А) Центральная нервная система
Стр 1 из 15Следующая ⇒ ПАТОБИОМЕХАНИКА ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ КЛИНИКА, КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ВИСЦЕРАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА, ВИСЦЕРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ КАФЕДРА МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
ВАСИЛЬЕВА Л.Ф. Москва 2011
Учебное пособие подготовлено на основании синтеза различных направлений висцеральной мануальной терапии (остеопатии, мануальной терапии, хиропрактики, прикладной кинезиологии) и анализа функциональной взаимосвязи между патобиомеханикой позвоночника и висцеральных органов. Рассмотрены топографические взаимовлияния (висцеро-вертебральные, висцеро-висцеральные, висцеро-вазальные, висцеро-невральные, висцеро-мышечные) и ассоциативные взаимосвязи (висцеро-вертебральные, висцеро-мышечные, висцеро-меридианальные, висцеро-эмоциональные) характерные для патобиомеханики каждого из органов брюшной полости. Представлены критерии визуальной, пальпаторной диагностики патогенетически значимых внутренних органов, имеющих функциональные нарушения. Методы коррекции представлены разнообразными техниками, с определением оптимального направления воздействия и оценкой завершения лечения, подробно описаны гигиены поз и движений. Детально описаны методы диагностики и терапии торако-люмбальной и тазовой диафрагм. Текст подробно иллюстрирован, что облегчает усвоение материала. Пособие предназначено для мануальных терапевтов, владеющих теоретическими основами и пальпаторными навыками мануальной диагностики и терапии В пособии использованы иллюстрации Г. Шпитцера из книги X. Фениш «Карманный атлас человека», врачей - мануальных терапевтов И. Литвинова (Москва), Н. Грошевой (Новосибирск), Е. Лининой (Ангарск) D.Walter «Applied kinesiology», J Trevell., D. Simons «Myofascial Pain», материалы Дж.Шейфера по методам мануального мышечного тестирования
Учебное пособие предназначено для аудиторных занятий, для врачей – курсантов международной школы прикладной кинезиологии года обучения. Автор Васильева Л.Ф. – зав. кафедрой мануальной терапии Российского государственного медицинского университета заведующая лабораторией Федерального научного клинико- экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор президент – основатель межрегиональной ассоциации прикладной кинезиологии в России
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ Среди врачей терапевтов и неврологов - мануальных терапевтов висцеральная терапия считается одним из наиболее трудных в диагностике и лечении патобиомеханических изменений. Многие мануальные терапевты, напуганные возможными осложнениями от висцеральной терапии, вообще отказываются от целенаправленного механического воздействия на внутренние органы, заменяя их мягкими щадящими нецеленаправленными массажными приёмами, надеясь, что, возможно, патобиомеханика внутренних органов сама пройдёт после улучшения кровоснабжения и лимфооттока. Еще более сложная ситуация, когда патобиомеханика внутренних органов имеет опосредованную клиническую манифестацию через патологическую активацию висцеро-моторных рефлексов. В этом случае, без кинезиологической диагностики патобиомеханика внутренних органов вообще остаётся без внимания, приводя к органическим поражениям внутренних органов. На самом деле именно патобиомеханика внутренних органов - наиболее благоприятный предмет для проведения висцеральной мануальной терапии. Это связано с тем, что органы брюшной полости – расположены поверхностно, достаточно объёмные по размеру (печень, желудок, толстый кишечник), доступный со всех сторон тела пациента (не ограничены костями таза и грудной клеткой). По сравнению с органами грудной полости и малого таза, органы брюшной полости достаточно мобильны, так как меньше фиксированы к скелетным образованиям, легко корригируется. Восстановление их биомеханики сказывается благоприятно, не только на функции самих органов брюшной полости, но и на функции мышц плечевого сустава (при патобиомеханике печени), поясничного отдела (при патобиомеханике толстого кишечника), тазобедренного (при патобиомеханике тонкого кишечника) и коленного суставов (при патобиомеханике желчного пузыря). Это связано с тем, что восстановление функции органов брюшной полости приводит к одновременному восстановлению активности стреч-рефлекса мышц агонистов движения данных суставов.
Тогда почему же так трудно идёт обучение висцеральной мануальной терапии на органах брюшной полости и что необходимо предпринять, чтобы быстро освоить и успешно применять полученные навыки. 1. Неуверенность в интерпретации собственных ощущений 2. Страх принести вред своим воздействием. В этом случае неоценимую помощь окажет овладение методами прикладной кинезиологии и в первую очередь - мышечным тестированием состояния стреч-рефлекса мышц, ассоциированных с внутренними органами. Это метод биологической обратной связи позволит всегда перепроверить выявленные нарушения и их патогенетическую или саногенетическую значимость для исследуемого пациента. Многие специалисты до сих пор не знакомы с прикладной кинезиологией, а ведь этот метод официально входит в состав методов мануальной терапии (методические рекомендации «Мануальная терапия» от 2005 г., приказ №. ФС 001\2005 от 24.02.2005 г. Именно обучению этой комбинации мануальной терапии и прикладной кинезиологии посвящено данное учебное пособие. Предлагаемый материал предназначен для 4-го семинара по прикладной кинезиологии. Для того чтобы максимально усвоить предлагаемый материал, Вы должны познакомиться с материалом 1-го семинара, посвященного мануальному мышечному тестированию и разбору причин формирования мышечной гипотонии на периферическом уровне, познакомиться с новыми понятиями, такими как сверхоблегчённость и гиперреактивность мышц. Далее Вы должны познакомиться с материалом 2-го семинара, посвящённого искусству визуальной диагностики. После этого для Вас важно освоить возможности использования прикладной кинезиологии в вертебрологии (3-1 и 4-1 семинар), чтобы Вы с успехом могли подойти к овладению висцеральной терапии. Именно эти знания позволят Вам во всём многообразии укороченных и расслабленных мышц, найти патогенетическую значимую и отличить компенсаторные функциональные блоки от патогенетически значимых. (Литературу и DVD диски можно приобрести на кафедре или заказать наложенным платежом по адресу, указанному в конце учебного пособия).
ВВЕДЕНИЕ Для того чтобы ваше обучение на семинаре прошло успешно вам необходимо составить определенный порядок усвоения теоретических знаний, чтобы на практике, в процессе обучения овладеть мастерством манипуляций. Итак, для того, чтобы уверенно работать на органах брюшной полости вы должны. Используя возможности литературы и DVD-дисков, предоставленных вам для предцикловой подготовки, вы должны самостоятельно найти ответы на приведённые ниже вопросы. 1. Как определить, что у пациента, с болью в области различных отделов мышечно-скелетной системы, патобиомеханика внутренних органов имеет патогенетическое значение? 2. Какой конкретно орган будет страдать у пациента с локализацией клинической симптоматики (рефлекторные и компрессионные синдромы) в области плечевого, тазобедренного или коленного суставов, а также грудного и поясничного отдела позвоночника (и как это можно определить при осмотре и визуальной диагностике)? 3. Как определить, что у вашего пациента, жалующегося на боль в области органов брюшной полости (грудной полости и органов малого таза) патобиомеханика органов брюшной полости первична, или она имеет компенсаторный характер? 4. Если патобиомеханика органов брюшной полости имеет компенсаторный характер и не требует висцеральной терапии, то тогда как узнать, что лежит в основе её формирования: а) патобиомеханика другого органа, прилежащей мышцы или элемента опорно-двигательного аппарата с которым поражённый орган имеет топографические связи; б) патологическая активность ассоциативных связей (эмоциональных, вертебральных, мышечных, канально-меридианальных, химических); или в) нарушение собственной иннервации, кровоснабжения, лимфооттока? 5. Если патобиомеханика органов брюшной полости первична, то, как определить, она носит функциональный характер (требующий для своей коррекции методы висцеральной мануальной терапии) или органический (когда висцеральная мануальная терапия противопоказана)? 6. Как правильно построить патобиомеханический диагноз и как его сопоставить с тем клиническим диагнозом, с которым пациент пришёл?
7. Если патобиомеханика органов брюшной полости патогенетически значима, она носит функциональный характер, и патобиомеханические нарушения для своей коррекции требуют висцеральной терапии, то какие из них более значимы (висцероптоз, висцероспазм или фиксация)? 8. Если Вы выяснили, что висцероптоз, висцероспазм, или асимметричная фиксация приоритетны в формировании патологии, то как определить направление висцерального воздействия? 9. Как уточнить, что проведённого висцерального мобилизационного воздействия достаточно, и у пациента не появилась необходимость в последующей химической поддержке, коррекции эмоций или канально-меридианального воздействия? 10. Как правильно провести мобилизацию, с учётом гигиены поз и движений, чтобы воздействие было наиболее щадящим и наиболее эффективным? Первые 9 пунктов из предлагаемой таблицы Вы должны знать до начала цикла, используя в своей работе предлагаемое учебное пособие, другие книги, DVD с лекционным материалом. И тогда 10-й пункт, мы будем детально с вами отрабатывать на занятии, доводя технику вашего исполнения до совершенства, пытаясь обогатить вашу клиническую практику разбором пациентов. Но если вы придёте неподготовленным, то большая часть вашего времени на семинаре будет посвящена изучению теории и нашим ответам на ваши вопросы, которые вы можете разобрать самостоятельно, многократно просматривая предоставленный для этого лекционный видеоматериал и методические рекомендации. Для облегчения усвоения черно-белые иллюстрации должны быть раскрашены цветными водяными фломастерами, разными цветами выделены связки, нервы, сосуды органа, который изучается. Человек может практически освоить только то, что понимает,увидеть только то, что знает, применять новые навыки диагностики и лечения только при визуальном и пальпаторном восприятии, а так же дальнейшей уверенности в правильности интерпретации своих ощущений, опираясь на анатомическую и нейрофизиологическую основу своих знаний. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: Ассоциативные висцеро-мышечные связи - функциональные связи, образованные наосновании совпадения длины электромагнитных колебаний эндоритма органа и мышцы Ассоциированная мышца – мышца, имеющая ассоциативные связи с конкретным органом, позвонком, зубом, меридианом, костью черепа, конкретными минералами и витаминами. Это эмбрионально образованная связь основана на одинаковой частоте электромагнитных колебаний вышеперечисленных структур Ассоциативные висцеро-позвоночные связи - функциональные связи, образованные на основании совпадения длины электромагнитных колебаний эндоритма органа и позвонка Ассоциативные висцеро-меридианные - функциональные связи, образованные на основании совпадения длины электромагнитных колебаний эндоритма органа и меридиана Височное постукивание – Висцеральные фиксации - потеря органом частичной или полной своей способности к подвижности Разновидности висцеральных фиксаций: межорганные фиксации - нарушение скольжения органа по окружающим тканям, спайки связочные фиксации - растяжение связочного аппарата (птозы) мышечные фиксации - спазмы внутренних органов статические фиксации - вызывающие нарушение функции органа (изменение натяжения связок, изменение направления оси вращения) динамические фиксации - нарушение функциональных связей с прилежащими органами (опущение правой почки - потеря связи с печенью МФЦ - миофасциальные мышечные цепи Индикаторная мышца – любая исходно сильная мышца (в эмбрионально связанных элементах дисфункции нет, уровни регуляции сохранены) Провокация - изменение силы мышцы в ответ на увеличение активности имеющегося очага поражения посредством раздражения: а) механическое раздражение - растяжение мышцы, давление на точку, смещение позвонка органа; б) химическое раздражение - локализация на кожу, слизистые оболочки химических веществ (токсинов, пищевых добавок); в) эмоциональное раздражение - проговаривание вслух или мысленно слов, дат, воспроизведение событий, вызвавших неадекватную эмоциональную реакцию у пациента. РПДС – региональный постуральный дисбаланс связок Связка Трейтца – мышца, подвешивающая двенадцатиперстную кишку Синдром протекающего кишечника – расхождения энтероцитов с образованием щелей, как результат гипотонии слизистой оболочки, поступление макромолекул в кровь ТЛ - Пальпаторный контакт руки пациента с поверхностью кожи на месте локализации остистого отростка, точек акупунктуры, висцерального органа и т. д., в результате которого появляется изменение силы мышцы ТТ – триггерная точка Уменьшение активности внутреннего органа - (остеопатический термин-остановка) спиралевидного движения органа в направлении его естественного эндоритма Фасция Тольдта – окружает, удерживает и прикрепляет к задней брюшной стенке восходящий и нисходящий отделы толстого кишечника Фиксация - потеря органом частичной или полной своей способности к подвижности Ритмическая мобилизация – восстановление ограничения движения органа посредством ритмического мелкоамплитудного пассивного движения в направлении имеющего ограничения Прямая мобилизация производится непосредственно на орган, доступный пальпации. Непрямая мобилизация – производится непосредственно на орган, доступный пальпации, в направлении ограничения подвижности органа. Косвенная мобилизация - косвенное воздействие на органы, недоступные прямому воздействию (легкие, средостение), через костные и мышечные структуры, на которых расположены органы Манипуляция - одномоментное смещение органа толчком. Аутомобилизация - устранение фиксаций посредством выполнения определенных движений непосредственно пациентом
Глава 1.
1.1. Анатомия, физиология, биомеханика и патобиомеханика
1.1.1. Системы, обеспечивающие движение внутренних органов а) Центральная нервная система (активность поперечно - полосатых мышц при ходьбе и других перемещениях) вызывает пассивную мобилизацию внутренних органов и их взаимоскольжение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|