Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборы Президента РФ в 1996 г.




Почти сразу после выборов в Государственную Думу политические силы начали подготовку к президентским выборам, которые были назначены на 16 июня 1996 г. Это были первые выборы президента суверенной России. Они прошли в два тура - 16 июня и 3 июля – и принесли победу Б. Ельцину, переизбранному на второй срок, до 2000 г.

Уже в феврале 1996 г. президентская кампания стала набирать обороты. Всего было выдвинуто 19 претендентов. Но основными из них считались Г. Зюганов и Б. Ельцин, объявивший о своем намерении баллотироваться на второй срок только 1 февраля 1996 г. За ними следовали В. Жириновский, А. Лебедь, Г. Явлинский, а также В. Брынцалов, М. Шакум, М. Горбачев, С. Федоров, чьи шансы на успех политологи и проведенные опросы оценивали очень низко.

Изначально рейтинг сильно болевшего Б. Ельцина был низким, многие избиратели уже успели в нем разочароваться. Начальник Службы безопасности Президента даже заявил 5 мая, что президентские выборы надо отменить. Альтернатива Б. Ельцину с шансами на успех была одна – Г. Зюганов. Правда, проведенные опросы свидетельствовали, что от «партии власти» кандидатом в президенты мог быть выдвинут и премьер-министр В. Черномырдин, рейтинг которого быстро и неожиданно вырос и был одно время даже выше, чем у Б. Ельцина (табл. 5).

Таблица 5

Всероссийский опрос Фонда «Общественное мнение» о доверии президенту
и премьер-министру (за 3-5 и 14-17 сентября 1995 г.)

Отношение избирателей Б. Ельцин В. Черномырдин
03.09.95 – 05.09.95 г. 14.09.95 – 17.09.95 г. 03.09.95 – 05.09.95 г. 14.09.95 – 17.09.95 г.
Доверяю        
Не доверяю        
Затрудняюсь ответить        

В середине марта рейтинг президента вырос и вышел на 2 место после Г. Зюганова, в апреле наступило некоторое его падение. В этих условиях никто не мог гарантировать победу Б. Ельцину, но в его окружении понимали, что в случае победы Г. Зюганова Президенту могут припомнить многое и прежде всего «Беловежское соглашение» и расстрел Белого дома в октябре 1993 г.
Б. Ельцину, более приспособленному для действий в экстремальных условиях, все же удалось за 4-5 месяцев добиться заметного перевеса над своим основным конкурентом. На его стороне были следующие преимущества:

- многотиражные издания газет и журналов; поддержка телевидения со стороны всех крупных телекомпаний – ОРТ, РТР, НТР, ТВ-6;

- поддержка ведущих банков страны. Финансовые возможности для обеспечения избирательной кампании у Б. Ельцина были больше, чем у Г. Зюганова;

- поддержка региональных администраций: благодаря усилиям А. Чубайса, удалось заручиться поддержкой региональных руководителей в обмен на выплату зарплат, пенсий, сокращения задолженности, на предоставление кредитов, льгот и т.д. Президент много ездил по стране, разговаривал с людьми, порой тут же подписывал соответствующие указы о государственной поддержке того или иного региона, как это имело место в Омске и т.д.;

- осуществление массированной кампании по выплате задолженностей по зарплате и пенсиям. Было заявлено о недопущении передела собственности, необходимости помощи тем категориям населения, которые пострадали от реформ. Важную роль в привлечении на свою сторону электората сыграли обещания улучшить социально-экономическое положение людей. Последние в очередной раз поверили в популистские лозунги, выдав власти, в лице Президента, кредит доверия;

- для успеха в выборах имели значение и международные связи: встреча большой «восьмерки» в Москве, встреча с Б. Клинтоном, визит в Китай, попытки оживить отношения со странами ближнего зарубежья;

- сыграл свою роль и личностный фактор, что подтверждает высокую степень персонализации политики в России.

Всех этих преимуществ мобилизационного характера не имел Г. Зюганов. Зато ему благоприятствовали такие факторы, как разветвленная сеть партийных организаций. КПРФ была единственной партией, которая располагала своими организациями во всех субъектах РФ. Она имели крупную фракцию в Государственной Думе, свой стабильный электорат, который был лучше отмобилизован и структурирован. Кроме того, Г. Зюганова поддерживали многотиражные издания – «Правда», «Советская Россия», «Завтра». Но в целом энергичных шагов, кроме жесткой критики правительственного курса, обвинений режима в разграблении и уничтожении страны, которые требовались для корректировки имиджа и расширения электоральной базы, руководителю КПРФ не удалось предпринять. К тому же, по мнению аналитиков, если левые практически консолидировали свой электорат много раньше – к 17 декабря 1995 г., поэтому поддерживать его мобилизационную готовность в течение 4 месяцев было трудно, то Б. Ельцин же «только начал путь наверх». Он предпринял энергичные шаги, чтобы поднять свой рейтинг, победить на выборах: встречался с главами субъектов федерации, делал заявления о готовности усовершенствовать систему платежей, признал многие свои ошибки, переложив, правда, ответственность за них на своих подчиненных. Коммунисты вели предвыборную кампанию в традициях своей партии, используя при этом командные методы пропагандистского воздействия. По мнению аналитиков, если КПРФ реализовывала стратегию и тактику, выработанную аппаратом, «через ступени аппаратной иерархии и актив, то штаб Б. Ельцина прибег к современным технологиям предвыборной борьбы, поручив выработку стратегии и тактики «профессионалам в области воздействия на электорат.

Активно использовался в президентской гонке лозунг о «красной угрозе», пропаганда которого была, пожалуй, лейтмотивом всей предвыборной кампании. Успешно насаждался и миф о том, что, если избиратели не проголосуют за Б. Ельцина или за какую-либо другую кандидатуру из числа демократов, то это будет объективно способствовать приходу к власти Г. Зюганова.
Б. Ельцин прямо и неоднократно призывал не допустить возвращения коммунистов к власти. Этот призыв президента был услышан и энергично поддержан СМИ, только что критиковавшими Б. Ельцина, а также банками, проявлявшими еще недавно недовольство правительственным курсом, многими руководителями избирательных объединений и регионов.

В этой связи отметим, что лидер ЛДРП В. Жириновский в своих предвыборных выступлениях утверждал, что реально претендовать на пост будущего Президента России могут лишь Б. Ельцин и кандидат от его партии, т.е. он сам. Что же касается Г. Зюганова, то, по его мнению, рейтинг руководителя компартии намеренно завышался, чтобы якобы вывести из равновесия Б. Ельцина и спровоцировать перенос выборов. Е. Гайдар считал, что главное состояло в том, чтобы избирателям не пришлось выбирать между Г. Зюгановым и В. Жириновским. Правда, на четвертом съезде ДВР он констатировал, что в июне - июле 1996 г. выбор был не между КПРФ и ЛДПР, а между Б. Ельциным и Г. Зюгановым и прямо призвал к тому, чтобы все демократические субъекты российской политики не допустили коммунистов к власти. Г. Явлинский предложил Б. Ельцину снять свою кандидатуру на выборах президента, чтобы у некоммунистических сил появился реальный шанс победить на выборах. Одновременно он подчеркнул необходимость объединения всех таких сил для поддержки одного кандидата в президенты. Таким кандидатом Г. Явлинский считал, разумеется, самого себя. Наряду с жесткой антикоммунистической позицией были использованы и другие методы воздействия на избирателей.

Особенно активно для обработки массового сознания использовались следующие методы воздействия на избирателей.

1. Кампания «Зарплата». Она была направлена на работников бюджетной сферы и пенсионеров. Суть этой кампании заключалась в том, чтобы популистскими действиями повлиять на электорат, больше тяготеющий к КПРФ, и выбить у коммунистов ключевые аргументы, связанные с обвинениями власти относительно невыполнения социальных программ. В этих целях были приняты меры, которые дали для повышения рейтинга Президента неплохие результаты. Вот некоторые тому свидетельства. 19 января 1996 г. Б. Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению своевременной выплаты за счет бюджетов всех уровней пенсий и иных социальных выплат». Вслед за тем появился новый Указ «О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы». В марте было объявлено об осуществлении мер по финансовой поддержке в целях нормализации ситуации с выплатой зарплаты бюджетникам. Наращивалась активность Президента и по другим направлениям «заботы о народе». Иными словами, стимулировалась определенная реакция у населения путем внушения мысли о том, что Б. Ельцин – отец россиян, заботившийся об улучшении их социального положения, а значит он, а не Г. Зюганов, должен стать их Президентом. Своими энергичными популистскими действиями Б. Ельцин пытался перехватить один из главных лозунгов коммунистов, связанный с «заботой о народе».

2. Умелое использование приема решительного наведения порядка в стране. Этим целям служил старый отработанный порочный механизм публичной критики должностных лиц. Под «горячую руку» Б. Ельцина попали и.о. Генерального прокурора А. Илюшенко, против которого возбудили уголовное дело, генералы Николаев, Барсуков и Куликов, глава администрации Вологодской области Н. Подгорнова. За задержку зарплат и пенсий был подвергнут критике и сам премьер В. Черномырдин, а нескольких губернаторов и чиновников сняли с работы. Публичные «разборки» с должностными лицами дали определенный результат: часть избирателей Президенту удалось привлечь на свою сторону, его рейтинг стал расти. Умелое использование приема отождествления интересов президента с интересами «простых людей», выступавших за наведение порядка в стране, ставило Б. Ельцина выше Г. Зюганова.

3. Кампания «Голосуй или проиграешь». Развитие этой кампании преследовало две цели: во-первых, не допустить «злых» коммунистов к власти, к временам, «когда цивилизованный мир боялся Россию и считал ее империей зла». Поэтому пропаганда этого тезиса предусматривала распространение тезиса о том, что в случае возврата коммунистов у россиян будет отнята свобода, и не состоится возрождение новой, демократической России; во-вторых, эта кампания была рассчитана, по опыту президентских выборов в США в 1992 г., на расположение и привлечение молодежи, настроенной в целом более демократично. Задача сторонников ближайшего окружения Б. Ельцина состояла в том, чтобы побудить молодежь принять участие в голосовании.

4. Осуществление принципа «рекомендации». Этот принцип пропаганды, сформулированный американскими исследователями А. и Э. Ли, предусматривал использование в предвыборной кампании в целях усиления эффекта внушения популярности известных актеров, «звезд» эстрады, спортсменов. Впрочем, в ходе борьбы использовались и некоторые другие принципы пропаганды, на которые указывали американские исследователи, в том числе принцип наклеивания ярлыков, т.е. наделение личности или идеи для подрыва их авторитета оскорбительными эпитетами, принцип «подтасовки карт» - откровенной фальсификации действительных фактов с помощью тех или иных приемов, незаметных для масс и т.д.

Положительную роль в кампании Б. Ельцина сыграл и новый избирательный штаб, собранный усилиями А. Чубайса, заменивший «старый» общественный штаб по выборам Президента, который возглавлял О. Сосковец. В него вошли следующие три основные структуры:
1) аналитическая группа во главе с А. Чубайсом, которая должна была разрабатывать стратегию и тактику кампании и осуществлять внешние связи; 2) исполком во главе с Ю. Яровым, на который возлагалось обеспечение организационной работы; 3) ОДОП во главе с С. Филатовым, который должен был заниматься организацией общественной поддержки Б. Ельцина. Возглавить штаб кампании поручалось В. Илюшину. Новый штаб сумел подключить к работе профессиональных имиджмейкеров, политологов, социологов, рекламистов и др. Кампанию Г. Зюганова возглавлял его первый заместитель В. Купцов, не избежавший многих недостатков аппаратного подхода к организации выборов. Под напором ельцинской пропаганды то преимущество, которое имел Г. Зюганов в начале президентской гонки, быстро стало таять. Каких-то новых ходов, способных в предвыборной кампании резко поднять рейтинг Г. Зюганова коммунистическому предвыборному штабу найти не удалось. Надежды на повторение успеха, достигнутого на последних выборах в Госдуму, не оправдались. Собственно, вся президентская кампания была проведена по аналогии с думской. Все это сказалось на итогах президентских выборов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...