.

Как видим, руководство Чечни действовало противоправно, взяло курс на провозглашение независимости Республики, формируя вооруженные отряды, неподконтрольные Центру и не признавая действие федерального законодательства на территории Чечни.

Прибывший в Чечню Р. Хасбулатов одобрил тогда роспуск Верховного Совета Республики. Был сформирован новый орган республиканской власти – Высший временный Совет, который возглавил народный депутат СССР Л. Магомадов. Это была фактически первая попытка российского руководства «посадить» своего человека в Грозном. Но она оказалась безуспешной, как, впрочем, и все последующие, ибо реальная власть находилась в руках Д. Дудаева, который надеялся на «равноправную» встречу и переговоры только с самим Б. Ельциным.

Попытки российского руководства «надавить» на Д. Дудаева, в том числе путем издания соответствующих постановлений с указанием, что назначенные на 27 октября 1991 г. выборы в высшие органы государственной власти Чечено-Ингушской Республики не будут иметь правовой основы и потому не могут быть признаны законными, не давали конструктивных результатов.

27 октября Д. Дудаев был избран президентом республики. Уже 1 ноября он своим первым указом объявил последнюю суверенным и независимым государством. Съезд Народных депутатов РСФСР 2 ноября 1991 г. признал выборы президента Республики и выборы в высшие органы государственной власти незаконными. Провозгласив полную независимость своей Республики, Д. Дудаев сделал тем самым первый шаг к будущей чеченской войне.

В таких условиях в интересах охраны конституционного строя Б. Ельцин вынужден был ввести в Чечено-Ингушетии чрезвычайное положение. Оно вводилось на один месяц – с 9 ноября до 9 декабря 1991 г., но фактически оно действовало всего три дня, т.к. Верховный Совет РСФСР не утвердил Указ Президента от 7 ноября 1991 г. «О введении чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской Республике». Таким образом, впервые на части территории России вводилось чрезвычайное положение, которое, правда, так и не обеспечило реализацию целей его введения. К тому же действия Б. Ельцина по урегулированию ситуации в Чечено-Ингушетии, как отмечалось, не нашли соответствующей поддержки со стороны Верховного Совета РСФСР. В результате социально-политическая ситуация ухудшалась, конфликт с республикой продолжал разрастаться. Руководство Республики восприняло Указ от 7 ноября 1991 г. о введении чрезвычайного положения как посягательство на свободу чеченцев, многие из них взялись за оружие, вливаясь в незаконно созданные вооруженные отряды. В таких условиях в Чечню были введены (с трех сторон) федеральные войска спецназа и внутренних войск. Так был сделан упор на военные, силовые методы разрешения чеченского кризиса.

В ответ на действия федеральных властей вооруженные отряды и местное население блокировали аэропорты и некоторые другие объекты, а Д. Дудаев объявил в Республике военное положение, приказав превратить каждый дом и каждый объект в вооруженную крепость. С этого времени и в течение последующих двух с лишним лет российское руководство вело безуспешные переговоры с Д. Дудаевым. Оно фактически признало самостоятельный статус Чечни, а самого Д. Дудаева президентом Республики. К середине 1992 г. федеральные войска были выведены с территории Чечни. Федеральные власти оставили Д. Дудаеву все оружие, находившееся на территории Чечено-Ингушской Республики, в том числе 260 учебно-тренировочных самолетов,
42 танка, 34 боевые машины пехоты, 139 артиллерийских орудий, 2,5 тыс. автоматов, 27 вагонов боеприпасов, а также пусковые установки ракетных комплексов сухопутных сил.

Одновременно федеральные власти признали образование, как того добивался Д. Дудаев, двух новых республик – Чечни и Ингушетии. Съезд народных депутатов России упразднил Чечено-Ингушскую АССР и в соответствии с Законом РФ от 4 июня 1992 г. в составе Российской Федерации была образована Ингушская Республика.

Чеченский кризис встал в центр политической жизни России. Он вызвал новый виток напряженности в отношениях между Центром и субъектом федерации, что способствовало дестабилизации политической ситуации в России.

Таким образом, можно подвести итоги и сделать вывод о том, что следствием осуществления политической линии федерального центра по разрешению кризиса в Чечне стало развитие трех негативных процессов в политической жизни общества. Во-первых, чеченский конфликт все больше превращался в фактор политической дестабилизации в России. Во-вторых, произошла консолидация значительной части населения Республики вокруг Д. Дудаева, который в то время еще готов был пойти на компромисс с федеральным Центром при условии переговоров с самим Президентом. Одновременно в Республике, как, впрочем, и среди части народов Северного Кавказа, стали развиваться антироссийские настроения. В-третьих, начался новый виток напряженности в отношениях между ветвями власти, между Центром и некоторыми субъектами федерации, исполнительной властью и многими политическими партиями и общественно-политическими движениями, в том числе и среди тех, которые еще недавно активно поддерживали региональную политику Центра.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...